Генеральным планом города Каширы 1779 года предусматривалось создание торговой площади, которая получила название Хлебная. На ней были построены торговые ряды (большая часть их разобрана на кирпич в 1930-х годах). В 1802-1817 годах в центре площади возведена ныне существующая каменная церковь Введения во храм Божией Матери с приделами Воздвижения Креста Господня и святых мучеников и бессеребренников Косьмы и Дамиана. Колокольня до 1860-х годов была 5-ярусной, на средства купца Перцева надстроен 6-й ярус, в котором были установлены часы с боем. Храм был расписан в технике гризайль. В советское время закрыт, погибло внутренне убранство и роспись. В помещении устроили склад, потом мастерские. В 1991 году храм возвращён общине верующих.
Источник: О. Пэнэжко «Г. Кашира. Храмы Каширского района». 2001
Город Кашира, Введенская церковь.
В состав прихода этой церкви, кроме городской части, входит подгородняя Стрелецкая слобода. Всего в приходе 162 муж. пола и 174 жен. пола. Время возникновения прихода неизвестно. Приходский храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с правым приделом во имя Воздвижения Креста Господня и левым во имя бессребреников Космы и Дамиана построен в 1802 -17 гг.; в пользу храма получаются проценты с 2118 руб. 12 коп. и доходы в размере 553 руб. за отдачу каменных лавок, принадлежавших церкви.
Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, причт получает проценты с капитала в 6883 руб. Полевой земли 15 десятин, луговой 29 десятин, из них неудобной 9 десятин. С 1892 года в приходе существует церковно-приходская школа.
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Каширский уезд, стр. 395.
Строительство церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Кашире было начато в самом начале 19 века. Закладной камень был помещен в ее основание в 1801 году, по благословению первого Тульского епископа Мефодия. О другой Введенской церкви было известно еще с середины 18 века. В частности, сохранились данные о том, что церковь была каменной, стояла в Стрелецкой слободе, была приходской и находилась за линией городских укреплений. Всего же в Кашире того времени имелось три храма внутри городских стен и четыре, включая Введенский, за их пределами.
Первое здание Введенской церкви было разобрано как ветхое, а на его месте появилась жилая застройка. Во второй пол. 18 века Кашира утратила значение как крепость и стала развиваться как торговый город. В связи с этим жители Стрелецкой слободы стали заниматься земледелием. Для проведения сезонных ярмарок в слободе была построена Торговая площадь, которая впоследствии переименована в Хлебную. Участок под постройку храма был отведен в северо-западной части площади. Такая постановка храма, со смещением относительно главной оси города и геометрического центра площади, обеспечивала беспрепятственное движение гужевого транспорта и раскрытие панорамы на Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Церковь строилась на пожертвования прихожан свыше 15 лет, до 1817 года. К 1804 г. было завершено строительство трапезной. Престол в честь Воздвижения Креста Господня в юго-восточном углу трапезной был освящен 3 октября 1804 года, 31 октября 1813 года в северо-восточной части был освящен престол во имя бессребренников Косьмы и Дамиана. В 1812 году из-за Отечественной войны строительство храма было приостановлено и возобновлено только после ее окончания.
Храм поставлен на белокаменном цоколе, имеет традиционное трехчастное продольно-осевое построение. Двусветный четверик храма с полукруглой алтарной апсидой оформлен полуколонными портиками тосканского ордера, несет массивную световую ротонду с куполом, увенчанным световым барабаном. Купольная ротонда восходит мотивами убранства к школе архитектора М.Ф. Казакова, обработана по сторонам света креповками с полукруглыми окнами и небольшими треугольными фронтончиками в завершении, перекликающимися с фронтонами портиков нижней части здания. К основному объему храма примыкает обширная четырехстолпная трапезная, перекрытая системой парусных и коробовых сводов с распалубками.
Примыкающая к западному фасаду трапезной колокольня первоначально была пятиярусной. Она аналогична колокольне Никольской церкви в Веневе, которую исследователи связывают с творчеством тульского губернского архитектора Никифора Сокольникова. В 1877 году колокольня приобрела современный вид. На средства серпуховского рыбопромышленника Александра Перцева на колокольне была осуществлена надстройка со шпилем и часами-курантами. Часы были изготовлены на фирме «Ф. Винтер» в Санкт-Петербурге.
