Кашин. Николаевский Клобуков монастырь.

Клобуков Николаевский монастырь, заштатный, общежительный, в городе Кашине. Основан около 1413 года. Здесь сохраняется келья преподобного Макария (см. 17 марта).
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Монастырь расположен на пологом левом берегу р.Кашинки, недалеко от устья извилистой р.Вонжи. Основан в 1400 г. Прочно вошедшее в обиход второе наименование — Клобуков — легенды толкуют по-разному, связывая его то с названием местности, то с символической находкой здесь монашеского клобука, то с “каблуком” русла Кашинки, на который опирается монастырь.
В период “литовского нашествия” в 1609 г. был разорен. В 1664 г. заложен каменный храм св.Николая, сменивший небольшой деревянный. Деньги на его сооружение были выделены богатыми помещиками Анисимовыми. Позднее он превратился в придел Троицкой соборной церкви, построенной в 1664-1684 гг. Никольская церковь, как и Троицкий собор, была одноглавой. С южной стороны к ней примыкала шатровая колокольня.
В XV в. монастырь процветал. В 1764 г. у него были отобраны вотчины с крестьянами, монастырь причислен к заштатным. Вскоре после этого Введенский деревянный храм обращен в приходскую церковь и отошел от монастыря. Долгое время монастырь был духовно-административным центром довольно значительного района, при нем в 1777 г. было открыто духовное правление.
В середине XVIII в. собор был реконструирован, с северной стороны пристроен небольшой Никольский придел, а с западной была длинная паперть, которая служила основанием колокольни, высотой в 12 саженей, выстроенной в 1818 г. К северу от собора поднималась Покровская надвратная церковь, построенная в 1680-1709 гг. Нижний этаж прорезан тремя арками, а верхний имел небольшой храм с прямоугольным алтарем и аркадой-папертью. В 1715-1740 гг. монастырь был обнесен каменной оградой, в это же время поставлены кирпичные здания трапезной и казенной палаты на погребах, игуменские кельи на подклетах.
В юго-восточной части монастыря на средства купцов Ждановых в 1851-1854 гг. построен храм св. Алексея. Церковь крупного объема имела большое значение для монастыря. С запада от церкви в 1903 г. была поставлена часовня, которую прежде покрывал четырехгранный шатер. Она служила футляром для деревянной кельи, в которой по преданию жил инок Макарий, принявший иночество около 1420 г. Будущий основатель крупного Троицкого (Макарьева) монастыря в Калязине происходил из рода Кожиных. В 1879 г. построено здание для настоятеля.
В 1929 г. сняты колокола и разобран иконостас, в 1931 г. разобрана колокольня. В этом же 1931 г. в монастыре устроен свинарник, а в нижнем этаже Алексеевской церкви — колбасная артель “Инвалид”, а затем гончарная мастерская. В 1932 г. разобрали Троицкий собор, в 1934 г. — южную часть ограды монастыря. Кельи монастыря приспособили под жилые помещения горожан.
В 1995 г. начато восстановление монастыря и возобновлена служба в часовне.
www.ruschudo.ru

Николаевским называется по имени первого и старинного храма, построенного в честь св. Николая Мирликийского. Когда основан — неизвестно. Однако в начале XV в. уже существовал и был благоустроен. Под кров его уже стремились подвижники. Сюда около 1420 г. пришел боярин Матвей Кожин, и здесь облекся в ангельский образ с именем Макария. Этот Макарий основал впоследствии Калязинский монастырь.
В одно время с Макарием в обители жил Евстафий, родом кашинец, принявший здесь пострижение с именем Ефрема. Это основатель Перекомского монастыря (Новгор. епарх.). В XVI в. обитель имела небольшой деревянный храм во имя св. Николая. В XV же в., говорят, устроен еще и доныне существующий в монастыре каменный храм Покровский (последний почему-то однако не упоминается в дозорных книгах 1628 и 1629 г.г.). В XVI в. монастырю пожаловал князь Юрий Иванович монастырь Введенский со всеми принадлежавшими последнему землями и другие угодья. По писцовым книгам XVII в., за монастырем значится уже немало земельных угодий и вотчин.
В 1661—1681 г. г. в монастыре устроен каменный Троицкий храм, с приделом в честь св. Николая, при помощи супругов Анисимовых. К началу XVIII ст. монастырь был благоустроен и обладал достаточными средствами к своему содержанию. В 1710 г. в нем были два каменных храма (Троицкий и надвратный Покровский), каменные игуменские келии и немало деревянных разнообразных строений. В середине XVIII в. монастырь обнесен каменной оградой на окружности, равной 196 саж. В 1764 г. у него отобраны вотчины с крестьянами, а монастырь причислен к заштатным. Вскоре после сего Введенский храм был обращен в приходскую церковь и отошел от монастыря вместе с одноименной слободкой. Средства монастыря изменились к худшему.
