Юго-восточный угол комплекса Клобукова монастыря занимает церковь Алексия митрополита, возведенная в 1851 — 1854 годах на вклады купцов Ждановых. Постановка здесь крупного объемного акцента выявляла диагональную ось ансамбля и вместе с тем закрепляла линии его южного и восточного фасадов. Силуэтно церковь вторила Троицкому собору. После утраты им восьмерика она взяла на себя роль доминанты монастыря.
По стилю памятник можно сопоставить с Троицкой надвратной церковью Сретенского монастыря. Но в нем сильнее выражен строгий геометризм форм, в трактовке фасадов ощутимее жесткость и холодность, присущие позднему классицизму. Ядро храма — кубический четверик с развитым по вертикали могучим барабаном и сферическим куполом. С востока и запада оно дополнено двумя пониженными параллелепипедами — вместительной трапезной и далеко выступающим алтарем. Эти части сообщают композиции горизонтальную протяженность и сближают объемную структуру здания с традиционной, свойственной преимущественно деревянным храмам.
На ровной глади стен рельефно выделяются белокаменные сандрики с кронщтейнами. Уплощенный пилястровый портик алтаря слит с плоскостью фасада. Два четырехколонных портика с фронтонами примыкали к четверику (от них остались только две колонны). Рисунок капителей колонн отмечен наивной свободой. Тонкая белокаменная плита — абака завивается по краям миниатюрными ионическими волютами, не согласованными с дорическими фустом и эхином. Курьезность этих деталей раскрывает один из принципов местных строителей — исходить из логики материала, отступая во имя ее от классических канонов.
С запада к церкви пристроена часовня (1903), которую прежде покрывал четырехгранный шатер. Она служила защитным футляром над деревянной кельей, в которой, по преданию, жил Макарий. Декор фасада подражает «узорочному» стилю ХVII века. Но выложенные из неоштукатуренного кирпича наличники, пилястры и пояски отличаются грубоватой тяжеловесностью.
По материалам официального сайта Тверской епархии и книги Кириков Б.М. Кашин. — Л.: Художник РСФСР, 1988. www.hram-tver.narod.ru
В юго-восточной части монастырского комплекса расположена каменная трехпрестольная церковь с одной главою, возведенная в 1851-1854 годах «иждивением кашинских 1 гильдии купцов, братьев Алексея и Петра Ивановичей Ждановых». Главный придел церкви освящен во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, 23 сентября 1851 года при архиепископе Гаврииле. Есть два придела: правый — в честь Тихвинской иконы Божией Матери; левый — во имя святых апостолов Петра и Павла. Освятили их 24 января 1854 года. Теплые приделы отделяла от холодной Алексеевской церкви деревянная оштукатуренная стена. В главный придел можно было попасть через отдельный вход с северной стороны, в теплые приделы — с западной стороны. Крыши на всем храме были покрыты листовым железом, окрашенным медянкою, а купол с железным вызолоченным крестом — листовым белым железом.
Внутреннее убранство церкви, безвозвратно уничтоженное в 1930-е годы, можно представить себе только по дореволюционному «Описанию Николаевского Клобукова монастыря»: «Иконостас в Алексеевской церкви покрыт кармином; резьба и колонны вызолочены на полимент; стены покрыты голубым колером; в куполе и на стенах в некоторых местах написаны священные изображения; 24 иконостасы в приделах простые, окрашены зеленою масляною краскою, резьба и колонны вызолочены; полы во всем храме и алтарях деревянные, окрашены охрою».
Была у Алексеевской церкви и своя колокольня: «На восточной стороне, в связи с оградой и рядом с Алексеевской церковью, устроена новая каменная колокольня о четырех ярусах, вышины, без шпиля и креста, 12 саж. (25,5 м) -, крест железный, вызолоченный; шпиль покрыт белым листовым железом; крыша и карнизы покрыты простым листовым железом и окрашены медянкою. Под этой колокольней устроены входные святые врата в монастырь; во вратах устроена часовня: в ней находится прекрасное распятие с приличною лапмпадою.
В 1903 году к Алексеевской церкви с запада пристроили часовню во имя преподобного Макария Калязинского, служившую защитным футляром для древнейшей святыни монастыря — деревянной кельи прп. Макария. Внутри краснокирпичной Макарьевской часовни, покрытой четырехгранным шатром, всегда горели свечи. В декоре ее фасада угадываются черты, присущие узорочному» стилю XVII века.
Участь, постигшая Алексеевскую церковь с Макарьевской часовней в 1930-40-е годы, ужасна: в храме устроили колбасный цех, а на месте кельи преподобного проложили сливной желоб, по которому стекала кровь с подвешенных над ним туш.
Силами первой настоятельницы монастыря игуменьи Анны (в схиме Стефаниды) и при помощи меценатов Алексеевская церковь отреставрирована, здесь регулярно совершаются богослужения. В 2009 году в восстановленную Макарьевскую часовню вернулась воссозданная деревянная келья преподобного Макария.
http://klobukov.ru/about/buildings/alekseevskaya-tserkov/
Рака, в которой мощи святой Анны Кашинской покоились со времени второй канонизации в 1909 году по 1990-е годы, сейчас находится в Алексеевской церкви Николаевского Клобукова монастыря. Недавно, решив обновить эту раку, с неё сняли обтягивающий её зелёный бархат. Под ним открылся тёмно-малиновый бархат с надписью: «Св. благоверной великой княгини Анны Кашинской приношение ниже городского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев 12 июня 1909 года».
