Церковь начала строиться в 1678 году на Старой торговой площади тщанием купцов Андрея и Климента Пометяевых. Позже к храму были пристроены приделы в честь вмч. Параскевы и св. архидиакона Стефана. Завершилось строительно в 1682 году. Колокольня достроена в 1844 году «иждивением» купцов братьев Ивана и Андрея Насоновых. Единственный во всем Каргополье (на территории 2-х современных районов — Каргопольского и Няндомского) действовавший в советское время приход. Почти не закрывался, то есть сохранил непрерывность традиций.
http://www.arh-eparhia.ru/monasteries_and_parishes/
Церковь Рождества Богородицы (1678—1680 гг.) Здание принадлежит к московскому типу пятиглавых бесстолпных храмов с трапезной и примыкающей колокольней. Богородицерождественская церковь открывает собой ряд памятников особенного местного стиля, который можно назвать каргопольским узорочьем.
http://kenozerjelive.ru/arhonega-kargopol.html
Буквально пару десятков метров отделяет ансамбль Благовещенского прихода от церкви Рождества Богородицы (1678-1682). Когда-то она входила в приход Владимирской церкви — деревянной, изначально шатровой, затем увеличенной пристройкой трапезной и увенчанной пятиглавием. Этот храм 1653 года постройки разрушили в 1920-е годы. Владимирский храм был холодным, Богородице-Рождественский — тёплым. История строительства последнего отчасти известна из сохранившихся документов — челобитной каргопола Лаврентия Родионова сына Карнашева митрополиту Новгородскому Корнилию и ответа архипастыря. Лаврентий бил челом о возведении «в Каргополе вместо деревянной каменной церкви и с трапезою каменнною во имя Рождества Богородицы, а в той же церкви придел с уступом на левой стороне во имя Климента м архидиакона Стефана». Митрополит Корнилий в ответ предписал: «Воздвигнуть вновь каменную с трапезою во имя Пречистой Богородицы Рождества, а алтари сделать круглые тройные, а приделы во имя Климента учинить от настоящей церкви с уступом, чтобы настоящей церкви от приделу никакого утеснения не было б».
Как и Благовещенская церковь, Богородице-Рождественский храм интересен искусным резным оформлением фасадов. «С внешней стороны — это красивая игрушка! — восхищался историк Ф.К. Докучаев-Басков в книге «Каргополь» (1913) — Храм в форме креста, одноэтажный — с различно размышлёнными окнами — семиглавый, с примыкающей к нему колокольней (постройка 1844 года); — колоколенка, храм и его окошечки испещрены и унизаны различного рода оторочками, зарубинками и каемками». Интерьеры церкви — очень камерные, уютные, напоминающие, по справедливому замечанию искусствоведа Г.В. Алфёровой, «интимные интерьеры деревянных церквей», — сохранились в целости, так как она никогда не закрывалась. В изящном, несколько дробном архитектурном решении Богородице-Рождественской церкви читается отсылка к московским приходским храмам, хотя местные мастера, конечно основательно переосмыслили московские приёмы.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №81, 2014 г.
Главной отличительной чертой каргопольских храмов ХVII века была их необычайная нарядность. В этом смысле они мало отличались от памятников русской архитектуры своего времени. Большинство церквей ХVII cтолетия блещет богатством декоративного убранства. Их фасады расписываются красками, украшаются изразцами, орнаментами из фасонных кирпичей и лекальных камней — словом, всяческим узорочьем, как это тогда называли. При общих вкусах эпохи давали о себе знать в архитектуре и местные особенности. Так, например, где-нибудь в Ярославле, Ростове Великом, Вологде или Устюге очень любят наружную раскраску стен и декорировку их цветными изразцами и фигурным кирпичом. А каргопольские храмы того же периода снежно-белые. В большинстве построек центральных районов России нередко ощущается такое увлечение декором, что подчас за ним не чувствуешь конструктивных особенностей здания: стены сплошь покрываются пышным ковровым узорочьем. В каргопольских же памятниках виден иной подход к декоративному оформлению фасадов. Здесь элементы убранства полностью подчинены структуре здания. Они как бы акцентируют отдельные его конструктивные элементы и в то же время пластически обогащают фасады. Да и декор каргопольских построек весьма скупой — резанные из камня карнизы, оконные наличники, обрамления входов. Лишь кое-где на отдельные участки стен словно накинуто тонкое каменное кружево, оживляющее их холодную белую гладь переливчатой светотеневой игрой. Есть и другое отличие каргопольских храмов от построек того времени.
Если по всей России церкви строились уже, как правило, из кирпича, то в Каргополе мастера, оставаясь верными старой традиции, возводили их из местного белого известняка. Одним из таких храмов, является сохранившаяся церковь Рождества Богородицы на старой Благовещенской площади (в советское время — Красноармейской). Строилась она в 1678-1680-х годах на средства местных купцов, братьев Андрея и Стефана Пометяевых. Церковь Рождества Богодицы — бесстолпный, одноапсидный, крестоообразный в плане, пятиглавый храм с двумя чуть пониженными по отношению к главному помещению приделами. Северный придел посвящён святым Андрею Стратилату и Стефану, южный — Клименту и Лаврентию. С запада расположена широкая паперть, к которой непосредственно примыкает более поздняя колокольня. Устремлённые в небо изящных пропорций маковки на тонких барабанах придают зданию живописный силуэт. Однако особенности Рождественской церкви заключаются не столько в этом, сколько в своеобразии декоративного оформления. Сравнивая эту церковь с самым ранним, дошедшим до нашего времени Христорождественским собором, нельзя не заметить, как разительно изменились вкусы за те сто с лишним лет, что разделяют во времени эти два памятника. Как непритязателен был первоначальный декор главной святыни Каргополя; простой карниз, килевидный поясок из полуваликов на апсидах да традиционная орнаментальная лента на подкупольных барабанах.
А сколько разнообразия, подчёркнутой декоративности в убранстве церкви Рождества Богородицы! Стройные барабаны этого храма украшены изящной аркатурой и пояском. Широкий ажурный карниз её основного куба, состоящий из зубчиков, поребриков, ромбиков, валиков, совсем не похож на орнаментальные пояски, охватывающие сверху апсиды, приделы, паперть. Поразительно разнообразны по форме и наличники окон, ни один из них не повторяет другого: у одного зубчатое завершение, у соседнего — стрельчатое, у иных — килевидное, полуциркульное… Очень непохожи друг на друга и арочные перспективные порталы храма с северной и южной стороны (сейчас заделаны). Церковь миниатюрна, изящна, богата каменной резьбой. Недаром это храм издавна именовался «предивным». Надо отдать должное и мастерам, поставившим в 1844 году «иждивением» купцов братьев Ивана и Андрея Насоновых с западной стороны храма колокольню. Она весьма органично вписалась в общий силуэт постройки, слившись с основным массивом здания. Церковь Рождества Богородицы открывает новый период в истории каргопольской архитектуры, о котором сказано выше. За нею следует несколько таких же зданий, «приукрашенных», как и всё, что было создано в ХVII веке.
Храм Рождества Богородицы закрывался в советское время совсем ненадолго, в течение пяти военных лет. Открыли её на Пасху в 1945-м году. Внутри храма всё пропитано духом старины и молитвы, ведь в советский период церковь не закрывалась, оставаясь единственной действующей во всём Каргопольском районе.
Из книги: Каргополь. Памятники древнерусского зодчества. — Издательство: «Искусство» Ленинградское отделение, 1971