В XIX в. монастырь по мере сил и средств, при участии жертвователей из кашинского купечества, все таки продолжал благоустраиваться. В 1823 г. он сделан общежительным. В 1851 г., вместо пришедшей в ветхость Макарьевской церкви (превращена в келии), устроен новый каменный храм во имя св. Алексия, с теплыми приделами в честь Тихвинской Божией Матери и Апост. Петра и Павла.
В 1869 г. кашинская купчиха А. В. Вончакова внесла капитал в 68,000 рубл. с тем, чтобы настоятели монастыря были в сане архимандрита.До сего времени они носили звание игуменов или даже строителей. В 1873 г. отлит новый колокол весом в 306 пудов. В 1879 г. устроено хорошее двухэтажное здание для настоятеля. В 1888 г. устроена четырехъярусная вышиною (без шпиля) в 12 саж. каменная колокольня.
В XIX в. много благотворили обители и тем выводили ее из трудных обстоятельств А. и П. Ждановы, В. И. Ярославцев и особенно А. В. Вончакова.
Монастырь во многом улучшился при архимандрите Феофане. В 1902 г. Алексеевский храм заново отремонтирован; в теплой его части освящены тогда же новые престолы, с прибавлением к прежним наименованием великомуч. Варвары и Макария Калязинского.
В 1903 г. рядом с этим храмом устроена красивая и немалых размеров каменная часовня. Ремонт Алексеевской церкви и устройство часовни произведены на средства В. А. Лодыгиной.
В начале ХХ века в обители было три каменных храма, а в них 6 престолов. Для помещения иноков и проживающих на испытании в обители послушников имелось достаточное количество келий в двух каменных корпусах и настоятельских покоях; а сверх сего имелась трапеза, кухня и другие необходимые для хозяйства постройки.
Источники: «Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности», И. Завьялов, Санкт-Петербург, 1909 г. «Летопись города Кашина», В.Н. Кошелевский. Архивный отдел администрации Кашинского района, Тверь, 1999 г. сайт kashin.fo.ru

В конце XVIII века в Кашине проживало около 4 тысяч человек, в городе имелось 13 монастырей и более 60 храмов, из которых пять было каменных (в их числе — Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря). Церкви воздвигали парами — зимнию (отапливаемую) и летнюю. В плане города 33 храма образовывали крест, 24 храма — круг, а монастыри — три треугольника.
Николаевский Клобуков мужской (ныне женский) общежительный монастырь был основан в г. Кашине, на возвышенном берегу р. Кашинки, при впадении в нее р. Вонжи – на северо-восточной окраине города. Церковное предание относит время основания монастыря к первой половине XIV столетия. В 1420 г. в монастыре принял постриг и более 10 лет подвизался преподобный Макарий Калязинский.
«Николаевский Клобуков мужской, заштатный, общежительный монастырь находится в г.Кашине Тверской губернии, на возвышенном левом берегу реки Кашинки, при впадении в нее речки Вонжи, — на северо-восточной стороне города. Вид монастыря, привлекающего внимание зрителей своими красивыми каменными храмами, такими же оградою и кельями, получает еще более привлекательности от стоящего в близком соседстве с ним каменного двухэтажного Введенского приходского храма, с возвышающейся при нем прекрасною новейшей архитектуры колокольнею. Немало красоты придают монастырю стоящие близ него с незапамятных времен ивы и липы, перемешанные с орешником и разного рода кустарником. В этой рощице, с южной стороны, близ ворот монастыря находится довольно большой и глубокий пруд с рыбой и ключевой колодезь, обнесенный деревянным шатром. Колодезь этот вырыт, по преданию, преподобным Макарием».
Такими словами открывает изданное в 1899 году «Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря» преподаватель Кашинского духовного училища священник Серафим Архангелов. Сейчас, когда история монастыря насчитывает почти семь столетий, когда позади двадцатый век, сначала уничтоживший обитель, а на своем излете чудесным образом вдохнувший в нее новую жизнь, это описание предстает картиной плодоносного расцвета древнего центра духовной жизни.
В монастыре подвизались преподобные Ефрем Перекопский, Савва Вышерский, Паисий Углический. Здесь захоронены месточтимые святые – схимонах Сергий и схимонахиня Марфа (Анисимовы). В монастыре до конца своей жизни после убиения супруга благоверного князя Михаила Тверского проживала благоверная княгиня Анна Кашинская.