Храм был украшен росписями в технике «гризаиль», в которой рисунок выполнялся двумя цветами. Таким способом в интерьере храма был сымитирован лепной декор. Часть здания во второй четверти 19 века была украшена росписью в стиле классической живописи. На западной стене храма находилась композиция, повторявшая известную картину А. Иванова «Явление Христа народу».
В первом десятилетии 19 века рядом с незавершенной еще церковью была построена богадельня на 12 человек, содержавшаяся за счет каширских купцов. К 1830-м годам архитектурный комплекс Введенской церкви был дополнен каменной часовней, поставленной в середине ограды на восточной стороне церковного участка: по сторонам часовни располагались каменные лавки, сдававшиеся разным лицам внаем. Также в это время были возведены здания торговых рядов. Каменные, частью деревянные ряды, выстроенные в виде полуциркульных арок в два яруса, охватывали площадь.
В 1930-е годы церковь оказалась закрытой. В 1960-е годы в здании располагался склад продуктов и тары, затем мастерские. Использование здания не по назначению привело к многочисленным утратам, внутреннее убранство и настенная роспись не сохранились. К этому времени пришла в негодность железная крыша трапезной, была частично разрушена кирпичная кладка, а также белокаменный архитектурный декор на фасадах здания. В 1970-х годах проведены реставрационные работы (архитекторы В. Цукерман и Н. Свешников). В 1991 году церковь была возвращена Русской Православной церкви, в ней возобновились богослужения. Сейчас Введенский храм признан одним из самых величественных и выразительных достопримечательностей исторического центра Каширы.
Сайт: www. prav-kashira.prihod.ru
Известно, что в письменных источниках Введенская церковь впервые упоминалась в середине ХVIII столетия (1756). Она была каменной и располагалась в Стрелецкой слободе. Согласно данным, приведённым в «Топографических известиях» за 1771 год, в черте города располагались «три церкви: 1) соборная Успения пресвятыя богородицы и 2) приходская Живоначальныя Троицы; 3) приходская святителя Петра Митрополита деревянная; за городом все приходския: 1) Введения пресвятыя богородицы каменная; 2) Вознесения Господня; 3) святых мучеников Флора и Лавра; 4) святаго великомученика Георгия деревянныя». Прошло ещё несколько лет, и Кашира из крепости превратилась в торговый город, где на рынках предлагали скот и хлеб на продажу. Поэтому жители Стрелецкой слободы, к примеру, занялись хлебопашеством.
В 1777 году Каширу причислили к Тульскому наместничеству (с 1779 года — губернии), она получила свой герб и регулярный план. При этом во многом сохранилась прежняя планировка — дорога, проходившая между двумя проездными башнями, стала, что называется, главной осью города. Большая Московская (Советская) улица пересекала городской центр и словно ориентировалась на Троицкий Белопесоцкий монастырь. На её оси располагались Главная и Торговая (потом — Хлебная, Базарная, а ныне — Урицкого) площади. На Торговой несколько раз в год устраивались ярмарки. Причём, самой знаменитой считалась апрельская Георгиевская, когда вовсю торговали лошадьми, рогатым скотом и хлебом. Введенская церковь к тому времени изрядно обветшала, её разобрали, а землю под ней отдали под городскую застройку — в 1793 году там уже возвели несколько десятков домов. Тогда же, после пожара, начали заново отстраивать Хлебную площадь. На ней появились деревянные лавки, на смену которым позже пришли каменные торговые ряды. Забегая вперёд, стоит сказать, что большая их часть была разобрана в начале 1930-х годов. А в 1802 году в северо-западной части Хлебной площади в присутствии епископа Тульского Мефодия был заложен новый Введенский храм. Любопытно, что храм целенаправленно ставили не в центре площади — дабы не препятствовать проезду транспорта и не перекрывать панораму на Белопесоцкий монастырь. Поскольку церковь возводилась исключительно на пожертвования, то строительство заняло пятнадцать лет.