Не только при жизни, но и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю святой Анны Кашинской. За двести лет, прошедшие после её кончины, гробница благоверной великой княгини-инокини в древнем деревянном Успенском соборе (сейчас на его месте, рядом с Воскресенским собором, установлен памятный крест) пришла в совершенное забвение. В 1611 году, когда город осаждали польско-литовские войска, святая Анна, в схимническом одеянии, явилась во сне хворающему пономарю Успенского собора Георгию. Благоверная княгиня назвала себя Анной и, обещав Георгию исцеление, сказала: «Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Я вами небрегома и преобидима. Неужели нет среди вас разумного человека и никто из вас доселе этого не понимает? И докуда будете вы меня попирать ногами? Разве вы не знаете, что я молю всемилостивого Бога и Богородицу, да не предан был бы город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?!» Она велела передать духовенству, что гроб её должно держать «честне» (т.е. достойно) и что перед гробом следует зажечь свечу, «пред образом — Спаса Нерукотворного». Так были обретены нетленные мощи святой благоверной княгини Анны. Слухи о святой вскоре дошли до Москвы. Царь Алексей Михайлович объявил, что сам прибудет в Кашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей княгини Анны из деревянного храма в каменный Воскресенский. И он выполнил обещание. Самодержец с боярами поднял на плечи мощи святой, чтобы перенести их в соборный храм. Но перед входом в собор мощи чудесным образом «встали», их не могли сдвинуть с места. Это поняли как знак того, что на месте обветшавшего Успенского храма надо ставить новый, каменный.
Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году канонизации святой благоверной княгини Анны Собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил её из сонма святых. Столь на первый взгляд странное решение объяснялось готовившимся тогда наступлением на старообрядчество. Дело в том, что при первом вскрытии гроба святая Анна Кашинская предстала с рукой, благословляющей людей, но на руке были, естественно, соединены не три, а два перста, что вызвало смущение в народе. Княгиня была деканонизирована. Впрочем, жители Кашина продолжали почитать свою небесную покровительницу и заступницу: войны, пожары и эпидемии на протяжении столетий обходили город стороной. В ХVIII веке записано было более 40 чудес, произошедших на её могиле. Минуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторная канонизация Анны Кашинской, которая состоялась 25 июня 1909 года — вскоре после того, как в России приняли закон о старообрядцах, предоставлявший им гражданские права. Свыше ста тысяч богомольцев и паломников пришли в этот день в Кашин, украшенный по случаю торжества флагами и гирляндами.
В послереволюционные годы безбожная кампания по дискредитации православных святынь не обошла стороной Кашин — мощи княгини вскрыли. Правда, произошло это гораздо позже времени основной массы подобных надругательств — в 1930 году. Кашинцы долго никому не позволяли осквернить свою главную святыню. Чтобы это стало возможным, потребовалось буквально накануне арестовать весь райком партии и городской совет, расстрелять многих священнослужителей и подвергнуть жестоким репрессиям бывших монашествующих. Лишь после этого приехавшая комиссия приступила к вскрытию мощей. Надругательство снимали на киноплёнку. Вскоре в «Правде» появилась статья, автор которой со всем революционным пылом убеждал читателей, что преклонение перед представляющими собой обыкновенные кости мощами святой Анны Кашинской — это «поповский обман», подлежащий решительному разоблачению. Нужно отметить, что изъятие мощей небесной защитницы города кашинцы демонстративно бойкотировали — чтобы «представить» толпу любопытствующих и сочувствующих происходящему, властям пришлось согнать в Кашин народ из окрестных деревень. Раку с мощами святой после этого перенесли в Кашинский краеведческий музей — в качестве объекта атеистической пропаганды. Но и тут большевики просчитались — музей превратился в место молитвенного поклонения. В музейном зале мощи были поставлены в открытом виде, за ракой стояла икона «Прощание Михаила Тверского с Анной Кашинской перед отъездом в Орду», подаренная жителями города Корчева, и много лет люди приходили в музей, покупали билет, приближались к мощам святой княгини и молились перед ними. Только спустя годы начальство раскрыло секрет популярности Кашинского краеведческого музея…
В 1948 году, в пору недолгой религиозной «оттепели», святые мощи передали в Вознесенский собор. При Хрущёве этот храм закрыли, а раку с мощами переместили сначала в Петропавловскую церковь, а позже — в храм Рождества Христова на Горе. Завершилось это неслыханное кочевье в начале 1990-х годов. 25 июня 1993 года мощи были перенесены во вновь открывшийся кафедральный Вознесенский собор, где они и пребывают ныне. Рака, в которой мощи святой Анны Кашинской покоились с 1909 по 1993-й год, сейчас может увидеть любой желающий в Алексеевской церкви Николаевского Клобукова монастыря.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №87, ООО «Де Агостини», 2010
В 2017 г. проведены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе реставрация стен фасадов здания, усиление расслоившейся кирпичной кладки стен путем инъектирования, укрепление кирпичной кладки стен путем заделки металлоконструкций, реставрация кирпичной кладки цоколя, лицевой поверхности кирпичной кладки, белокаменной кладки цоколя но периметру здания, расчистка, промывка, укрепление спецсоставами белокаменной кладки, расчистка и зачеканка швов, докомпановка поврежденных поверхностей спецмастикой.
Также проведена реставрация портика южного фасада, воссоздание белокаменной облицовки и архитектурных элементов с последующей отделкой, фундамента с подготовкой основания, воссоздание кирпичной кладки основания портика, кладка простая, большемерный кирпич, реставрация и воссоздание кирпичных колонн портика большемерным кирпичом, изготовление деревянного декора карнизы и мутулы с последующей окраской, воссоздание архитектурных элементов из кирпича, устройство стропильной конструкции, смена обрешетки сплошного настила, окрытие кровли простой сложности сталью, устройство водосточной системы, реставрация и воссоздание штукатурки отдельными местами.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru