Кашин. Церковь Илии Пророка.

Ильинско-Преображенская церковь (ул. Социалистическая, 1) возведена в 1775-1778 гг. Была закрыта и сильно повреждена. В 1983-1986 гг. отреставрирована (без восстановления колокольни). Сейчас остаётся недействующей.

Вероятно, самая ранняя из пятиглавых приходских церквей Кашина — Ильинско-Преображенская (1775-1778). Двойное посвящение объяснялось устройством двух престолов, предопределившим двухэтажное строение храма. Он вырастает над крутым высоким берегом у излучины Кашинки. Масштаб здания безукоризненно точно найден по отношению к рельефу и речной акватории.
Ильинская церковь (бытовало преимущественно это наименование) — интереснейший памятник, наиболее близкий древнерусской архитектуре. Вместе с тем в нем рельефно проявились приемы и черты местного зодчества XVIII века. Очень высокий узкий четверик увенчан изящными, как бы точеными главками на тонких барабанах. Он имеет лишь по две оси света на южном и северном фасадах (в кашинских приходских храмах проемы на западнойстене не делались). Окна смещены к востоку, чтобы иконостас был лучше освещен. Вертикальная динамика масс, усиленная пирамидальным расположением глав, нарастанием ярусов колокольни и взлетом шпиля, погашается тремя развитыми горизонтальными поясами и массивной эллиптической апсидой. Стройная колокольня (при реставрации в 1983-1986 гг. она не была восстановлена) поднималась над двухъярусным притвором, примыкавшим вплотную к небольшой — в два окна — трапезной, перекрытой в поперечном направлении лотковым сводом. Главная особенность здания — щедрое узорочье его фасадов. Мотивы убранства восходят к зодчеству ХVII века, и только рустованные лопатки заимствованы из арсенала раннебарочной архитектуры следующего столетия. Причем и эти элементы трактованы адекватно мелкому модулю кирпичной кладки.
Традиционный кирпичный декор оставался способным к различным модификациям благодаря своей эластичности и нерегламентированности. Выкладываясь в массиве стены, он как бы прорастал из ее конструкции. Дробный рельефный узор слагался из разномодульных единиц — кирпичей фасонных и простых, но поставленных одной или другой стороной, а также керамических фигурных деталей. Строители Ильинской церкви, превратив наружные стены в канву для кирпичной орнаментации, проявили тонкое композиционное чутье. Активный, но точно взвешенный декор не нарушает архитектоники сооружения. Нижний этаж отделен богатой каймой, опоясывающей все части здания. Она состоит из сложного карниза, наклонного отлива, поребрика и тяг. По четверику проходят два пояса городков. Один из них разделяет двусветный холодный храм, создавая иллюзию трехъярусной постройки. Другой соответствует основанию сомкнутого свода, частично скрытого декоративными стенками с тройными полукруглыми нишами-кокошниками.
Нарядные обрамления проемов зрительно увеличивают размеры окон, повышают их роль в композиции. Боковые части наличников варьируют один и тот же прием «штучного набора» из парных балясинок, кубышек и полочек. Нозавершения в каждом ярусе различны. На первом этаже это повышенный остроконечный щипец, в поле которого вкомпонован двусторонний городок. Над окнами нижнего света холодной церкви — сегментообразные ниши, имитирующие арки-архивольты, над окнами верхнего света — двойные кокошники с килевидным подвышением. Эти кокошники заходят на пояс городков, разрывая единую горизонталь. Не сразу уловимое смещение вертикальных осей, живой рисунок деталей говорят об устойчивости прежних, доклассицистических архитектурных навыков.
В совершенно ином стилистическом ключе — переходном от барокко к классицизму — была решена двухъярусная колокольня. Изящным силуэтом, выразительной пластикой форм она эффектно завершала композиционный строй одноосного храма-«корабля». Барочные элементы ее — срезанные углы с парными колоннами, раскрепованный карниз, овальные окна и люкарны — настолько отличны от обработки самой церкви, что трудно поверить в их принадлежность одному времени и тем же мастерам. Источние: Кириков Б.М. «Кашин». 1988 г.

Каменная Ильинско-Преображенская церковь построена в 1775-1778 гг. на месте сгоревших в 1618 году деревянных церквей Ильинской и Преображенской. Двойное посвящение храма объясняется устройством двух престолов, определивших постройку двухэтажного здания. Вертикальный динамизм усиливается пирамидальным расположением пяти глав. Стройная колокольня со шпилем, состоявшая из двух ярусов поднималась над двухярусным притвором, примыкавшим вплотную к небольшой трапезной.
Церковь построена на крутом высоком берегу реки Кашинка и выглядит сказочно красиво. Мотивы убранства восходят к зодчеству 17 века, и только рустованные лопатки, говорят об архитектуре следующего столетия. Церковь относится к числу приходских кашинских храмов, возведеных по образцу монастырских соборов (скорее всего, собора Дмитриевского монастыря, в слободе близ которого церковь и была построена) и следующих крайне архаическому направлению местного зодчества. К стилю 17 века, ярославско-угличскому в своем изначальном варианте, восходит как композиция, так и наличники с боковыми стойками из перемежающихся кубышек и парных балясинок. При этом в наличниках второго яруса присутствуют лучковые сандрики с шишечками и клинчатыми замками из «классического» ассортимента. Наличники третьего яруса обрамлены сдвоенными килевидными кокошниками. Если присмотреться к наличникам, то будет видно, что это не лепнина — они сложены из настоящего фигурного кирпича. Такой узор выкладывался вместе со стенами основного объма храма. В церкви было два престола: внизу помещался Ильинский престол, в верхней части — Преображенский.
После революции 1917 года храм был разграблен, осквернен и закрыт. С 1929 года с церкви были сняты все кресты и разобран иконостас, в 1938 году была разобрана и колокольня. В 1935 году в пустующем здании церкви разместилось архивное хранилище, с 1947 году — маслобойный цех по выработке льняного масла Горпищекомбината. В 1983-1986 гг. была выполнена реставрация церкви без восстановления колокольни, на пяти куполах были установлены кресты. В мае 2012 года над городом пронесся ураган, поваливший крест на центральной главе и погнувший остальные кресты. В таком состоянии здание пребывает до сих пор. Оно фактически бесхозное, хотя стоит на территории кашинского реставрационного участка.
http://kashin.ortox.ru/Кашин православный

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?