Кашин. Собор Воскресения Христова.

На кромке холма древнейшей части Кашина — кремля, опоясанного остатками валов, возвышается величественный Воскресенский собор, строившийся на протяжении 1796-1867 годов. Это главная высотная доминанта в панораме города. Воскресенский собор — один из самых грандиозных соборов Тверской земли, не уступающий столичным постройкам. Композиция церкви состоит из апсиды, собственно храма с торжественным пятиглавием. трапезной и трехъярусной колокольней с часами (высота более 70 м).
Это выдающийся памятник архитектуры, отличающийся подлинной монументальностью, ясностью объемно-пространственного решения. Фасады украшены шестиколонными портиками тосканского ордера с фронтонами, углы закреплены пилястрами, поверхность стен обработана неглубокими филенками. Барабаны световых глав имеют восьмериковую форму, очень 6лизкую столь распространенным в Кашине храмам с восьмериковым завершением. Сооруженная в середине XIX века трапезная с колокольней придала постройке черты эклектики.
Здание отреставрировано. Здесь размещалось учреждение культуры.

Каждый, кто подъезжает к Кашину, еще издали видит величественную колокольню Воскресенского собора. Столетия кашинский Воскресенский собор является православным символом города, где с 1817 по 1930 год покоились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской.
Впервые храм Воскресения в Кашине упоминается в летописи под 1382 г.: в нем был погребен Кашинский князь Василий Михайлович П. В начале XVI века, когда Кашин вошел в состав удельного Дмитровского княжества, вместо деревянного Воскресенского храма был воздвигнут новый, из кирпича местного производства. В переписной книге Гуляева за 1709 год сказано: «Соборная церковь Воскресения Христова каменная, на кладовых палатах, с папертями земли, с одним входом. Колокольня деревянная восьмигранная, на ней семь колоколов, на той же колокольне часы».
К концу XVIII века собор, пострадавший от пожаров, стал разрушаться и решено было отстроить его заново. На стене вновь отстроенного здания имелась надпись, что он «застроен с 1796г. в царствование Императрицы Екатерины II, на сумму, Высочайше пожалованную Императрицей в количестве семи тысяч рублей, по благословению преосвященного Иринея, епископа Тверского и Кашинского при протоиерее Дмитрии Федорове Верещагине». Отделочные работы продолжались до 1827 года. В «Тетради… для разных записок, которые должны быть для ведома впредь и для справок Кашинского купецкого сына Алексея Черенина» читаем: «1810 года в месяце собор вышкотурен снаружи, также и раскрашен красками. И рамы вставлены 1810 года месяца декабря 20 дня. Поставлено яблоко большое на собор. Второе поставлено декабря 22 дня. Третье поставлено декабря 23 дня сего же числа и 2 креста поставлены на меньшие яблока. Декабря 24 дня поставлен большой крест. Четвертое яблоко поставлено с крестом декабря 28 дня. Сделаны сии яблоки и золочены мастером московским Иваном Прохоровым».
29 ноября 1812 года, когда французы заняли Москву, Дмитров и были совсем недалеко от Кашина, в Воскресенском соборе служили литургию у чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. «После сего Божию Матерь проводили за город с крестным ходом со звоном по всему граду и собрания людей было очень много дворянства и разного звания».
В 1817 году, когда был освящен новый собор, кашинцы обратились к тверскому епископу с просьбой о перенесении мощей Анны Кашинской из Успенского собора обратно в Воскресенский: «Храм сей … есть сердечное жертвоприношение усердствующих Царю Вселенной и Его угоднице благоверной княгине Анне, в г.Кашине почивающей». Авторы прошения ссылались на факт избавления родного города от французов, которые в 1812 году были в 100 верстах от Кашина: «по упованию на молитвы и предстательство угодницы Божией Анны … в то время были крестохождения двенадцать раз, в коих обносим был образ бл. кн. Анны». Мощи благоверной княгини Анны были перенесены в Воскресенский собор, и он стал для жителей не только «Дом Божий», но и место пребывание святой заступницы. Это настолько вошло жизнь, что говорили: «иду ко всенощной к благоверной», «будем венчаться у благоверной». В просторечии Воскресенский собор и до сих пор именуется «собором Анны Кашинской».