В начале ХIХ века, когда ещё сам Введенский храм не был завершён, рядом с ним на средства прихожанина Прокопия Казакова построили богадельню. Двухэтажное здание было рассчитано на 12 человек; содержали учреждение каширские купцы, причём львиную долю средств выделил купец С. Л. Лепёшкин, а также предприниматель по фамилии Красильников. Потом началась Отечественная война 1812 года. И, хотя Каширу как таковую она не затронула, строительство храма замедлилось. В октябре 1813 года закончили и освятили престол во имя святых бессребреников Космы и Дамиана в северо-восточной части трапезной. И только к 1817 году Введенский храм был «ко освящению всеми нужными вещами приготовлен и благолепием украшен». Осенью храм освятили на прежнем антиминсе. К 1830 году Введенский храм дополнили каменной часовней, по сторонам которой поставили торговые лавки. Кроме того, на самой Хлебной площади на средства местного купечества построили каменные торговые ряды. К середине ХIХ века храм расписали «как внутри, так и по местам снаружи». Таким образом, Веденская церковь стала не только местом для молитвы, но и настоящей достопримечательностью города. Что касается интерьера Введенского храма, то внутри он был украшен росписями, выполненными в технике гризайль, который должен был сымитировать лепной декор. Во второй половине ХIХ столетия на стенах появились классические живописные росписи. Например, известно, что на западной стене находилась копия знаменитого «Явления Христа народу», оригинал которого, как известно, принадлежит кисти художника Александра Андреевича Иванова. Забегая вперёд, стоит сказать, что всё великолепное оформление после революции было уничтожено.
Примечательно, что имя автора проекта Введенского храма до сих пор остаётся неизвестным. Специалисты выдвигают различные версии. Одни полагают, что архитекторами были братья Сокольниковы; другие уверены, что храм строил Н. В. Урюпин; третьи приписывают церковь Ивану Пименову. Кто же все эти люди? Иван Пименов, например, был архитектором Тульского оружейного завода и как раз на рубеже ХVIII-ХIХ веков работал в Кашире, где, например, разработал проект Вознесенского храма, который, правда, так и не был осуществлён. Николай Васильевич Урюпин занимал должность тульского губернского архитектора. Ученик В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, он постигал мастерство в школе при московском Каменном приказе, а потом вместе с Баженовым трудился над ансамблем в Царицыне, а позже — в экспедиции Кремлёвского строения в команде М. Ф. Казакова. И наконец, ещё одни «кандидаты» в архитекторы Введенской церкви — братья Никифор и Козьма Сокольниковы. О них известно, что прежде они были механиками Тульского оружейного завода. Потом Никифор служил архитектурным помощником К. И. Бланка, когда тот возводил Екатерининский дворец в Лефотове. После этого он получил назначение на должность архитектора на Оружейный завод, а к концу 1790-х годов дослужился до поста тульского губернского архитектора. К 1850 году в храме решено было сделать ремонт. Утеплили придел, установили ограду — металлическую решётку на каменном фундаменте. На втором этаже богадельни разместили Каширское духовное правление. На площади, прилегающей к храму, регулярно проходили ярмарки, а два раза в неделю собирался городской базар. Кроме того, на Московской улице построили каменные лавки — в одной из них торговали свечами, а остальные сдавали в аренду.
В 1862 году неожиданно возникла проблема с колокольней. Сохранилось письмо каширского головы Ильи Казакова благочинному соборному протоирею Никанору Успенскому, из которого следует, что «существующая в настоящее время при Введенской их г. Каширы церкви колокольня в верхней своей части пришла в ветхость до такой степени, что шпиль оной угрожает падением, а потому для избежания могущей произойти от этого опасности… желательно перестроить его вновь с добавлением однаго каменнаго этажа». Проектированием надстройки занялся архитектор Васильев, взяв за образец похожий проект по реконструкции Венёвской колокольни. В 1863 году работы начались, но затянулись на несколько лет, — в процессе было решено дополнить колокольню ещё одним ярусом. Таким образом, у обновлённой колокольни появилось два яруса в виде четвериков, верхний немного меньше нижнего. Отмечалось, что кладка надстройки была тонкой, но прочной, благодаря железным «связям», расположенным по всей её высоте. Вот только вешать колокола там всё же не разрешили, порекомендовав разместить их в старых ярусах. В общей сложности на перестройку ушло почти десять лет. Уже упомянутый выше И. П. Казаков информировал благочинного протоирея Никанора Успенского: «Имею честь уведомить, что кровля колокольни при Введенской церкви, как-то: купол, крест, шпиль, яблоко и кругом купола бордюр, покрыты красною английскою медью вызлощенного чрез огонь червонным золотом: работы эти кончены в сентябре месяце сего (1872) года и 14 числа того же сентября поставлен крест, стоимость покрытия этой колокольни с разными на ней украшениями простирались до двадцати четырёх тысяч рублей серебром». Прошло ещё пять лет, и колокольня получила свой нынешний вид — ей сделали надстройку со шпилем и часами-курантами. Однако это — не просто часы, а что называется, с историей. Рассказывают, что серпуховской рыбопромышленник Александр Фёдорович Перцев, ведший дела во многих городах, в том числе и в Кашире, однажды влюбился в дочь местного купца Попова. Попов против свадьбы не возражал, однако поставил условие: раз уж доченька покинет родной город, жених должен что-то этому городу подарить. Разговор шёл в доме как раз напротив Введенской церкви. Предприниматель задумчиво взглянув на колокольню и вдруг пообещал установить там часы-куранты — «чтобы со всех четырёх сторон гляделось время и каждые четверть часа, каждый час отзванивалось». Причём часы влюблённый бизнесмен заказал не абы кому, а фирме «Фридрих Винтер в Санкт-Петербурге».
