Каргополь. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь конца XVII века расположена между Соборной площадью и Валушками. Из всех каргопольских белокаменных кубических храмов Воскресенский, пожалуй, наиболее живописен по силуэту. Этому впечатлению способствует и то обстоятельство, что он единственный имеет покрытие по закомарам; пять его мощных глав соединены в единую скульптурную массу, которая пропорционально и композиционно сочетается с общим объемом.
В убранстве своем он немногим проигрывает Благовещенской церкви — и здесь, на его белых стенах, вовсю разгулялась рука славных каргопольских мастеров. Рельефно выступающие лопатки делят западный и восточный фасады на три прясла, а северный и южный на четыре. В отличие от Благовещенской церкви, квадратной в плане, двуххрамовой, Воскресенская в плане прямоугольная, также четырехстолпная, но одноэтажная. Апсиды низкие — в половину высоты стен. С запада примыкает небольшой притвор.
В фасадах Воскресенской церкви есть своя необъяснимая прелесть, и ходить возле одинокого древнего здания, стоящего на просторной площади, — большое наслаждение. Пожалуй, наиболее красива его южная стена. Хорошо смотрится глубокий перспективный портал, напоминающий портал Благовещенской церкви, его полукружие повторяется в закомарах. Плавная линия закомар красиво завершает стену, богато профилированный поребрик карниза вносит дополнительную нарядность к узорочью окон. Декоративное убранство стен продолжено на барабанах куполов в виде аркатур и декоративных поясков. Примечательно, что и здесь нигде, исключая апсиды, узор окон не повторяется. Если будут одинаковые колонки наличников, то кокошники непременно разные, если схожие кокошники — обязательно разные колонки. Резные столбики с полочками, с бусинками, с ромбиками, кокошники, «коруны» — все собрано здесь. Точно так же не найдем мы и полного тождества в оформлении окон всех трех каргопольских храмов конца XVII века, хотя общность декоративной обработки дает основание предположить, что это дело рук одной артели мастеров. То, что каменносечных дел мастера жили в то время в Каргополе, мы знаем по документам. Г. П. Гунн «Каргополье – Онега», М., «Искусство», 1989. Стр. 30-32.

Первое место в рейтинге каргопольских чудес занимает Воскресенская церковь. Гордость и позор Каргополя. Грандиозный монументальный храм, построенный в конце 17 века, за годы своего существования ни разу (редчайший случай!!!) не подвергался переделкам-перестройкам, мы имеем счастье видеть оригинальную версию, в которой соблюдены все нормативы средневекового зодчества. Великолепный образец северного средневекового каменного узорочья, мощная громада посреди провинциального крошечного городка. Совершеннейшее недоумение, как в такой глуши появилось подобное чудо. Памятник федерального значения, рассеченный гигантской трещиной, до аварийного состояния которого никому нет дела. Не верьте строительным лесам, никаких работ не ведется – они здесь стоят с 2008 года, когда выделенных нищенских средств хватило только, чтобы снять кровлю и накрыть своды пленкой. Заказчиком работ являлось Федеральное агентство по культуре и кинематографии, упраздненное в том же 2008 году. С тех пор беззащитный храм брошен, заливается дождями, засыпается снегом – как известно, злейший враг любой архитектуры — замерзшие осадки. Трещина пронизывает весь фасад снизу доверху – начинаясь от окна средней апсиды, уходит ввысь, пересекает свод и спускается до земли по противоположной западной стене, здание опасно разделено ею пополам и рискует быть расколотым надвое. В 1960-х годах храм (это при советской-то власти!), пока использовался как склад райпо, был еще в очень хорошем состоянии, а сейчас просто гибнет. Читать об этом грустно – а видеть воочию просто больно…