Для выполнения общественных обязанностей при Воскресенском соборе городское общество каждые три года избирало соборного старосту, его помощника, смотрителя и надзирателя. Отцы города стремились устроить храм самым лучшим образом. В 1814 году городской голова И.Г. Жданов и смотритель собора Д. Воробьев заплатили 6000 рублей московскому купцу Г.Дмитриеву за установку трех иконостасов в соборе. Рамы на иконах (их было больше 20) за счет Жданова позолотили червонным золотом — это обошлось более чем в 4000 рублей.
В 1852 году кашинцы снова обратились в Тверь к архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу: «Граждане города Кашина, ревнуя о благолепии храмов Божиих, сердечно желают устроить на свой кошт при Кашинском Воскресенском соборе, который холодный, теплую каменную двухпридельную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Благоверного князя Михаила Тверского, а также каменную колокольню при оном же Соборе, с устроением во 2-ом этаже колокольни придела во имя Святителя и Чудотворца Николая, по плану, составленному г. архитектором Фольратом».
Через год в Указе из Тверской консистории Кашинскому духовному правлению было сообщено, что «5 ноября 1852г. передан на рассмотрение в Главное Управление путей Сообщения и Публичных зданий представленный проект на постройку колокольни и двух приделов при Воскресенском соборе в г.Кашине … проект этот рассмотрен и на приведение оного в исполнение примерно требуется до 100 тысяч рублей серебром… департамент проектов и смет… просит уведомить, имеется ли в виду помянутая сумма и из каких источников». Консистория распорядилась «о спросе всех тех граждан, начиная с первого до последнего, кои изъявили свое согласие на построение колокольни с приделами».
Кашинское городское общество «по добровольному усмотрению» провело подписку на пожертвования для строительства каменной колокольни при соборе. Братья Иван и Николай Терликовы внесли самую значительную сумму — 100 тысяч рублей, Федор Струнников, Михаил Зызыкин и Николай Стрелков пожертвовали по тысяче, Николай Аршинов — 300 рублей, Алексей Ветошников с братьями — 100 рублей. В основном вносились пожертвования от 100 до 10 рублей. Были и такие, кто пожертвовал всего несколько рублей: например, мещанин Федор Сысоев внес рубль серебром. Встречаются в списке и пожертвования от неизвестных лиц, а всего в нем упомянуто около 100 человек. Другой документ свидетельствует, что в 1853-58 гг. «поступило к собору кирпича от Ахапкина и Ярославцева 1504984». На протяжении столетий кашинцы сделали немало вкладов и пожертвований «поминовения ради прародителей наших и своего ради здравия и душевного спасения». Так, в 1852 г. соборный староста Я.О. Кункин пожертвовал на престольную одежду весом 4 пуда 32 фунта и стоимостью 5500 рублей серебром. В соборной ризнице хранились ценные серебряные сосуды, заказанные русским правительством для посольской церкви в Париже. По случаю Крымской войны эти сосуды разрешено было продать, и они были куплены для Воскресенского собора А.П. Ждановым с братьями.
На окладе одного из Евангелий вырезана надпись: «в Кашинский Воскресенский собор от купца Михаила Ивановича Жданова за упокой рабов Божиих: Иоанна, Параскевы, Иоанна, Илии, Анфии, Александры и Варвары. В стране инородной в отеческом храме отечебским словом миром молились мы о свышнем мире и спасении душ наших, о мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех. Господи, прими сию жертву памяти и благодарения. 1851-1853г.». Купцы Ждановы пожертвовали в храм колокол весом 625 пудов.