С первых летописных упоминаний за монастырем закрепилось двойное название — Николаевский Клобуков. Дело в том, что главный храм монастыря был заложен и освящен в честь свт. Николая Мирликийского — отсюда название Николаевский. О происхождении же наименования Клобуков (или Клобуковский) нет единого мнения, хотя в Кашине и по сей день бытует благочестивое предание, сообщающее о том, что раньше построения монастыря на левом берегу Кашинки, близ старой угличской дороги, был найден монашеский клобук. Хранимая кашинцами легенда относит чудесное появление клобука к святителю Иоанну, архиепископу Новгородскому (XII век). По мнению исследователя Б. М.Кирикова, автора книги «Кашин», вышедшей в 1988 году в серии «Памятники городов России», определение «Клобуков» связано с наименованием местности или «каблуком», который образует русло Кашинки в этом месте. Сами кашинцы исстари и до сих пор охотнее называют монастырь «Каблуковым» или «Каблуковским» и даже замешкаются, отвечая на вопрос паломников о дороге к Клобукову монастырю. Эта замена объясняется и тем, что такое звучание привычнее и понятнее для мирского уха; к тому же, если присмотреться к течению реки, то в очертаниях берега, действительно, вполне угадывается каблучок.
Что касается даты «рождения» обители, то можно с уверенностью сказать, что она возникла во второй половине XIV века, так как к началу XV века монастырь был уже достаточно благоустроен и развит, «потому что под кров его стремились для первоначального упражнения себя в иноческих подвигах известные впоследствии святостью жизни преподобные».
О внешнем устройстве Клобукова монастыря в XV столетии сохранились лишь немногие свидетельства. Помимо небольшой деревянной церкви во имя свт. Николая, давшей название обители, предание указывает на существование в то время и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в которой преподобный Макарий Калязинский принял монашеский постриг. Монастырю принадлежала береговая земля реки Кашинки, где этот святой построил мельницу.
Уже во второй половине XVII века в обители началось каменное строительство. Трудами и попечением благочестивых супругов Стефана и Матроны Анисимовых (в иночестве Сергия и Марфы) в 1664 году в Клобуковской обители была заложена первая каменная соборная церковь во имя святителя Николая. К 1671 году строительство собора завершилось. Позже трудами новых жертвователей возле него поднялся большой каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы, после чего Никольский храм решили преобразовать в придел новой соборной церкви. К 1684 году эти планы были претворены в жизнь.
Как видим, конец XVII — начало XVIII веков смело можно считать временем расцвета монастыря. В 1681 году вышло постановление о содержании с монастырских доходов тверского архиерея. В 1700 году — монастырь владел 70 крестьянскими дворами. В 1708 году, при образовании Ингерманландской губернии, указом Петра I Кашин приписали к Угличу, а вместе с Угличем — к Ярославлю. В 1710 стольник Тимофей Акимович Дуров подготовил подробнейшую опись Клобукова монастыря. Из текста описи следует, что монастырь был хоть и не велик, но благоустроен и имел хороший доход. Подати вносились аккуратно, По указу государя, игумену и братии положили жалование. При пособии в 200 рублей, пожертвованных генеральшей Секиатовой, в 1743 году в монастыре начали возведение каменной осады с тремя башнями, которая, в итоге, имела протяженность 418 метров.
К началу XIX столетия монастырские здания начали ветшать, и настоятелям монастыря, сообразно своему новому наименованию, пришлось заняться строительной и восстановительной деятельностью. При содействии жертвователей и благотворителей в 1810-20-е годы кельи и соборы обители ремонтировались и благоукрашались. В 1823 году, в связи с прошением настоятеля и по высочайшему повелению, Николаевский Клобуков монастырь был преобразован в общежительный, а в 1869 году, благодаря щедрым пожертвованиям купчихи Анны Васильевны Вончаковой, Святейший Синод учредил в монастыре архимандритию. Первым архимандритом Клобуковской обители стал строитель Феодосий.
Согласно Екатерининскому манифесту о секуляризации церковных земель 1764 года, Николаевский Клобуков монастырь был причислен к заштатным и оставлен на своем содержании. Во владении обители сохранились лишь бесспорно принадлежавшие ей пустыни да Макарьевская мельница на реке Кашинке. Монастырские крестьяне с их усадебной и пахотной землей переходили в ведомство коллегии экономии — специального имперского учреждения, которое занималось управлением земельными владениями духовных лиц и учреждении и сбором с них доходов в государственную казну. Введенская церковь отторгалась от монастыря и становилась приходской церковью Кашина; жители подмонастырской слободы переводились в разряд горожан. Настоятели монастыря впредь именовались не игуменами, как раньше, а строителями. В 1798 году, при наделении обителей землей, Николаевский Клобуков монастырь обошли стороной как достаточно зажиточный. Впрочем, было решено ежегодно выделять монастырю по 300 рублей ассигнациями в качестве «милостынной дачи».