Церковь Воскресения Христова уютно расположилась недалеко от крепостных валов, на маленькой площади, окружённая небольшими домиками старинного Каргополя. Среди многочисленных церквей города этот храм имеет неповторимый силуэт, стоя особняком. Причиной этому служит его индивидуальность, своеобразие и удивительная живописность. Церковь, можно сказать, парит в воздухе. В её облике ощущается эпическая мощь.
Деревянный Воскресенский храм, что возле ворот каргопольской крепости, впервые упомянут в Писцовой книге за 1614-1615 гг. В середине и конце ХVII века — город переживает расцвет белокаменного зодчества. В это время на средства каргопольских купцов строится множество храмов по всему городу. Никому точно не известно, когда и кто возвёл на месте деревянного, этот шедевр каргопольского зодчества. Большинство специалистов склоняется к датировке этого храма концом ХVII века. Вместе с тем — и это уже достоверно — церковь отстраивалась заново вскоре после страшного пожара 1765 года.
Воскресенская церковь выстроена из тёсаного известняка. В конструкциях также был использован и кирпич. Воскресенский храм производит впечатление цельного монолита. Из кубического объёма вырастают пять грузных глав на массивных барабанах. Они почти соприкасаются и как бы давят своей тяжестью на сам основной объём. Тесное расположение главок Воскресенской церкви определяет схожесть каргопольского храма с Успенским собором Московского Кремля, что является признаком величия московской культуры. С востока — три апсиды, с запада — небольшой притвор. Северный и южный фасады имеют трёхчастное вертикальное членение низкорельефными пилястрами, как у старейшего Христорождественского собора Каргополя. Полуциркульные закомары завершают фасады храма — единственный случай в Каргополе. Объёмно-пространственное решение сближает Воскресенскую церковь с русскими храмами ХVI века. Но богатство декоративных деталей в её оформлении — это уже во вкусе позднего ХVII столетия.
Как и при строительстве церкви Рождества Богородицы, главное внимание безвестные мастера-камнерезы сосредоточили здесь на украшении окон, входов, барабанов и карнизов. И это всё, многообразие архитектурных деталей здания достигнуто при помощи «типовых» элементов, вырезанных из белого камня. Формы их типичны для русского зодчества той поры. Конструируемые из них «коруны», нишки, пояски из полуваликов, бегунки и т. п. по своей простоте и лаконичной выразительности созвучны народным мотивам, постоянно встречающимся в северных вышивках, росписи на прялках, резьбе по дереву. Весь этот в общем-то незатейливый декор размещён с тонким художественным вкусом и с глубоким пониманием специфики архитектурных деталей. Несмотря на свою скромность, декор пластически обогащает фасады здания, придаёт его облику индивидуальные черты. Каменные наличники, присутствующие на окнах, не повторяются, выполняли их, как правило, разные мастера.
Воскресенская церковь холодная (службы проводились только в летнее время), имеет один этаж, интерьер изумляет своими размерами, лёгкостью и высотой, присущими летним (холодным) храмам. Незабываемое впечатление производят мощные столбы, а также большие окна, которые заливают светом помещение. По некоторым данным, под храмом, в южной стене. имелся подземный ход, который после пожара, случившегося в 1765 году, был засыпан. Сам храм был «ремонтирован» в 1788 году. На деньги, предоставленные каргопольским купцом Андреем Алексеевичем Вешняковым, был установлен и позолочен иконостас. Также на средства этого каргопольца в 1798 году была сооружена каменная колокольня, не сохранившаяся до наших дней. На звоннице имелось 6 колоколов, самый крупный из которых был отлит в самом Каргополе и весил 107 пудов.
За годы существования Воскресенский храм ни разу (редчайший случай!) не подвергался переделкам-перестройка (если ни считать двух окон, пробитых столетием позже), мы имеем счастье видеть оригинальную версию, живое воплощение традиций средневекового зодчества. Уже в советское время был заложен южный портал и превращён в окно. В храмах таких размеров, как правило, устраивались три входа — с северной, западной и южной сторон. Очень часто к проёмам пристраивались крылечки, здесь они также были. К сожалению, ни северного, ни южного крылец не сохранилось. С запада сохранился предваряющий входной портал небольшой притвор, пристроенный после крупного городского пожара 1765 года, когда выгорела большая часть Каргополя.
Ныне великолепный образец северного каменного узорочья, мощная громада которого, по сей день возносит свои купола над небольшими домишками провинциального городка, монументальный Воскресенский храм рассечён гигантской трещиной. Стоит сказать, что ещё в 1960-е годы он был в хорошем состоянии, так как использовался в качестве склада РАЙПО, а сейчас просто медленно гибнет. Многим храмам Каргополя удалось устоять в богоборческую эпоху только потому, что они были переданы в музейное пользование. Грустно, что Воскресенская церковь не является объектом Каргопольского музеяи и масштабная реставрация храма пока не предвидится!
Из книги: Каргополь. Памятники древнерусского зодчества. — Издательство: «Искусство». Ленинградское отделение, 1971

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?