Внутреннее убранство собора поражало современников великолепием и роскошью. Главным его украшением стал девятиметровый иконостас, так называемый Кашинский чин, монументальность и высокие художественные достоинства которого породили легенду о том, что он был передан в Кашин из Успенского собора Московского Кремля. Чрезвычайно высоко оценил его иконы И.Э. Грабарь в 1919 году: по первоначальным впечатлениям он приписал их Андрею Рублеву. Более поздние исследователи определили принадлежность этого памятника к местным художественным традициям — «тверским письмам» XV века. Ансамбль создан в золотую пору тверской культуры. Иконостас был выполнен для Спасо-Преображенского собора в Твери, при его ремонте в 1630-х годах частично вывезен в кашинский Духов монастырь, а после упразднения обители перенесен в 1767 году в Воскресенский собор. Значительная часть иконостаса ныне утрачена. Лишь небольшая его часть украшает коллекции лучших музеев страны.
В конце XIX столетия Воскресенский собор стал крупнейшим в Тверской епархии. В него могло поместиться все тогдашнее население Кашина — около семи тысяч человек. Кашин всегда имел значение крупного религиозного центра. С XVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими. С Кашином связаны судьбы пяти святых, в разное время проживавших на этой древней земле, — свв. Анны Кашинской, Макария Калязинского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекомского, местночтимой святой Дорофеи Лодыгиной.
Научный сотрудник Кашинского краеведческого музея А.П. Малова. www.anna-kashin.ru

Впервые Воскресенский собор упоминается в летописях в 1382 году. В Воскресенском соборе 6 мая 1382 года был погребен Кашинский князь Василий Михаилович. В 1512-1520 гг. вместо деревянного был выстроен каменный храм из местного материала: использовался кирпич, изготовленный на Фроловской горе. Восточная половина храма с массивным пятиглавием сооружалась как самостоятельное здание вместо прежнего собора, пострадавшего от пожара в 1767 году. Семь тысяч рублей на постройку пожаловала императрица Екатерина Вторая. Построенный в 1781-1787 гг. собор дал трещины, поэтому его пришлось разобрать.
Храм вновь был отстроен в 1796-1804 гг. Внутреннее украшение в соборе, иконостас, чугунные полы установлены в 1814-1815 гг., полностью отделочные работы были завершены в 1817 году. Освящен собор был 17 ноября 1817 года. На средства купца Н.В. Терликова (250 тыс. рублей), в 1855-1867 гг. были выстроены теплая половина храма и 76-метровая колокольня с тремя убывающими ярусами, завершенная невысоким шатром и миниатюрной главкой. В 1838 году купцом А.И. Ждановым пожертвован большой колокол весом в 25 пудов (около 10 т). Собор поражал своими размерами (длина 63 м, ширина 26 м, высота колокольни 76 м). Он вмещал 7 тыс. человек, т.е. все население города Кашина того времени. В 1872 году на колокольне установлены куранты, приобретенные на Лейпцигской ярмарке.
В эпоху богоборческой власти Воскресенский собор разделил печальную судьбу многих православных храмов России. В соборе с 1817 по 24 января 1930 года находились мощи святой благоверной Анны Кашинской, затем они были переданы в музей. Сейчас мощи покоятся в Вознесенском соборе и будут перенесены в Воскресенский по окончании реставрации. В 1934 году соборные колокола были сняты, оставлен один набатный колокол в 74 пуда, в 1936 году были демонтированы иконостасы холодной и теплой частей собора. В начале мая 1936 года были сняты кресты, а на место центрального креста водружен красный флаг, затем и вовсе установили шпиль. В 1940 году собор продан горсоветом за 150 тыс. рублей под фабрику по обработке льна, но фабрика построена не была, а храм использовался как складское помещение.
В 70-е годы 20 века была проведена первая реставрация собора, при ней же собор лишился многих лепных деталей, полностью были перестроены некоторые помещения. 9 декабря 1975 года в отреставрированном здании собора был открыт городской Дом Культуры (со зрительным залом на 320 мест, танцевальным залом, комнатами для занятий художественной самодеятельностью и залом для бракосочетания), а в подвальном помещении разместили столовую. В 1998 году проводилась вторая реставрация собора: в холодной половине храма проведена реставрация 5 куполов с восстановлением позолоченных крестов на средства петербургского предпринимателя В.В. Гусева. В 2007 году начались третьи реставрационные работы собора: выкрашены купола, поставлен новый позолоченный крест и луковица на колокольню, переделываются внутренние помещения собора. измененные при проведении первых реставрационных работ в 70-е годы 20 века.