О жизни монастыря в конце XIX — начале XX веков известно немного. Это был один из трех монастырей Кашина. Братия его по-прежнему оставалось немногочисленной, служба отправлялась ежедневно, по праздничным дням служилось две Божественные литургии. Само богослужение совершалось строго по уставу, без сокращений и торопливости, во время братской трапезы читались жития святых по дням. Главным престольным праздником считался день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая Мирликийского 22 (9 по старому стилю) мая. В этот день в крестном ходе от кафедрального Воскресенского собора в Клобуков монастырь принимали участие все горожане и духовенство всех кашинских церквей.
В 1920-е годы монастырь был упразднен и постепенно начал заселяться светскими людьми. Комнаты городили повсюду — в игуменском корпусе, в кельях, в церквях. Даже из врат Покровской церкви сделали жилье. В 1929 году Алексеевская церковь лишилась колоколов и иконостаса; в 1931-м — разобрали колокольню. Тогда же в Алексеевском храме разместили колбасную артель «Инвалид» с бойней, а в частично разобранном Троицком храме — гончарную мастерскую. В таком состоянии Клобуковская обитель простояла до конца 1970-х — начала 1980-х годов, когда усердием хранителей кашинской старины на монастырь обратили внимание как на древний памятник истории и архитектуры.
30 октября 1995 года комплекс Николаевского Клобукова монастыря официально передали Русской Православной Церкви. 19 июня 2001 года Николаевский Клобуков монастырь был преобразован из мужского в женский.
http://klobukov.ru/about/history/

Другие монастырские постройки
В XVII-XVIII веках по периметру монастыря выросли каменная ограда (закончена в 1740-х годах), кирпичные здания трапезной и казенной палаты на погребах, игуменские кельи на подклетах. Одним из старейших в Кашине образцов гражданской архитектуры является участок южного корпуса, на стене которого уцелел фрагмент наличника, типичного для XVII века. Столь же древним выглядит крыльцо настоятельских покоев (западного корпуса). Б. М. Кириков отмечает: «Приземистый рундук прорезан арками, обведенными валиками и поребриком, ширинки на квадратных столбах были украшены изразцами. Обрамления окон с плечиками и лучковыми сандриками на фасадах здания характерны уже для барокко XVIII века и могли появиться в середине столетия». Верхний деревянный этаж настоятельского корпуса надстроили в 1879 году. До наших дней сохранились два братских корпуса (северный и южный) и двухэтажный настоятельский корпус. В братских (с 2001 года — сестринских) корпусах ведутся реставрационные работы.
За южной стеной Клобукова монастыря, в живописной роще из ореховых кустов и плакучих ив, близ небольшого глубокого пруда с рыбой, находился проточный колодец, вырытый, по преданию, преподобным Макарием. Братия монастыря и окрестное население бережно хранили Макарьевский колодец — считалось, что взятая из него вода обладает исцеляющей силой. За северной монастырской стеной, недалеко от колокольни Покровской надвратной церкви, был источник в честь Покрова Божией Матери. В годы безбожной власти Макарьевский и Покровский источники были заброшены и утеряны. Сейчас колодец преподобного Макария восстанавливается.
http://klobukov.ru/about/buildings/drugie/

Южный келейный корпус
Южный келейный корпус Клобукова монастыря возводился в два этапа. Сначала в 1670-е г.г. было возведено двухпалатное строение на погребах для размещения казенной и столовой палат обители, с запада к которым примыкал деревянный келейный корпус. На рубеже XVII-XVIII в.в. до 1702 г. здание реконструировали с пристройкой на месте деревянной части объема игуменских келий с сенями и крыльцами.
В 1730-е г.г. восточную часть здания реконструировали, с размещением на месте столовой и казенной палат обители Макарьевской церкви. Для этой цели была пристроена алтарная апсида, а свод столовой палаты был разобран и надстроен ярус второго света.
В 1812-1923 г.г. после произошедшего пожара, в храме произвели большие ремонтные работы с разборкой оставшихся сводов, заменой полов. В западной части здания, занимаемой духовным правлением, переложили северо-западный угол. В 1837 г. церковь упразднили, а в 1877 г. весь корпус реконструировали для размещения братских келий. В советские годы здание использовалось как коммунальное жилье.
Прямоугольный, ориентированный по оси запад-восток, корпус сохранил структуру и остатки декора монастырской постройки допетровского времени. Возведенный не местной артелью, один из первых каменных домов Кашина оказал значительное влияние на развитие его архитектуры на протяжении XVIII в. Уникальный памятник истории и культуры является к настоящему времени древнейшей сохранившейся постройкой города.
В 2008-2015 г.г. были проведены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе реставрация кирпичной кладки фасадов и архитектурных деталей, инъектирование стен, воссоздание кирпичной кладки проемов, усиление кирпичной кладки металлическими конструкциями, земляные работы по северному, западному и южному фасадам, устройства крыльца, реставрация фасадов, разборка завалов в помещениях, реставрация интерьеров, воссоздание оконных и дверных заполнений, устройство печей.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?