Существует предание, что при Богородицерождественской церкви когда-то был Богородичный женский монастырь; потом эта церковь была кладбищенской при Воскресенском соборе. Первые достоверные сведения о церкви извлечены из дозорной книги 1621 г., где сказано: «Деревянная церковь Рождества Пр. Богородицы, да придел Василия Блаженного, да церковь теплая Екатерина Христова мученица».
Каменная церковь устроена в 1690 г., престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии распространена устройством придела, освященного во имя великомуч. Екатерины (в 1709 г. придел этот не упоминается). В храме особо можно было отметить следующие иконы: Страшного Суда — в адском пламени среди грешников изображены и указаны надписями: Нерон, Диоклитиан, Юлиан, Ориген, Арий, Евтихий, Диоскор, Лютер, Кальвин, Вольтер, Гришка (Отрепьев?), Мазепа и пр.; Бичевание Господа Иисуса Христа; Святой Троицы; Иерусалимской Божией Матери.
Около южной стены храма в ограде находилась надгробная плита с надписью, что под ней погребена Стефанида, в схимницах Филонида, супруга протоиерея Воскресенского собора Саввы. Это родители митрополита Сарского и Подонского (Крутицкого) Ceрапионa, умершего в 1653 г. и погребенного в Калязинском монастыре. Последний, есть предание, до монашества был при Болотской церкви священником. С 1872 г. церковь была окружена садом на средства купца Зазыкина, и о «Болоте» было забыто.
В 1930 г. храм закрыт для служения. В 1932 г. сняты колокола и разобран иконостас, впоследствии в здании храма открыт зернозаготовительный пункт. В 1936 г. церковь была полностью разрушена. Храм находился в саду недалеко от комплекса молокозавода. В настоящее время на месте церкви построена котельная.
И. Завьялов «Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности», Санкт-Петербург, 1909 г. В.Н. Кошелевский «Летопись города Кашина», Архивный отдел администрации Кашинского района, Тверь 1999 г.
Церковь Рождества Богородицы на Болоте построена в 1690 г. на месте Богородичного женского монастыря как церковь при кладбище. Церковь была одноглавой и имела трехчастую осевую структуру, решенную в виде «корабля». В XIX в. ее шатер был заменен шпилем. В 1872 г. на средства купца Зызыкина вокруг этой церкви на месте болота был разбит сад.
В 1930 г. в церкви запрещены богослужения, в 1932 г. сняты колокола и разобран иконостас, в этом же году в помещении церкви открыт зернозаготовительный пункт. В 1936 г. церковь полностью разрушена.
http://kashin.ortox.ru/khramy_kashina
На территории Кремля, в конце владычного конюшенного двора писцы отметили кладбище, а неподалеку церковь «Рождество Пресвятыя Богородицы, что наболоте». Писцовая книга дает очень скудный материал для восстановления ее внешнего вида. Известно только, что она имела трапезу и паперть, на паперти — колокольню с пятью колоколами, а «весу в них неведомо сколько».
Теперь обратимся к плану Твери начала ХVIII века, названному «Фасат города Твери». Церковь на нем выглядит очень высокой и стройной. На основную ее клеть поставлены еще две, убывающие по ширине. По классификации академика Игоря Грабаря такие церкви относятся к типу ярусных, а в старинных строительных актах обозначались термином «четверик на четверике». Внутренность церкви хорошо освещалась многочисленными окнами в основной клети и верхних четвериках. К сожалению, план не дает дополнительных сведений о конструкции колокольни или паперти.
По богатству Рождественская церковь не уступает находившимся в кремле Никольской или домовой архиепископской. Убранство ее, по описаниям, очень красочно. Преобладала позолота и любимый нашими предками красный цвет. «Писаные на золоте» царские двери, золотой фон части образов иконостаса, позолоченные оклады и преимущественно красные пелены у икон из привозных тканей — киндяка, дороги, атласа. Несмотря на частые пожары в кремле, церковь сумела сохранить старинные иконы, такие, как находившийся в иконостасе образ Рождества Богородицы, написанный на золотом фоне, с позолоченными венцами и теми украшениями, что «прикладывали» в старину прихожане к почитаемым иконам: позолоченными гривенками и копейками, крестами, жемчужными рясками и серьгами.
Так же был украшен и запрестольный образ Богоматери. У него записаны «венцы и гривенки и на полях оклад — все басменные, позолочено. Поднизь и ожерельицо жемчужное с каменьи». Кроме того, в «прикладе» у иконы — пять крестов и небольшие сережки «с камушки».
Убранство трапезы значительно скромнее. В ней отмечены лишь две иконы. В обычные дни прихожане, очевидно, умещались в церкви, но в праздники, а особенно в престольный, молящимися заполнялась и трапеза. От церкви она отделялась рубленой стеной, в которой делалась широкая дверь. Через нее стоявшие в трапезе богомольцы могли слышать и видеть происходившее в церкви богослужение. Академик Грабарь изучал северные деревянные церкви в начале века, когда они были еще действующими, и отметил следующие их особенности. Во-первых, для того чтобы большее число прихожан могло следить из трапезной за ходом богослужения, по обе стороны двери в стене, отделявшей трапезу от церкви, на уровне глаз делались прорези высотою в толщину бревна. Вторая особенность северных трапезных — лавки, поставленные по их стенам. Их резные опушки и резные столбы, на которые опирались брусья потолка, украшали помещение. На лавках могли отдохнуть пришедшие из далека богомольцы и просто пожилые или больные люди.
Мы не можем документально подтвердить, что трапезные тверских деревянных церквей были устроены подобно северным. Так, в описаниях писцовой книги 1685-86 годов лавки в трапезных нигде не упомянуты. Но, учитывая традиционность деревянной архитектуры, всеже думаем, что лавки являлись такой же неотъемлемой частью трапезной, как, например, двери, и поэтому о них не считали нужным упоминать в описании церквей.
Храмы строились обычно выше окружавших их домов, и на паперть поднимались по ступеням крыльца. На севере, где сохранились деревянные церкви, можно наблюдать различные конструкции папертей. Одни из них поставлены на сплошное рубленое основание, другие — на выпуски бревен и представляют собой как бы балкон, третьи возведены на режах, то есть бревенчатой клетке. В Твери конструкции папертей деревянных церквей были, видимо, тоже различными. Например: паперть на режах отмечена в писцовой книге 1685-86 годов у затверецкой церкви Онуфрия Преподобного.
Сами паперти редко рубились из бревен. Обычно на верхнюю площадку их основания ставились столбы, в пазы которых забирались доски, различным расположением которых плотники умели сделать паперть нарядной. Для освещения и проветривания паперти служили окна, закрывавшиеся досчатыми ставнями. Для отдыха прихожан, как и в трапезе, ставились лавки.
По материалам книги Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов. Тверь. XVI — XVIII вв. Очерки истории и экономики. — Тверь: 2002. http://hram-tver.ru/tver/rojdpresvbogtdrtv.html