25 июня 2009 года в день 100-летия с момента второй канонизации святой благоверной княгини Анны Кашинской собор был передан городскими властями Русской Православной Церкви. В этот же день на прилежащей площади был открыт памятник Анне Кашинской. Его автором является председатель Тверского отделения Союза Художников России Евгений Антонов. С 2011 года площадь у Воскресенского собора была официально переименована в Соборную площадь.
http://kashin.ortox.ru/Кашин Православный

Внешний облик собора чётко распадается на две части, вместе составляющие «единство и борьбу противоположностей». Построенный в формах классицизма, холодный храм изначально был центрическим. Трапезная и колокольня выдержаны во вкусах второй половины ХIХ века. За оценкой художественных качеств собора обратимся к историку архитектуры Б.М. Кирикову: «Собор крепко стоит на земле, тяжело нагруженный крупными барабанами и куполами. Пятиглавие статично, оно мерно разрастается вширь, не теряя при этом своей компактности… Ведущие мотивы фасадов — трёхчетвертные колонны и пилястры тосканского ордера, а также вытянутые по вертикали ниши, обрамляющие окна. Центральные членения северной и южной стен акцентированы шестиколонными портиками с фронтонами». Исследователь отмечает характерные черты именно раннего (несмотря на датировку собора ХIХ веком) классицизма: членение фасадов филёнками, слитность ордера со стеной. Однако этот классицизм лишь с очень большой натяжкой, сугубо по формальному признаку можно считать «провинциальным»: напротив, он называл собор, в особенности декор его фасадов, изысканным! В 1855 -1867 гг. к собору пристроили тёплую трапезную и колокольню. Строители пытались выдержать декор и ритмический рисунок фасадов в соответствии со старым собором, однако очень уж крупный объём требовалось пристроить! В итоге здание приобрело более привычный для России вид храма-корабля: «…Протяжённая пристройка вносит цензуру между силуэтами пятиглавия и колокольни, поставленной на общей продольной оси. Таким образом, центрическое компактное решение сменилось контрастным противопоставлением распластанной горизонтали и динамичной вертикали» (Б.М. Кириков).
Нижний ярус колокольни, где располагается вход в храм, декорирован «под классицизм», хотя это уже очевидная эклектика. Художественной «мимикрией» строители колокольни и трапезной пытались решить невероятно сложную задачу: как тактично пристроить к немаленькому собору равный по размерам объём, да ещё и с высокой колокольней. Колокольня удалась, что касается трапезной — она скорее великовата. Непременный атрибут классицизма — фронтон. Строгие формы, тосканский ордер, шесть стройных колонн, боковые пары которых сближены, — подобные решения позволяют специалистам относить Воскресенский собор к выдающимся памятникам раннего классицизма. Вход в храм со стороны колокольни тоже увенчан фронтоном. Однако это очередной случай стилевой «мимикрии», если присмотреться, это никакой не фронтон, а вытянутый по горизонтали кокошник, установленный поверх антаблемента. Сохранение пятиглавия, по образцу храма-предшественника, было одной из основных задач строителей собора, однако конкретно такая трактовка пяти глав — с криволинейными силуэтами гранёных куполов — не характерна ни для раннего, ни тем более для «высокого» классицизма. Это скорее наследие барокко — как европейского образца, так и «домашнего», нарышкинского. В остальном, собор, конечно, классический. От некогда роскошного внутреннего убранства Воскресенского собора до нас дошло, мягко говоря, немного. Ничего не поделать — использование церкви в качестве советского дома культуры никогда не способствовало сохранению интерьеров.
