Картины И.Я. Билибина

Картины И.Я. Билибина

Художник Иван Яковлевич Билибин – русский живописец, иллюстратор, театральный художник и оформитель, активный участник творческого объединения «Мир искусств».

Родился будущий художник 4 (16) августа 1876 года вблизи Санкт-Петербурга в посёлке Тарковка в семье военного морского врача Якова Ивановича Билибина. Мама Ивана Яковлевича, Варвара Александровна, дочь морского военного инженера, увлекалась музыкой, училась у знаменитого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, виртуозно играла на рояле.

Родители много времени уделяли образованию своего сына и в 1888 году Иван Билибин успешно поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил, в 1896 году, с серебряной медалью.

В 1900 году Билибин, после окончания Санкт-Петербургского университета, получил диплом юриста.

Живописью Иван Яковлевич увлекался с раннего детства, но не предполагал, что профессия художника может стать его основным занятием. В 1895 году Билибин начал посещать художественную школу при Императорском обществе поощрения художников. Занятия в школе впервые заставили Ивана Яковлевича серьёзно задуматься о карьере художника.

В 1896 году, после окончания художественной школы, молодой художник едет в Мюнхен и поступает учеником в мастерскую художника Антона Ашбе. После возвращения в Россию Билибин занимается в школе–мастерской княгини Марии Тенишевой под руководством Ильи Репина, а затем поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств, в класс Ильи Репина.

Случилось так, что в 1899 году, Билибин, совершенно случайно, оказался в деревне Егны Тверской губернии.

Деревенька Егны – это настоящая русская глухомань. Там не просто Русью пахло. Это то, что называлось и сто лет назад Седой Русью.

Молодой художник Билибин каждое утро вставал вместе с солнцем, перекидывал через плечо ящик с красками и краюхой хлеба, и уходил на весь день в поля на этюды. Дорога бежала между тихими речками, поднималась на зеленые холмы и терялась в темных низинах. Над лугами стелился медовый запах травы, от редких хуторов аппетитно пахло печеным хлебом и парным молоком. Для художника это стало ощущением и пониманием Родины, её истоков и вековой мудрости.

В то далекое лето молодой художник Иван Билибин превратился в художника великого, которого вскоре узнала вся Россия. Родился «билибинский стиль».

Критики называли его художником раскрашенных форм и лубковой живописи. А художник не обращал на них внимание и совершенствовал технику своего акварельного рисунка.

Друзья прозвали его «Иван – железная рука». Пять квадратных сантиметров каждый день. И ни миллиметром больше. И ни миллиметром меньше. Это было его железным правилом. И это цель и отличительная черта художника – рисунок, который гармонично объединяет изобразительное и декоративно-орнаментальное. Но такой рисунок рождает конфликт. На лицо плоскостность изображения и глубинность человеческого видения. Билибин великолепно решает эту проблему.

В деревне Егны, были созданы иллюстрации к трем сказкам: «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка», «Василиса Прекрасная». И эти иллюстрации начинающий художник принёс в Экспедицию заготовления Государственных Бумаг. Работы Билибина произвели, как бы сейчас сказали, фурор, и моментально был заключён контракт на издание.

В последующие годы Иван Яковлевич был загружен работой – иллюстрировал сказки Пушкина, русские народные сказки и былины. Кроме того, увлёкся оформлением праздничных открыток, попробовал себя в создании рекламы, работал как театральный художник.

С 1907 года Билибин преподаёт в школе Общества поощрения художеств.

После Октябрьской революции художник уезжает в Крым, где живёт и работает до 1919 года. Затем с отступающей белой армией оказывается в Новороссийске, откуда, в феврале 1920 года, на пароходе «Саратов», эвакуируется в Египет и оказывается в английском лагере Тель-эль-Кебире. С 1920 года Билибин живёт в Каире, создаёт эскизы панно и фресок для особняков богатых греков, изучает искусство Востока, искусство Древнего Египта.

В 1925 году Иван Яковлевич переезжает в Париж, где работает художником-оформителем и создаёт просто изумительные декорации к русским операм, иллюстрирует русские сказки, сказки братьев Гримм и сказки «Тысячи и одной ночи».

В 1936 году художник возвращается в Россию, т.е. уже в СССР. Поселился в Ленинграде, начал преподавать во Всероссийской Академии художеств, иллюстрировал книги и много работал как театральный художник.

После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться из осаждённого Ленинграда. Когда квартиру художника разбомбили, он перебрался в подвал бывшего Императорского общества поощрения художников. Этот подвал и стал его последним домом.

7 февраля 1942 года Иван Яковлевич Билибин был доставлен в больницу, где врачи констатировали смерть от голода и обморожения. Похоронили художника в братской могиле на Смоленском кладбище.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?