Каргополь. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы.

Подлинный шедевр — Благовещенская церковь (1692), по имени которой названа площадь. Памятник этот недаром вызывал восторги многих исследователей. Памятник принадлежит к типу кубических пятиглавых каргопольских храмов, образцом которых был Христорождественский собор. Храм внешне прост в своих очертаниях, но уже издали, подходя к нему, отмечаешь чистоту его линий, четко расставленное пятиглавие и найденное соотношение высоты и овала апсид. Подлинное чудо каргопольской архитектуры — восточная, алтарная стена Благовещенской церкви. Ее мастера изукрасили с особенным старанием. Благовещенская церковь была строением посадских людей Каргополя, постройкой народных мастеров для народа, и они создали свой дворец! По оригинальности оформления абсиды Благовещенской церкви, пожалуй, ни с чем не сравнимы в древнерусском зодчестве.
Никольская каменная церковь построена в 1741 г. Небольшой уютный пятиглавый храм состоит из нескольких объемов: увенчанного пятиглавием четверика, тапезной, притвора, крыльца, а с запада — трех апсид (после реставрации церковь стала однокупольной).
http://kenozerjelive.ru/arhonega-kargopol.html
Благовещенская церковь строилась десять лет с 1682 по 1692 год. Двухэтажный храм выложен из известковой плиты и украшен декоративным рельефным орнаментом, вырезанным из белого камня. Кубическое по форме монументальное здание увенчивает пять глав, покрытых лемехом и установленных на гладкие барабаны без декора. Исследователи выделяют этот нарядный храм из прочих построек Каргополя, отмечая, что Благовещенская церковь — один из шедевров не только каргопольской, но и всей русской каменной архитектуры. Так, И. Э. Грабарь писал, что южная часть Благовещенской церкви «может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон; восточная стена с тремя алтарными полукружьями является шедевром стенной обработки вообще… «Изысканно декорированные детали на белых монументальных стенах объединяются в единый художественный образ. Стремление к нарядности в русской архитектуре XVII века, уже проявившееся в Рождественском соборе, в полную силу дало о себе знать в Благовещенской церкви.
http://cultnord.ru/Sobory_goroda_Kargopolja.html

… Давайте-ка пройдемся, наслаждаясь тишиной и покоем, по каргопольским дощатым тротуарам Благовещенской улицы до старой Торговой площади. В давние времена здесь, вдоль берега ручья, вогнутою дугою пролегала ныне не существующая Пятницкая улица с расположенной на ней деревянной Пятницкой же церковью. В 17 веке вдоль улицы были построены три каменных храма – два из которых, изумительные по красоте Благовещенский и Рождества Богородицы, стоят до сих пор, а третий, Владимирский, построенный взамен древней Пятницкой церкви, уничтожен при советской власти. В 18 веке к ансамблю храмов добавился четвертый, Никольский, органично вписавшись своими пятью куполами в панораму юго-западной части Каргополя. Все четыре храма к древней Пятницкой улице были обращены алтарями – и поныне можно мысленно восстановить её былое направление. Улица прекратила своё существование после череды пожаров – в результате которых Каргополь получил регулярный, геометрически ориентированный вдоль Онеги план застройки, а храмы, всегда расположенные апсидами четко на восток, оказались на диагонали квадрата в центре площади, под углом к новым улицам. Вот и сейчас – идешь по Благовещенской улице, и наискось к тебе открывается дивный вид, невероятная в этих глухих и безлюдных местах красота…
На этом месте первоначально и находился главный торг города, когда-то здесь кипела жизнь. Нынче — пустынный участок земли, поросший травой и продуваемый ветрами, посреди которого стоят два храма. Слева — чудо Каргопольской архитектуры — Благовещенская церковь (построена в 1692 году). Справа — храм Николая Чудотворца (1741 год). При советской власти площадь называлась Красноармейской. Будущие красноармейцы учились стрелять в приспособленном в 1930-е годы под тир Никольском храме — видите пробитую в средней апсиде входную дверь, сохранились даже ступеньки, а ведь в алтарь не должна ступать нога человека, эта территория неприкосновенна. На восточном фасаде над апсидами вывели агитационную надпись — «Учись стрелять по-ворошиловски» — есть архивное фото, глазам не веришь… Если Благовещенский храм, спасибо академику-реставратору Игорю Грабарю, был признан уже в 1920-е годы памятником древней архитектуры и перешел в ведение краеведческого музея, со скромным Никольским храмом особо не церемонились — сбили все пять барабанов (центральный, правда, восстановили в 1980-е годы), внутри вывернули все плиты пола, сейчас он наглухо закрыт.
Благовещенской церкви повезло больше — яркий образец каргопольского узорочья уже в первые годы советской власти получил статус национального культурного достояния, благодаря чему был взят под крыло местным историко-художественным музеем и остался нетронутым. Ну разве что первый этаж был отдан под склад продмага, а на втором расположилось хранилище фондов музея. Красота, чудесным образом родившаяся в этих угрюмых краях, на протяжении трех столетий приводит в восхищение гостей Каргополя. Северная жемчужина в труднодоступной глубинке, белокаменная средневековая сказка в крошечном городке, совершенно неожиданное откровение, находка, ради которой стоит ехать на этот «край Вселенной». Отрадно, что не врет табличка: памятник архитектуры действительно охраняется государством. Начиная с 1945 года было проведено несколько обследований и обмеров, по результатам которых специалистами Архангельской научно-реставрационной мастерской выполнена вычинка фасадов с заменой отдельных деталей, заделкой трещин и отремонтирована кровля.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?