В наши дни идёт долгая, трудоёмкая и, главное, дорогостоящая реставрация. Внутренняя планировка собственно храма соответствует традиционной для русской архитектуры крестовокупольной системе. При этом свойственная классицизму ясность объемно-пространственного решения выражена здесь в полной мере. Арки сводов очень высокие. Широкие барабаны световые, благодаря этому храм буквально залит солнечным светом. Особенно это заметно сейчас, в процессе реставрации, когда стены «голые» — одна побелка. Впрочем, кое-где проступают остатки росписей, которой когда-то были покрыты стены собора. Отделка центральной части храма соответствовала вкусам начала ХIХ века, тогда же был поновлён иконостас. В советское время он заинтересовал искусствоведов своими высокохудожественными качествами, а также ореолом ходивших вокруг него легенд. Поговаривали, что этот великолепный иконостас — девятиметровый «Кашинский чин» — передали в город из московского Успенского собора, хотя это не соответствует действительности. На самом деле иконостас сделали для Спасо-Преображенского собора Твери и вывезли во время очередного ремонта. Другую легенду создали сами искусствоведы, так, например, И.Э. Грабарь полагал, что иконы писал чуть ли не Андрей Рублёв. Это, конечно же, не так, но тверская иконопись «золотого» ХV векка также ценится очень высоко. Итак, иконостасом восхитились, а потом… он был утрачен. Советские музеи успели разобрать лишь небольшую часть иконописного собрания…
Отапливаемая половина собора, как и колокольня, возводилась значительно позже и интерьером, как и внешним видом, принадлежала уже к другой архитектурной эпохе — «псевдорусской» эклектике. С холодным собором её связывала пробитая в западной стене храма арка. У холодного храма приделы: правый — во имя мучеников Гурия, Самона, Авива и всех святых; левый — во имя Владимирской Божьей Матери. Тёплый храм имеет два придела — Благовещенский и в честь Михаила Тверского. Внушительны и размеры Воскресенского собора: длина — 63 метра, ширина — 26 метров, высота колокольни — 76 метров. Он вмещает около 7 тысяч человек — на момент возведения под его сводами могли собраться все жители города!
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №201, 2016 г.

Воскресенский кафедральный собор – главная доминанта города Кашина. Величественный пятиглавый собор с 70-метровой колокольней является выдающимся памятником архитектуры конца XVIII – середины XIX в.в.
Впервые упоминание о церкви Воскресения Христова в Кашине встречается в летописи под 1382 г. в связи с погребением в нем Кашинского князя Василия Михайловича, скончавшегося 6 мая 1382 г.
В начале XVI столетия Кашин был включен в состав удельного Дмитровского княжества. В этот период (1512–1520 г.г.) вместо обветшавшего деревянного был возведен новый каменный Воскресенский храм – «строение» удельного князя Юрия Ивановича Дмитровского, в строительстве которого использовали кирпич местного производства, изготовленный на Фроловской горе (согласно княжеской межевой грамоте за 1512 г., владение Флоро-Лаврского храма).
По-видимому, Воскресенскую церковь перестраивали в ХVII веке. Рядом с ней была выстроена деревянная восьмигранная колокольня с часовым боем. Переписная книга Гуляева (1709 г.) содержит описание храма: «Соборная церковь Воскресения Христова каменная, на кладовых палатах, с папертями земли, с одним входом. Колокольня деревянная восьмигранная, на ней семь колоколов, на той же колокольне часы». На «Плане города Кашина» 1764–1769 г.г. собор изображен таким, каким его видели современники незадолго до разборки. Основной объем опоясывала двухъярусная галерея с крыльцом и аркадой.
Древний Воскресенский собор являлся основным архитектурным элементом ансамбля кремля, где с XIV века также располагались деревянные храмы Похвалы Богородицы и Успенский. При Успенской церкви существовал монастырь, в котором, согласно преданию, провела свои последние годы княгиня Анна Дмитриевна Кашинская. Древние памятники бывшего кремля до наших дней не сохранились.