В 1899 году отмечалось столетие создания Тульской епархии. К этому юбилею Введенский храм отремонтировали — поновили масляную настенную живопись, полы выложили разноцветной плиткой, а саму церковь заново освятили. В праздничных мероприятиях тогда принимал участие архимандрит Новосильского Свято-Духова монастыря Геронтий. После посещения Каширы он написал очерк, в котором отмечал, что город утопал «в пышной зелени местных садов, пестревших всевозможными красками осенних колеров, над коими высились купола церквей, увенчанные преимущественно золотыми крестами…
В городе Кашире, кроме женского монастыря, ещё шесть храмов, несмотря на то что жителей менее 3000 душ. Первый — собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй — Троицкий с приделом во имя святителя Николая, носящий особенное местное название «Николы Ратного»… Третий храм во имя Входа во Храм Пресвятыя Богородицы, с башенными хорошими часами на колокольне, которая так высока, что видна, говорят, из Серпухова, за 50 верст… Все храмы отличаются редким благолепием, тем более это удивительно в малом уездном городе, но это объясняется близостью Москвы, в которой есть много богатых каширских граждан».
Вскоре после революции власти заговорили о закрытии Введенской церкви. Чтобы спасти храм, местные горожане даже зарегистрировали Введенскую православную общину. В 1926 году в ней состояло более 200 человек, и они даже безвозмездно передали уездному управлению милиции двухэтажное здание бывшей богадельни и одноэтажную постройку с торговыми лавками. Однако в начале 1930-х годов церковь всё же закрыли. Только смотритель регулярно поднимался на колокольню — чтобы следить за часовым механизмом. После Великой Отечественной войны в помещении бывшего Введенского храма устроили склад продовольствия и тары, а после — мастерские. Поскольку сохранность интерьеров никого не волновала, внутреннее убранство и росписи были утрачены. Кирпичная кладка местами развалилась, белокаменный декор на фасадах осыпался, крыша трапезной вообще пришла в негодность. Поэтому к началу 1970-х годов Московская областная специальная научно-реставрационная мастерская разработала проект восстановления этого памятника архитектуры и отреставрировала его под руководством главного архитектора В. Цукермана и ведущего архитектора Н. Свешникова.
В 1991 году Введенскую церковь вернули верующим. Прихожане занялись приведением в порядок своего храма. Иконы и церковная утварь собирались общиной заново. Теперь здесь наряду со старинными образами есть и написанные совсем недавно, среди которых выделяется образ Новомучеников и Исповедников Каширских, освящённый в 2013 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, а также чудотворные иконы Святой Блаженной Матроны Московской и Святителя Николая Чудотворца, украшенные дарами, принесёнными верующими в благодарность за скорую помощь по молитве. Стоит сказать, что через некоторое время после возобновления богослужений храм взялся духовно окормлять каширский следственный изолятор №5. 15 лет назад при Введенской церкви открылась воскресная школа для взрослых, а в 2011 году при храме открылся молодёжный клуб.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по свтым местам». Выпуск №323, 2018 г.
Введенская церковь — бузусловно, один из лучших архитектурных памятников Каширы, подлинное украшение города. Тут всё: и вырезанные пропорции ротонды, и высоченная колокольня, и выигрышное место — в самой высокой точке приокской кручи. Возведение храма сформировало новый важный архитектурный центр в городе, зафиксировало зрительно композиционную ось от Соборной до Хлебной площади. С колокольней всё самоочевидно: шесть ярусов — явление, мягко говоря, не рядовое для отечественной архитектуры! Её высокая башня складывается из последовательно уменьшающихся, но пропорционально повторяющих друг друга квадратных в плане объёмов (в классицизме в подобных случаях чаще применялась компоновка «цилиндр на четверике»). Нижние пять ярусов шестиярусной колокольни возводились согласно строгим требованиям классицизма. Верхний, построенный позже, отличается от остальных и фиксирует башню колокольни, как бы «тормозя» бесконечное движение вверх последовательно уменьшающихся идентичных по пропорциям кубических объёмов. Стоит обратить внимание на главку самой церкви.
