Каргополь. Собор Рождества Христова.

Христорождественский собор — древнейшее каменное здание в городе. Массивные стены еще в 17-м веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками. Кроме того, в то же время были построены 2 придела — с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. В летнее время года доступен к осмотру изнутри (музей). Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Рука эта ранее держала цепь, на которой было подвешено паникадило.
http://www.towns.ru/towns/kargopol.html

Ко времени Ивана Грозного относится возведение древнейшего архитектурного памятника города — Христорождественского собора (1552—1562). Огромное белокаменное здание должно было символизировать богатство и величие славного торгового города. Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов ХVI века, образцом для которых был Успенский собор Московского Кремля. Север по-своему перерабатывал формы пятиглавого кубического храма, упрощая их.
Христорождественский собор был двухэтажным. За четыре века собор значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это обстоятельство, безусловно, нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Интерьер верхнего храма — просторный, высокий. Собор отреставрирован внутри, выбелен, в нем много света, воздуха. Шесть мощных столпов поддерживают своды. Четыре приходятся на сам храм, два других отделяют алтарную часть, к ним прикреплен огромный пятиярусный иконостас.
http://kenozerjelive.ru/arhonega-kargopol.html

В 1552 году в Каргополе случился пожар, после чего стал формироваться новый центр этого старинного города — Соборная площадь.  Собор в честь Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, строился десять лет и был освящён в 1562 году. Христорождественский собор появился не на пустом месте, до него здесь стояла деревянная церковь с тем же посвящением, и пожар, таким образом, лишь подтолкнул каргопольцев к постройке каменного храма. Понятно желание каргопольских купцов «обзавестись» собственным каменным собором — подобием величественных соборов Новгорода и Москвы. Средств на осуществление своего благочестивого желания они не пожалели, пригласив мастеров, по-видимому, из самого Новгорода. Вскоре на этом месте вырос первый каменный храм Каргополя — один из первых каменных храмов Русского Севера. Христорождественский собор и по сию пору остаётся недоиследованным. Поэтому высказанное выше предположение о новгородском происхождении его строителей пока остаётся лишь предположением, основанным на самом его поверхностном огляде. Историк А. Г. Мельник пишет: «В подтверждение данного мнения (о постройке собора новгородскими мастерами) можно привести следующие аргументы. Смешанный тип кладки собора характерен для зодчества Новгорода того времени. По-новгородски трактованы чуть ли не все архитектурные элементы памятника. Но особенно красноречиво указывают на руку новгородских мастеров такие мелкие детали, как тонкие карнизы в верхних частях лопаток, срезанные углы алтарных столпов, оформление южного портала, архивольты с нижней выступающей полочкой аркатур апсид. Итак, действительно, каргопольский собор построили новгородские мастера. Но важно, что они принадлежали к тому направлению новгородского зодчества, которое испытало на себе сильное влияние московской и среднерусской архитектуры».
В 1565 году, вскоре после постройки Христорождественского собора, Иван Грозный включил Каргополь в число опричных городов. В 1612 году каргополы, получив известие о захвате интервентами Вологды, спешно срубили острог, чтобы защититься от незванных польско-литовских гостей. Деревянные стены были возведены вокруг главной городской святыни, единственного к тому времени каменного Христорождественского собора. В 1765 году в Каргополе случился очередной пожар, оставшийся в истории города как «великий». Огонь, по воспоминаниям очевидцев, был столь силён, что «брёвна метало за реку». Городская застройка, по большей части деревянная, выгорела полностью, сильно пострадали и каменные здания, в том числе Христорождественский собор, сгорели его купола, получили повреждения стены. Пять лет он стоял, никем не ремонтируемый, — прихожане всё это время собирали деньги на ремонт. Работы начались в 1770 году и закончились лишь