Воскресенская церковь, не раз страдавшая от пожаров, один из которых случился в 1767 г., к концу XVIII в. стала разрушаться и было решено начать строительство нового храма. Но строители сначала потерпели неудачу. Воздвигнутое в 1781–1787 г.г. здание дало трещины и его разобрали. В 1796–1804 г.г. собор был выстроен вновь. На одной из стен нового здания имелась надпись, из которой известно, что собор был заложен в 1796 г., в конце царствования Екатерины II, его строительство велось в частности на средства, пожалованные императрицей в сумме 7 тысяч рублей с благословения епископа Тверского и Кашинского Иринея.
29 ноября 1812 г., когда французами были заняты Москва и Дмитров и неприятель находился в 100 верстах от Кашина, в Воскресенском соборе отслужили литургию у чудотворной Смоленской иконы Божией Матери и после службы с крестным ходом проводили икону за город со звоном колоколов «по всему граду» при большом стечении людей.
При Воскресенском соборе городским обществом каждые три года избирался соборный староста, его помощник, смотритель и надзиратель. Власти города стремились обустроить церковь самым лучшим образом. Так, в 1814 г. городской голова Иван Григорьевич Жданов и смотритель церкви Д. Воробьев заплатили московскому купцу Г. Дмитриеву 6 тысяч рублей за установку в соборе трех иконостасов. Рамы на более чем 20 иконах за счет И. Г. Жданова, пожертвовавшего более 4 тысяч рублей, были позолочены червонным золотом.
Отделочные работы в стенах собора продолжались еще до 1817 года. В 1817 г. состоялось освящение нового собора, после чего жители Кашина подали прошение тверскому епископу о перенесении мощей благоверной Анны Кашинской из ветхой Успенской церкви обратно в Воскресенский собор, мотивируя это фактом избавления города от французов, находившихся в 1812 г. недалеко от Кашина. Прошение было удовлетворено и мощи княгини Анны перенесли в Воскресенский собор, ставший для жителей местом пребывания святой заступницы. В просторечии собор Воскресения Христова до сих пор называют «собором Анны Кашинской».
В 1852 г. кашинцы просили у архиепископа Тверского и Кашинского Гавриила разрешения «устроить на свой кошт» при холодном Воскресенском соборе теплую каменную церковь с двумя приделами – Святого Благоверного князя Михаила Тверского и Благовещения Пресвятой Богородицы, а также построить при соборе каменную колокольню с устроением во втором ее этаже придела во имя Николая Чудотворца, по проекту архитектора Фольрата. Разрешение было получено, начался сбор пожертвований. Самую значительную сумму внес Николай Васильевич Терликов – свыше 100 тысяч рублей ассигнациями. Николай Стрелков, Федор Струнников и Михаил Зызыкин пожертвовали по тысяче рублей, Николай Аршинов – 300, Алексей Ветошников с братьями – 100. В основном пожертвования находились в пределах от 10 до 100 рублей. Всего в списке жертвователей состояло около 100 человек. Соборным старостой Я. О. Кункиным были сделаны пожертвования на престольную одежду (вес 4 пуда и 32 фунта) – 5 500 рублей серебром. В ризнице собора находились на хранении ценные серебряные сосуды – заказ русского правительства для посольской церкви в Париже. Эти сосуды по случаю Крымской войны разрешено было продать, их купили для Воскресенского кафедрального собора А. П. Жданов с братьями. Также купцы Ждановы пожертвовали в собор 625-пудовый колокол.
Воскресенский собор стал самым большим в епархии, в нем могли одновременно находиться все жители Кашина, а ведь в городе в то время проживало около 7 тыс. человек.
В 1934 г. были сняты колокола, оставлен только набатный 74-пудовый колокол. В 1936 г. сломаны иконостасы в теплой и холодной частях собора, с холодной церкви сняты кресты, на месте которых установлен красный флаг, разрушено и разграблено внутреннее убранство собора. В 1940 г. Воскресенский собор был продан под фабрику по переработке льна, но фабрику не построили, в здании был устроен склад. В 1970-х г.г. в соборе провели первую реставрацию, в результате которой он лишился многих лепных элементов, некоторые помещения полностью перестроили. В декабре 1975 г. в отреставрированном здании открылся городской Дом культуры, подвальное помещение было приспособлено под столовую.
