Касимов. Кафедральный собор Вознесения Господня.

В центре Соборной площади возвышается громадный Вознесенский собор, возведенный в 1854-1862 годах по проекту рязанского губернского архитектора Н.И. Воронихина. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, разобрана в 60-х годах XX века. Собор построен в стиле архитектуры второй половины XIX века с применением в декоративной обработке фасадов не только ложнорусских фасадов, но и татарских. Сегодняшний Вознесенский собор был возведен на месте каменного Вознесенского собора 1748 года, который в свою очередь был построен на месте деревянной церкви Вознесения.

В 1571 году Касимов описывается в писцовых книгах Петра Воейкова как деревянный город, в котором упоминается деревянная соборная церковь Вознесения Христова с приделом в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Однако упоминаемая в писцовых книгах церковь 3 июня 1679 года сгорела, как видно из челобитной соборного священника к преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому. Соборные иконы уцелели и были перенесены в Пушкарскую Николаевскую церковь. Точных указаний на то, когда же был возведен новый храм, в документах не имеется, но историки относят строительство нового собора к  XVII столетию. Но вначале XVII века и этот храм сгорел.
Построение каменной пятиглавой соборной Вознесенской церкви с приделом в честь Ионна Предтечи недалеко от деревянной, было начато по благословению преосвященного Алексия Титова. Строительство шло на средства и старанием Касимовского воеводы Василия Михайловича Ховрина и началось 27 марта 1748 года. 13 июня 1754 года собор был освящен по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым.
В 1779 году была построена каменная колокольня вместо деревянной на шести столбах. Средства на нее дал Василий Андреевич Губарев. В 1876-1878 годах в храме произошли ремонтные работы. Был построен новый расширенный алтарь, устроен новый иконостас и расписаны стены храма. 8 августа 1787 года состоялось освящение храма архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием и соборным протоиереем Федором Ипатьевым. К 1790 году в храме, усердием В.А. Губарева, вместо одного было устроено два придела. На правой стороне во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Василия Великого, а на левой — во имя святителя Димитрия Ростовского чудотворца и святой Екатерины великомученицы. Храм был освящен в 1790 г., на антиминсах, выданных из Успенского кафедрального собора. В 1837 году этот храм посетил наследник престола цесаревич  Александр  Николаевич, который проезжал по Рязанской губернии.
В XIX веке вместо обветшавшего храма был построен новый, ныне существующий собор с приделами Покровским и Предтеченским. Начало его строительству было положено 25 июня 1854 года, а окончен и освящен полностью в 1867 году. План собора был снят с плана собора в Гатчине, о чем было написано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 г.
Из древних и ценных реликвий, которые находились в соборе, были: Евангелие печати 1677 года, подаренное царевичем Алексеем Михайловичем с собственноручной надписью, а также ружная грамота царя Алексея Михайловича 1672 года на выдачу годового жалованья соборному причту и икона Иоанна Предтечи, присланная Иоанном Грозным (или Алексеем Михайловичем — по мнению других историков прошлого) для молитвы о сыне.
В 20-х годах ХХ столетия был закрыт; перед этим некоторое время находился в распоряжении обновленцев. В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил  устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. В 1960 году соборная колокольня была разобрана.
Вознесенский собор возвращён Церкви в 1998 году. В 2001 году с помощью благотворителей началось восстановление Вознесенского собора.Торжественное освящение его состоялось 1 июля 2002 года. Его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении пяти иерархов: Рязанского и Касимовского Симона, Нижегородского и Тамбовского Евгения, Шацкого Иосифа, Дмитровского Александра и Сергиево-Посадского Феогноста. Среди сонма священнослужителей в сане архимандрита был ныне здравствующий Нижегородский архиепископ Георгий.
Боковые приделы собора: правый – Покрова; левый – Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В настоящее время освящен только правый придел. С 2006 года в праздник Вознесения Христова в Воскресенском соборе со всех храмов собираются Крестные ходы на молебен.
http://www.ryazeparh.ru

