Второй по величине собор Кашина. Строительство начато в 1799 г. В 1849 г. по проекту И.Ф. Львова возведена колокольня. Собор перестроен и расширен в 1857-60 гг. на средства кашинского купца Терликова. В 1867-70 гг. получил настоящий вид. В советское время был закрыт, но пострадал не очень сильно. В 1988 г. в собор перенесены мощи св. Анны Кашинской.
В XVII веке Михаил Федорович — первый государь из династии Романовых пожертвовал земли под строительство в Кашине Вознесенской церкви. Каменный храм был построен в 1799 г. На его месте раньше была деревянная Вознесенская церковь, уничтоженная в 1709 г. Это второе после Воскресенского собора крупномасштабное сооружение в городе. Собор располагается на другом берегу реки Кашинки в центральной части города и хорошо просматривается от Воскресенского собора.
Храм был перестроен и расширен в 1857–1860 гг. на средства купца Н. В. Терликова. В 1867–1870 гг. на средства купцов Дорогутиных и все того же купца Н. В. Терликова «приведен в настоящий вид». Композиция церкви решена с учетом пространственного взаимодействия. Зданию свойственны особая компактность, центричность. На ее массивном кубе красуется традиционная группа из пяти куполов. Стоящая отдельно колокольня была построена в стиле ампир в 1849 г. по проекту губернского архитектора И. Ф. Львова. Колокольня двухъярусная, с тонким шпилем. Увенчана небольшой головкой с крестом, сохраняет четкие и строгие формы архитектуры первой четверти XIX века.
В 1929 г. были сняты кресты и разобран иконостас.
В 1962 г. церковь закрыта для службы и стала использоваться как мебельный склад Кашинторга и клуб ПМК (подростково-молодёжный клуб). После реставрации в 1993 г. храм открыт для службы и является кафедральным собором города. 25 июня 1993 г. в день памяти святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской торжественно, с прохождением крестного хода по городу, рака с мощами Анны Кашинской перенесена в Вознесенский храм из церкви Рождества Христова на Горе, куда была помещена в 1986 г. Частицы мощей Святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской в настоящее время находятся во всех церквях Кашина. Также в соборе находятся: частица мощей святого преподобного Макария Калязинского; икона с частицей мощей святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; под главным престолом находится частица мощей преподобной мученицы Елизаветы Феодоровны Романовой.
www.worldwalk.info
Построена в 1799 г. Престола три: в холодной Вознесения Господня, в теплой: правый Воздвижения Креста Господня, левый святой мученицы Параскевы. Приписные часовни: Всех Тверских Святых, г. Кашин, подалтарная часть Воскресенского собора. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, д. Осипово, Кашинский р. Казанская, д. Задово, Кашинский р.
Источник: сайт Тверской епархии
С мощным пятиглавием Воскресенского собора перекликается через реку пятиглавие поменьше, вместе они играют в панораме Кашина доминирующую роль, указывая на центральную часть старинного городка. Это второй по величине храм Кашина — собор Вознесения Господня. Возводился он в то же время, что и собор Воскресения Христова — начат был строительством в 1799 году. И схожесть силуэта двух храмов не случайна. Архитекторы решили интересную задачу — поставить по двум берегам реки внешне похожие, но в то же время не идентичные сооружения, чьё взаимодействие «держало» бы центр города. Раньше, когда в Кашине не было «хрущёвок», дуэт храмов впечатлял, конечно, куда больше. Необдуманно поставленные жилые дома перекрыли весь обзор. Как и в Воскресенском храме, кубический объём четверика увенчан монументальным пятиглавием, однако в деталях решения разнятся. У собора — пять восьмериков, у Вознесенской церкви — массивный восьмерик по центру и четыре лёгких четырёхугольных объёма по бокам. В целом церковь более изящна, ей не свойственна присущая собору тяжеловесность. Здание компактно, декор его сухой и измельчённый (за исключением «солнца» в тимпане фронтона), но это — плод переделок в 1857-1860 годах. Классицизм к этому времени уже отжил, вступала в свои права эклектика… Продолжение стилевой «череполосицы» — ампирная колокольня выстроенная по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова в 1849. Насколько известно, первоначальный проект предполагал более массивное и высокое сооружение, но остановились на более изящном варианте.
В 1929 году с церкви сняли все кресты и сбросили колокола, церковная утварь, представляющая хоть какую-то ценность была вывезена. В это же время был уничтожен великолепный резной иконостас. Долгое время помещение бывшего храма пустовало, и в 1962 году его стали использовать в качестве мебельного склада, а потом здание отдали молодёжи, переоборудовав под подростковый клуб. За реставрацию церкви взялись в начале 1990-х годов. Тогда было решено постепенно восстанавливать храм. В 1993 году его отремонтировали и сделали кафедральным собором Кашина. До окончания ремонта Воскресенского собора здесь хранятся мощи святой благоверной Анны Кашинской. Крестный ход с мощами этой святой благоверной великой княгини-инокини от Вознесенского собора к Воскресенскому и обратно проходит ежедневно, 25 июня.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №201, 2016 г.
Вознесенский собор в Кашине – большой кирпичный православный храм Кашинского благочиния Тверской епархии, построенный в 1799–1870 г.г. В настоящее время является кафедральным собором города. Расположенный ныне в Кашине на холме величественный пятиглавый собор Вознесения Господня возведен на месте одноименной деревянной церкви, земли под строительство которой были пожертвованы в XVII веке первым царем из династии Романовых – Михаилом Федоровичем. Эта церковь была разрушена в 1709 г.