На старинных фото, если приглядеться, заметно, что вместо нынешней луковичной главки, характерной для традиционного русского храмового строительства, церковь венчает более свойственное классицизму небольшое, строго сферическое «яблоко» с крестом. Сфера была «правильней по стилю», зато луковичка придала храму неожиданное дополнительное стремление вверх — церковь стала как бы тянуться за своей колокольней. Удивительно, но казалось бы, такая мелкая деталь может решительным образом изменить облик храма! Об эстетике господствующего архитектурного стиля напоминает декоративное убранство: спаренные трёхчетвертные колонны на пилонах каждого яруса, украшенные архивольтами арки, и неизменно повторяемое завершение — классический антаблемент. То есть, правило классицизма, требующее, чтобы каждый элемент сооружения являл собой завершённое целое, в принципе соблюдено. Антаблемента нет только у последнего шестого яруса, но, как мы помним, его возводили позже.
Что касается самого храма, то он поставлен на белокаменном цоколе и имеет традиционную продольноосевую композицию «кораблём». Четверик двусветный, оформленный тосканскими полуколонными портиками, увенчанный массивной световой ротондой с куполом. Ротонда — это важный, но неочевидный (всё внимание забирает колокольня!) элемент в облике каширского храма. Оригинальная, обработанная по сторонам света креповками с полуциркульными окнами, такими же нишами и треугольными фронтонами, аппелирующими к портикам четверика, своими мотивами она восходит к казаковской школе. Так вот, эта ротонда была первой в Кашире, и, что называется, «задала тон»: в течение буквально пары-тройки десятилетий в городе были возведены ещё несколько храмов аналогичной композиции: Вознесенская церковь, церковь Николы Ратного, церковь Великомученика Никиты (будущая монастырская). Ротонда на четверике — стандартное решение в стилистике классицизма. Можно считать это эволюционным развитием барочного «восьмерика на четверике». Ротонда усложнена креповками. Полуколонны портиков нижнего яруса — тосканского ордера. К основному объёму с запада примыкает широкая и простая по внешнему оформлению трапезная — четырёхстолпная, перекрытая системой парусных и коробовых сводов с распалубками. Алтарная апсида — полукруглая. Традиционная для отечественной культовой архитектуры продольно-осевая планировка по линии «запад-восток» оставляла не так уж много места для вариативности в смысле композиции внутреннего пространства. Притвор под колокольней — трапезная, в блоке с которой обычно организовывались отапливаемые приделы, — основное здание храма, к которому тоже могли примыкать придельные помещения, — алтарная часть.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Кашире ни на йоту не отступает от этой «обкатанной» планировки. И всё же, несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту организации пространства, интерьеры храма впечатляют. Архитектор ушёл от контраста «низкая трапезная — высокий храм», характерного для старинного русского зодчества. Своды трапезной неожиданно высокие, несущие широкие арки, внутреннее пространство благодаря богатому остеклению (по пять больших окон в северной и южной стенах) отличается обильным естественным освещением. Справа и слева располагаются приделы, соответственно, в честь Воздвижения Креста Господня и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана — каждый со своим небольшим одноярусным иконостасом. Переход из трапезной в основное храмовое здание оформлен в виде относительно длинного коридора с многочисленными иконами на стенах, при которых слева и справа от прохода стоят ряды кандил. Основной объём трёхсветный (два яруса окон четверика плюс ротонда).
В интерьере главной части храма в настоящее время ведутся реставрационные работы, призванные вернуть убранству былое великолепие. Уже сейчас можно отметить прекрасный трёхъярусный иконостас с позолоченными декоративными элементами. Над арочным проёмом перехода из трапезной расположены хоры, лестница на них — справа, если стоять лицом к алтарю. К сожалению, за то время, что здание церкви использовалось под продуктовый склад, было утрачено и внутреннее убранство, и ценные росписи, включая гризайль, и целые настенные картины на библейские темы. Сейчас стены трапезной выбелены, основной храм расписывается заново в оригинальной технике.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №323, 2018 г.