спустя двадцать восемь лет (хотя главный престол собора заново освятили уже в 1778 году). Именно в ходе этого длительного ремонта собор Рождества Христова приобрёл черты, донесённые им до наших дней, — главы, которые в статье «Каргополь» (1913) Ф. К. Докучаев-Басков называет «репчатыми», растесанные окна и мощные контрфорсы. Касательно последних Г. В. Алфёрова в очерке «Каргополь и Каргополье» (1973) пишет: «Возведённые для спасения храма контрфорсы лишний раз свидетельствуют о глубоком уважении каргопольцев к своему прошлому и к зданиям, созданным «тщанием самих прихожан». Строители Каргополя нашли путь укрепить сооружение в целом, не разбирая его». В ХIХ веке рядом с собором появилась Введенская церковь, служившая прихожанам зимним храмом. В связи с этим зимний храм, обустроённый в подклете самого собора, пришёл в запустение. Ф. К. Докучаев-Басков отмечал: «В нижнем храме давно запущено и не служится». После революции собор в течение некоторого времени оставался действующим. В 1936 году он стал музеем. Внешность Христорождественского собора внушает восхищение.
Любопытно, что в ХVI веке собор выглядел несколько по-иному. Он не имел контрфорсов, приделов, имел закомары вместо четырёхскатной кровли и, конечно, выглядел более цельно. Отчётливее просматривались и ориентиры, на которые равнялись его строители. Чем то родственнен ему собор Богородичного Успенского монастыря в Тихвине. С ним каргопольский собор сближает расположение барабанов, при этом и в том, и в другом случае световыми являются только три барабана — центральный и два западных. Христорождественский собор, в отличие от Успенского Тихвинского, стоит на подклете. Фасады Христорождественского собора расчленены лопатками; восточный и западный на три, южный и северный на четыре прясла, из которых ближайшее к восточной стене — самое узкое. Расположение лопаток соответсвует расположению шести столпов внутри храма. Прежде, когда фасады не были заслонены приделами и контрфорсами, лопатки просматривались чётче, задавая собору «вертикальную ориентацию». Теперь он выглядит как бы вросшим в землю (что до известной степени так и есть: культурный слой с ХVI века поднялся примерно на метр). Скромное убранство в виде арочек на апсидах и лёгкие карнизы по алтарной части и по основному объёму храма, без выносов, дают основание предположить, что здание первоначально было покрыто тёсом с большим свесом крыш. В оформлении северного придела особого внимания заслуживает крыльцо. Его покрытие напоминает так называемую «крещатую бочку», какой часто покрывали четвериковые срубы. Это явное заимствование из арсенала деревянного зодчества.
Историк А.Г. Мельник писал: «Различие в ширине восточных и западных барабанов… проистекает от Архангельского собора Московского Кремля. У него же, а также у ряда других московских и среднерусских памятников заимствован и декор барабанов каргопольского собора. Однако следует отметить, что ещё до его строительства некоторые подобные декоративные элементы уже были почерпнуты из тех же источников новгородской архитектурой». В интерьере верхнего храма сохранились иконостас, сооружённый в конце ХVIII века, когда собор ремонтировали после пожара 1765 года, и фрагмент «допожарной» фрески «Страшный суд» на западной стене. Другие фрески погибли — причём не столько разрушительно воздействовал на них огонь, сколько сказалось отсутствие у собора кровли в течение нескольких послепожарных лет. Что касается иконостаса, то он, согласно мнению исследователей, «по своей композиции, архитектурным формам и динамичному резному убору… восходит к лучшим образцам московского церковного зодчества ХVII столетия. (Б. Н. Фёдоров. Каргополь и его окрестности (1978)). Христорождественский собор находится сейчас в сложном состоянии. Он стоит без крестов, имеет, насколько можно судить по внешнему виду, серьёзные проблемы с кровлей и покрытием куполов. Вот уже несколько лет он, к огорчению заезжих туристов-фотографов, окружён лесами. Предполагалась реставрация, давно назревшая. Леса поставили — деньги на реставрацию кончились. А леса гниют без дела, лишь усугубляя незавидное положение храма.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №81, 2014 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?