В центре Соборной площади Касимова возвышается громадный Вознесенский собор, возведённый в 1854-1862 гг. по проекту рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, разобрана в 1960-х гг. Собор построен в стиле архитектуры второй пол. ХIХ столетия с применением в декоративной обработке фасадов не только ложнорусских мотивов, но и татарских. Несмотря на то, что настоящий собор был построен в ХIХ в., его история началась значительно раньше. В 1571 г. Касимов вошёл в состав окраинных укреплений на востоке Московского княжества и описывался в писцовых книгах Петра Воейкова и Постника Ракова, составленные в 1627 г., как деревянный город, в котором имеется «соборная церковь Вознесения Христова, древяна клецки, да у той церкви придел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, а в церкви образ местной Вознесения Христова в киоте на краске, а пред образом свеча поставная, двери царския и сень и столпцы на краске, перед деисусом шесть подсвечников деревянных, паникадило медное…»
Однако, упоминаемая в писцовых книгах Вознесенская церковь 3 июня 1679 г. сгорела, после чего последовала челобитная от соборного священника к преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому. Соборные иконы уцелели и были перенесены в Пушкарскую Никольскую церковь. Через некоторое время на этом местве строится деревянный храм с тем же посвящением. Но и он не дожил до нашего времени, сгорев в огне пожара в первой половине ХVIII в. К сожалению, данных по этому поводу не сохранилось. В 1748 г. Касимовский воевода Василий Михайлович Ховрин рядом с церковным пепелищем  возводит на свои деньги каменный пятиглавый храм в честь Вознесения Господня и двумя боковыми приделами — один в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а другой — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 13 июня 1754 г. церковь была освящена по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым. В 1779 г. была выстроена каменная колокольня вместо деревянной на шести столбах. Средства на неё выделил касимовский купец Губарев. Благодаря усердию предводителю Касимовского дворянства и уездного судьи тов. Губарева, по просьбе соборного протоиерея и епархиального начальства, был до основания разобран алтарь храма, устроен новый иконостас, соразмерный с алтарём, а стены украшены живописью. После ремонтных работ, переосвящение Вознесенского храма состоялось 8 августа 1787 г., которое провёл архимандрит Солотчинского монастыря Иоанникий и соборный протоиерей Фёдор Игнатьев. Позже, Губарев, ратуя о красоте и благолепии церкви подаёт 10 декабря 1787 г. прошение на сооружение в трапезной ещё двух приделов — на правой стороне, во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и св. Василия Великого, а на левой — во имя св. Димитрия Ростовского и св. Екатерины Великомученицы. По устроении новых приделов, храм был повторно освящён в 1790 г., на антиминсах, выданных из Успенского кафедрального собора. В 1799 г, всё тот же Василий Андреевич Губарев пишет в Рязанскую консисторию прошение в котором просит разрешить заменить деревянную крышу храма на железную, за свой счёт. На что бы получен положительный ответ.
В 1837 г. Свято-Вознесенский храм посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич, который путешествовал тогда по Российской империи, в частности по Рязанской губернии. Именно с Касимова он начал знакомство с губернией. У соборного храма после молебна он сделал смотр нижним чинам и был доволен встречей с жителями города. Церковь, построенная в 1748 г. была низка, мала и тесновата. Со временем, прихожане решили собрать деньги на строительство нового вместительного храма. Инициативная группа из прихожан, занялась поисками архитектора и проекта будущего собора. Поиски привели в Гатчину, где был снят точный план с тамошнего городского собора, о чём было сказано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 г. После некоторых дополнений к предлагаемому проекту собора, с коррекцией к существующему плану города Касимова, губернское начальство лишь через 10 лет дало положительное решение на возведение такого грандиозного сооружения в уездном городе на Оке. Рязанский губернский архитектор Н. И. Воронихин составил окончательный план и фасад будущего собора. В 1842 г. по добровольной подписке была собрана крупная сумма денег, в размере 38 000 рублей ассигнациями, из них 25 000 рублей было передано наследниками покойного почётного гражданина города Касимова — Михаила Абрамовича Якунчикова.
Строительство собора началось с торжественного молебна 11 августа 1854 г., о чём благочинный сообщал своему архипастырю. Пока строился соборный храм, службы с разрешения епархиального начальства отправлялись в Успенском, соседнем храме. В 1860 г. комитет по строительству доносил, что церковь внутри уже вся оштукатурена, окна вставлены и, уже приступили к установке иконостаса. Рисунок иконостаса был выполнен тем же архитектором, по проекту которого возводился этот грандиозный собор — Воронихиным. Касимовцы очень многим помогали в сооружении долгожданного храма. Так, уже в 1866 г. стало возможным в храме устроить 4 изразцовых печи, построить каменную паперть со входа, достроить и установить шатровый купол с главкой на соборную колокольню, начатую строительством в 1859 г. на средства касимовского купца Алянчикова, закупить колокола, поставить на пяти куполах кресты — железные, вызолоченные, а на колокольне крест, обтянутый белым глянцевым железом. Колокольня была самым высоким сооружением в городе, на ней висел набор из колоколов, самый большой из которых весил 760 пудов. В 1863 г. соборный храм был почти построен, за исключением главного резного иконостаса, который к этому времени находился без святых икон. По своему облику, вместительности и богатству внутренней отделки, собор принадлежал к числу самых красивейших церквей Рязанской губернии. 14 мая 1867 г. Вознесенский собор был освящён. После освящения главного престола, приступили к покраске стен и сводов масляной краской, что и было сделано в 1889 г. Внутренние росписи основного купола были закончены в 1890 г. В конце 1920-х гг. собор Вознесения Господня был закрыт, а перед закрытием некоторое время находился в распоряжении обновленцев. В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. Горторг, который находился рядом со зданием собора, был предупреждён о переносе своих торговых палаток, дабы они не мешали новым парашютистам «испытывать свои внутренние силы». С верхнего яруса колокольни был спущен длинный трос на торговую площадь, по которому спускались парашютисты.
Шли годы… 7 апреля 1960 г. на заседании исполкома Касимовского городского Совета депутатов трудящихся встал вопрос о разборе полуразрушенной к тому времени колокольни на Советской площади. «Ввиду того, что находящаяся на одной из центральных площадей г. Касимова соборная церковь подвергается разрушению, и не является памятником архитектуры, под охраной государства не стоит» исполком решил «в целях улучшения и обеспечения безопасности движения на Советской площади людей и автогужевого транспорта до 1 июля разобрать грозящую обвалом соборную колокольню, а кирпич использовать на ремонт жилого фонда». После разбора колокольни, в здании храма разместилась спортивная школа для детей. Лишь в 1998-м году его передали Церкви. Вознесенский собор, символ древнего Касимова, силами прихожан и неравнодушных горожан начал медленно восстанавливаться. 1 июля 2002 г. Собор Вознесения Господня после реконструкции и капитального ремонта был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении пяти иерархов.
С сайта: www.kasblag.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?