Караваево. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

В 1907 г. в селе Караваево Каймарской волости Казанского уезда одноименной губернии (название которому, по преданию, дал сам Е. И. Пугачев) произошло долгожданное событие – здесь появилась своя церковь – во имя Смоленской иконы Божией Матери.
В Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ), в числе прочих, сохранилась «Ведомость о церкви Казанской Епархии, Казанского уезда, села Караваева, во имя Смоленския Божией Матери за 1909 год», которая дает определенное представление о первых годах существования храма и составе его причта. Известно, что церковь была построена в 1907 г. на средства прихожан и частные пожертвования. 27 января 1908 г., по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Д. И. Самбикина), в ней был освящен престол «во имя Смоленския иконы Божией Матери», празднование которой совершалось 28 июля. В церкви имелось два придела: справа – во имя Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца и слева – во имя Святителя Гурия, Казанского Чудотворца. Утварью церковь была снабжена, как тогда писали, «достаточно». Храм был каменным, «с таковою же в одной связи колокольнею», теплым, обнесенным каменной оградой с деревянной решеткой. Справа «под колокольнею» помещалась церковная сторожка. Священник и псаломщик проживали в деревянных церковных домах, выстроенных «на свой счет прихожанами». Хотя, по состоянию на 1909 г., приход еще не был официально открыт, с января 1908 г. в церкви имелся свой самостоятельный причт, состоящий из двух человек – священника и псаломщика. Первым настоятелем церкви являлся священник Иоанн Григорьевич Черепнин, которому в 1909 г. было тридцать семь лет, а псаломщиком являлся Александр Васильевич Сперанский, которому в то время было 28 лет. Об отведении церковно-причтовой земли изначально не позаботились, содержание причта обеспечивалось денежным содержанием от прихожан, поступавшим путем сбора средств в сумме 87 копеек с каждой «надельной души» (всего же таких душ было 576). Учитывая, что жалованья от казны причт не получал, его содержание выходило достаточно скудным. В приход входило только само село Караваево, в котором тогда имелось 269 дворов (в 204-х проживали крестьяне, в 63-х – военные и в 2-х – духовные лица). Всего в селе жил 1671 человек (872 женщины и 799 мужчин), в том числе: 1361 человек принадлежал к крестьянскому сословию, 301 – к «военным» и 9 – к духовному сословию (все – русские).
Ближайшие церкви находились в селах: Сухая Река – в полутора верстах от Караваево, Борисоглебское – в трех верстах, Кадышево и Савиново – в четырех верстах. От Казанской духовной консистории, располагавшейся в Кремле, Смоленская церковь отстояла на семь верст, а от местного благочинного – на все тридцать пять. Церковно-приходское попечительство действовало здесь с 1908 г., его председателем состоял крестьянин села Караваево Прокопий Алексеевич Дикунов. Судя по всему, местные жители весьма заботились о своем храме: так, за первый год деятельности попечительства в него поступило 125 рублей 95 копеек «дохода по кружкам» и 250 рублей «ассигновки от прихожан» на покраску церкви. Церковным старостой на первое трехлетие был избран «отставной старший унтер-офицер села Караваева» Павел Иванович Кудрявцев, а представителями прихожан состояли местные крестьяне Василий Алексеевич Сапаров и Андрей Иванович Глухов. В приходе действовала церковно-приходская школа, открытая еще в 1897 г. и помещавшаяся в собственном деревянном здании «на обывательской земле». По состоянию на 1909 г., учительницами в ней состояли: Анастасия Владимировна Максимова («из дворян, домашнего образования») и Елена Степановна Выборнова (дочь псаломщика, окончившая курс в Казанском епархиальном училище). В то время в школе, содержавшейся «на средства местного Уездного Отделения», обучались 83 учащихся — 65 мальчиков и 18 девочек. При церкви имелась достаточно быстро пополнявшаяся библиотека, в которой, помимо богослужебных и «периодически поступающих» книг, можно было найти и духовную периодику (например, журналы «Церковные Ведомости», «Известия по Казанской Епархии» и «Русский Паломник»). Весьма любопытной представляется статистика, приведенная в вышеуказанной «Ведомости…»: «В течение года, – говорится в ней, – причтом отправлено Богослужений: всенощных бдений 83, вечерен 50, утрен 58, часов великопостных 17, литургий 133, и совершено крещений младенцев 82, браков 18 и погребений 76».
Однако, к сожалению, как и большинству православных храмов Казанской епархии, ей была предначертана печальная участь. В советское время Караваево вошло в городскую черту Казани. А в начале 1930-х гг. Смоленская церковь, вместе со всем бывшим селом, превратившимся в «поселок», попала в бурный водоворот возводящегося на окраине Казани «авиастроя» и была «перестроена» под столовую. В 1950-е гг. церковь была уничтожена, и сейчас на ее месте находится остановка «Караваево» девятого маршрута трамвая. Современное Караваево – это «заводской угол» Авиастроительного района, и о существовании здесь когда-то храма Божьего давно уже ничего не напоминает. Тем не менее, остается надежда, что и в этих местах когда-нибудь вновь затеплится церковно-приходская жизнь. Возможно, этому в какой-то мере будет способствовать восстановление исторической памяти о церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери и ее приходе.
С сайта «Русская народная линия», Игорь Алексеев, 27.11.2011г. 

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?