Строительство нового каменного храма началось спустя 90 лет – в 1799 г. Немногим ранее, в 1796 г., был заложен и каменный Воскресенский собор. Таким образом, расположенный на другом берегу Кашинки Вознесенский собор стал вторым крупномасштабным сооружением в городе, оба храма хорошо видны друг от друга. В 1849 г. по проекту губернского архитектора Ивана Фёдоровича Львова была возведена в стиле ампир стоящая отдельно колокольня. Но прошло еще много времени, прежде чем храм приобрел нынешний вид.
Переустройство Вознесенской церкви было начато в 1849 г., однако до определения сюда священником Матвея Семёновича Малиновского она находилась в плачевном состоянии. Не было ничего кроме внешней кладки стен, главный храм был не достроен и даже не увенчан крестами. Более того, из-за разногласий между архитектором и строителем храма, потомственным почетным гражданином города Кашина купцом Николаем Васильевичем Терликовым, по поводу якобы низкой прочности стен, храм был запечатан, а производство дальнейших работ запрещено. Трапезная хотя и была закончена, и в ней проводились богослужения, но вмещала она одну бедноту.
С поступлением на службу молодого священника дело принимает другой оборот: подается прошение о новом осмотре церковного здания и его освидетельствовании, снятии печатей, позволении производства дальнейших работ. Новый архитектор и комиссия произвели осмотр, признав здание совершенно прочным, и дали разрешение на дальнейшие работы. Но в 1865 г. умирает строитель Вознесенского храма Н. В. Терликов, на собственные средства производивший постройку церкви и пожертвовавший на эти цели свыше 100 тысяч рублей ассигнациями. При бедности прихода окончание такого обширного строительства стало невозможным и работы были снова приостановлены. Лишь через полтора года, в 1867 г. строительство было возобновлено при участии жертвователей, благодаря энергии священника Матвея Малиновского и при содействии церковного старосты П. А. Дорогутина.
В 1870 г. храм был достроен и приобрел настоящий вид, быстро и успешно выполнена внешняя и внутренняя отделка. Собор Вознесения Господня, строительство которого затянулось на десятки лет, в том же году был освящен. Стены и арки храма были украшены лепниной отличной работы, сооружен иконостас изящной архитектуры, впоследствии вызолоченный. Иконы для иконостаса заботами настоятеля были написаны мастерами известной ярославской мастерской Е. К. Дьяконова. Особенное внимание обращали на себя иконы итальянской живописи – Николая чудотворца и Господа, восседающего на престоле, выполненные художником Орловым. В 1871–1877 г.г. в трапезной церкви с пределами в честь Воздвижения Креста Господня и святой мученицы Параскевы Пятницы были произведены работы по устройству иконостаса и его золочению. К 1900 г. была окончательно завершена отделка стен и сводов живописными картинами, храм получил законченный вид и производил сильное впечатление на всякого посетителя своим блеском и обилием света.
В 1929 г. с храма были сняты все кресты, сброшены колокола, уничтожен великолепный иконостас, представляющую хоть какую-то ценность церковную утварь вывезли. Долгое время здание бывшей церкви пустовало. В 1962 г. в нем был устроен мебельный склад Кашинторга, а позднее трапезную переоборудовали под подростково-молодежный клуб. За многие годы, когда помещение храма находилось без отопления, многие его святыни – настенная живопись, элементы иконостаса, иконы были утеряны.
И только в начале 1990-х г.г. собор освободили от занимаемых его организаций и передали прихожанам, в здании были начаты восстановительные работы. В 1993 г. отреставрированный Вознесенский собор получил статус кафедрального собора города Кашина, в нем были возобновлены богослужения. К 1998 г. на средства предпринимателя В. В. Гусева собор Вознесения Господня был украшен живописными фресками, выполнены лепные работы. В 2000-х гг. восстановлены резные элементы иконостаса.
Архитектура собора
Массивный куб Вознесенского собора увенчан монументальным световым пятиглавием. В отличие от Воскресенского собора, здесь легкие квадратные в плане угловые завершения противопоставлены мощному среднему барабану, воспроизводящему традиционный восьмерик. Основной объем отличается особой компактностью и центричностью. С одной стороны к нему примыкает полуциркульная апсида, отвечающая строгой геометрии основного объема, с другой – пониженная трапезная, играющая малозаметную роль. Равнозначность всех фасадов кубического массива подчеркнута одинаковыми фронтонами.
После достройки храма в 1867–1870 г.г. на его фасадах появился измельченный декор – килевидные кокошники, выполненные в «русском стиле», аркатурно-колончатые детали, сложные капители пилястр на барабанах, розетки в метопах фриза, пышные рельефы в стиле «второго рококо». Но сквозь элементы эклектики отчетливо просматривается классицистическая основа: спокойная гладь стен, прямоугольные филенки и пилястры дорического ордера.
Отдельно стоящая колокольня возведена по проекту, выполненному архитектором И. Ф. Львовым и утвержденному в 1849 г. Первоначальный замысел в ходе строительства претерпел значительные изменения. Колокольню укоротили на один ярус, при этом она лишилась ритмического единства и стройной пропорциональности. Лейтмотивом композиции являются прорезанные высокими арочными проемами ступенчато убывающие объемы. Нижний ярус, окруженный портиками тосканского ордера, воспринимается как самостоятельный, а следующее членение кажется слишком грузным. Третий ярус цилиндрической формы, увенчанный шпилем, заменил задуманную Львовым восьмиколонную воздушную ротонду.
http://www.bankgorodov.ru/sight/sobor-vozneseniya-gospodnya-kashin