В 1998 г. в соборе еще раз проводились реставрационные работы: в холодном храме были отреставрированы пять куполов, восстановлены позолоченные кресты. Работы финансировались петербургским предпринимателем В. В. Гусевым. Во время реставрации, начавшейся в 2007 г., были покрашены купола, на колокольню установлены луковица и новый золотой крест, вновь были перестроены помещения, измененные в ходе реставрации 1970-х г.г.
25 июня 2009 г. Воскресенский собор был передан Русской Православной Церкви, на площади перед собором (с 2011 г. Соборная площадь) был открыт памятник святой княгине Анне Кашинской.
Воскресенский собор стоит в ряду самых грандиозных соборов Тверского края, не уступая многим столичным постройкам. Этот выдающийся памятник архитектуры отличается подлинной монументальностью и ясностью объемно-пространственного решения. Композицию церкви составляют собственно храм с торжественным пятиглавием, апсида, трапезная и 70-метровая трехъярусная колокольня с часами. Фасады украшают шестиколонные портики тосканского ордера с фронтонами, поверхность стен декорирована неглубокими филенками, углы закреплены пилястрами. Световые барабаны глав имеют восьмигранную форму. Пристроенные в середине XIX в. трапезная и колокольня придали всей постройке черты эклектики. К основному двусветному параллелепипеду примыкает пониженная алтарная пристройка, равная ему по ширине и включающая среднюю прямоугольную часть с немного выступающей дугообразной апсидой и фланги, прямоугольные в основании.
Ведущими мотивами фасадов являются пилястры тосканского ордера и трехчетвертные колонны, а также ниши, вытянутые по вертикали и обрамляющие окна. Центральные членения южной и северной стен акцентируют шестиколонные портики с фронтонами, причем боковые пары колонн сближены. Таким приемом зрительно закреплены границы ризалитов.
Венчание храма выполнено в соответствии с традиционной крестовокупольной структурой. Внутри подкупольное пространство вычленено четырьмя квадратными столбами. Все барабаны световые и раскрыты в интерьер. Пятиглавое завершение в таком исполнении редко встречается в архитектуре раннего и строгого классицизма. В данном случае использован прием подобия куполов и барабанов, характерный для старинных русских храмов и некоторых сооружений барокко. Но при этом барабаны имеют восьмигранную форму, напоминающую восьмерики, распространенные в зодчестве Кашина XVIII столетия. Церкви, возведенные в виде «восьмерика на четверике» на торговой площади уже присутствовали. Видимо, строители Воскресенского собора стремились к ансамблевому взаимодействию.
Колокольня высотой более 70 метров является доминантой композиции собора. Три её последовательно сужающихся яруса переходят в относительно невысокий, увенчанный миниатюрной главкой шатер. На колокольне установлены куранты, циферблаты которых сопровождены датировкой «1872». Двухэтажный нижний ярус декорирован четырехколонными портиками и имеет большие арочные проемы. Капители богато орнаментированы. На втором этаже находилась камерная церковь, украшенная внутри тонкой, кружевной лепкой. Ярусы звона сооружены в виде восьмериков с неравными сторонами.
Внутреннее убранство собора отличалось великолепием и роскошью. Его главным украшением был монументальный 9-метровый иконостас, т.н. «Кашинский чин», чьи высокие художественные достоинства породили легенду, что он был доставлен в Кашин из Успенского собора Московского Кремля. Иконы в иконостасе в 1919 г. очень высоко оценил искусствовед и реставратор Игорь Эммануилович Грабарь, приписавший их по первоначальным впечатлениям кисти Андрея Рублева. Однако позднее исследователи установили принадлежность икон к местным художественным традициям XV века. Иконостас был изготовлен для Тверского Спасо-Преображенского собора, во время его ремонта в 1630-х г.г. частично перевезен в кашинский Духов монастырь, после упразднения которого в 1767 г., перенесен в Воскресенский собор. В настоящее время значительная часть иконостаса утрачена, только его небольшая часть находится в коллекциях лучших музеев России.
http://www.bankgorodov.ru/sight/voskresenskii-sobor-kashin

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?