Каргаполье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь освящена в 1895 году в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Закрыта в 1939 году. Священник арестован, затем расстрелян. Предполагалось в дальнейшем в церкви устроить звуковое кино. Но помешала война и в церкви открыли завод по производству спирта для нужд фронта. После войны завод закрыли, церковь попытались уничтожить, но не смогли. Восстанавливали в течение 15 лет. В 2004 году отслужили первую литургию.

Одним из религиозных течений в русском православии было старообрядчество, но к началу XIX века в России возникло новое течение – единоверие. Единоверцы подчинялись священному Синоду Русской православной церкви, имели собственные храмы, но службу вели по своим правилам, по старым богослужебным книгам, а обряды совершали по преданиям, передаваемым «из уст в уста». Такой единоверческой церковью в Каргапольской волости был храм в д. Вороновой, в 3 км от Каргаполья.
К концу XIX века единоверческий храм в этом поселении крайне обветшал. Верующие решили построить новый каменный храм в прежнем посвящении Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский), но не в деревне, а в самом волостном центре. Церковь решили построить на восточной окраине села. В строительстве участвовали прихожане – шадринские купцы Михаил и Тимофей Юкляевских, екатеринбургский купец Семён Юрганов, протоиерей Андреевского морского собора Иоанн Сергеев (известный также как Иоанн Кронштадтский), бывший житель села Яков Каргаполов, проживавший в Санкт-Петербурге. Синод выделил на строительство 3400 рублей, Пермское управление государственных имуществ – 1 тысячу рублей. Шадринский купец Георгий Михайлович Юкляевских подарил колокол стоимостью 450 рублей. Всего на строительство было собрано 6550 рублей.
Строительство завершили к 1895 году. Весь прежний приход из деревень Володиной, Храмовой, Журавлёвой, Барсуковой, Колмогоровой, Нечунаевой, Мишагиной, Тукманной, Жикиной, Смолиной, сёл Бакланского, Долговского, Усть-Миасского, Осиновского, Кондинского, Каргапольского и Житниковского перешёл в новую Покровскую церковь. Всего прихожан единоверческого храма было в 1900-м году – 1679, в 1902 – 1789, в 1915 – 1842 человека.Церковь изначально была каменной, не штукатуренной, из местного кирпича красного цвета, крыта железом. К слову, именно от этого и пошло её второе название – Красная. Внешне храм можно сравнить с шадринским Воскресенским, церковью в с. Лебяжьем нынешнего Далматовского района и в п. Мишкино. Храм имел три главки – над алтарём, над трапезной частью и над колокольней.Церковь имела деревянный дом, в котором проживал священник. Ещё один дом, в котором размещалась школа грамоты, был в д. Вороновой. Кроме того, церкви принадлежало 68 десятин пахотной земли и 21 десятина сенокоса.1 июня 1937 года Каргапольский сельский совет принял решение о закрытии церкви и устройстве в ней клуба с электроустановкой. 15 апреля 1938-го Челябинский облисполком утвердил решение о закрытии церкви. Священник был арестован в числе восьми других священнослужителей Каргапольского района. Осенью 1943 года в здании храма разместили спиртзавод. Позднее строение забросили и оно в таком виде стояло до конца 1980-х гг.Лишь 8 декабря 1989 года здание передали вновь созданному религиозному обществу, восстановление её началось в 1992 году.Источник: Пётр Осинцев, сайт Шадринского движения «За культурное возрождение»

Каргапольское село. – Покровская церковь. – Приход этой церкви до 1895 года носил название «Вороновского» вследствие того, что церковь единоверческая до этого года находилась не в селе Каргапольском, а в деревне Вороновой. Особой отдельной территории приход не занимает: прихожане его жительствуют в разных селах и деревнях, принадлежащих приходом к другим церквям. Так, в настоящее время прихожане Каргапольского единоверческого прихода живут среди шести приходов: Каргапольского – в самом селе и деревнях – Володиной и Хромовой; Бакланского – в деревнях Журавлевой, Барсуковой и Долгой; Осиновского – в деревне Колмогоровой; Усть-Миасского – в деревнях: Нечунаевой и Мишагиной; Кондинского – в самом селе и деревне Смолиной и Житниковского – в самом селе и деревнях Тукманной и Жикиной. Прихожане все русского племени, по сословию крестьяне, по занятию хлебопашцы. Численность их в настоящее время равняется 833 д. м. п. и 956 д. ж. п., из коих 429 м. п. и 505 ж. п. состоят в расколе.
Образование прихода относится к 1836 году. В сем году присоединившиеся из раскола к Св. Православной Церкви на правилах единоверия сделали на свой счет пристройку алтаря и звонницы к существовавшей в д. Вороновой раскольнической деревянной молельне и стали хлопотать об освящении храма, каковое и состоялось в том же году 21 мая по благословению Аркадия, Архиепископа Пермского и Верхотурского. В этом храме богослужение совершалось до 21 ноября 1895 года, к каковому времени храм сей пришел в совершенную ветхость, и посему еще в 1890 году по благословению Поликарпа епископа Екатеринбургского и Ирбитского был заложен настоящий каменный однопрестольный в честь Покрова Пр. Богородицы, но уже не в Вороновском селе, а Каргапольском, как занимающем центральное место в приходе. 11 декабря 1895 года сей храм был освящен. Средствами для построения нового храма служили отчасти пожертвования от прихожан, а главным образом помощь извне. Так от Св. Синода было отпущено 3400 руб., от Пермского Управления Государственными имуществами до 1000 р., от протоиерея Кронштадского Андреевского собора о. Иоанна Сергиева 200 руб., от Екатеринбургского купца Семёна Стефановича Юрганова 500 р., Шадринских купцов Михаила и Тимофея Васильевичей Юкляевских 700 руб., отставного унтер-офицера Якова Полиевктова Каргаполова, проживающего в С.-Петербурге, 300 рублей и Георгия Михайловича Юкляевского колокол в 450 рублей. Замечательной по древности утвари и досточтимых икон в храме не имеется.
Источник: «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии «. Екатеринбург, 1902

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?