Карачуницы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В документах XVIII века об Успенской церкви Карачуницкого погоста сказано: «построена из древних лет, которой описания нигде не находится». В последующем, в XIX и XX веках о дате строительства церкви указывалось «неизвестно». В 1901 году, по словам очевидца, в погосте церковь каменная, предположительно, сложена из каменной плиты, древней архитектуры, одноглавая. Внутри храм был немного тёмным, т.к. освещался только с южной стороны. Иконостас был старинным. В церкви было четыре престола. Кроме главного, были престолы Святой Мученицы Параскевы, иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1846 году помещиком Михаилом Барановым на собственные средства построены колокольня и притвор из кирпича. Колокольня была высокой и красивой. В притворе в 1848 году помещицей Ушаковой устроен теплый придел Рождества Христова. На колокольне было семь колоколов. Большой медный колокол весил 97 п. 5 ф., второй — 25 п. 20 ф., вес третьего — 14 п. 32 ф., четвертого — 6 п. 26 ф., пятого чугунного — 3 п. 15 ф., шестого медного — 1п. 32 ф., седьмого — 1п. 10 ф. Надписей на них не было.
В 1900 году священник так описывал церковь: «…построена в виде продолговатого квадрата с тремя выдающимися полукружиями (абсидами) на восток и узорчатыми углублениями в стенах. На четырехскатной крыше поверх сводов устроена пустая каменная шея с тремя узкими окнами, большой главой наверху овальноконической формы. На главе массивный железный восьмиконечный крест с резным изображением в середине Распятия Господа и предстоящих Божией Матери и Иоанна Богослова. Внутри церкви стены и пол ниже уровня земли к южной стороне. Стены внутри церкви около пятидесяти лет назад были бугорчатые, неровные, что указывает на глубокую древность храма и древнее мастерство. Свод церкви и шея устроены на четырех массивных плитяных столбах, окружённых (скругленных) в позднейшее время. В трёх выдающихся алтарных полукружиях устроены три ниши: в северной — жертвенник, в средней — Святой Престол с иконой Спасителя и плащаницей на Горнем Месте, в южной — престол во имя Мученицы Параскевы. В настоящем состоянии храм по всем частям твёрдый и не требует перестройки». В церкви находилась почитаемая прихожанами икона Успения Пресвятой Богородицы.
Согласно исследованиям псковских краеведов, церковь можно датировать предположительно первой половиной — серединой XVI века. Похожую в плане трёхапсидность имеет, например, церковь свв. Константина и Елены в Пскове, датированная первой третью XVI в.; близок Карачуницкому храму план церкви Ильи Пророка в Кривовицах (1529 г.)
На поддержание и украшение храма деньги жертвовала помещица села Щенец Анна Михайловна Семенская. Вокруг церкви находилось кладбище, окруженное каменной оградой. Здесь были захоронения многих псковских дворян: Зариных, Барановых, Ганнибалов и других. В 1887 году кладбище было закрыто. В том же году открыто новое кладбище для Лопухинского инвалидного дома, на нем же хоронили и прихожан.
В 1914 году в приходе было девять часовен, в деревнях Захонье, Липки, Малитино, Мехи, Поляны, Страшница, Требеха, Требешница и в сельце Каменка. В деревне Страшницы была каменная часовня, построенная в 1894 году в память чудесного спасения Государя Императора Александра III и его семьи. При церкви существовала приходская богадельня, открытая 12 сентября 1899 года, она помещалась в бывшей церковной сторожке. На средства доброхотных жертвователей в ней содержались от трех до пяти немощных крестьян и крестьянок.
Церковно-приходская школа открыта в 1884 году, она находилась в специально построенном для нее доме. В 1900 году в ней обучалось 41 мальчик и 14 девочек.
Приход храма составляли населенные пункты: села Жирно, Микишево, Плеснино; деревни: Гнилоха, Заклинье, Заозерье, Захонье, Каменка, Карачуницы, Липовицы, Липотяги, Малитино, Мехи, Новые Липки, Пестово, Поляне, Репище, Рытица, Рябиновка, Соколиха, Старые Липки, Скатово, Страшницы, Требеха, Требешница, Федково, Фролово, Шилово. В 1910 году в погосте проживало 1954 мужчин и 2006 женщин.
Судя по сохранившимся фотографиям храма, сделанным в годы немецкой оккупации Псковской области, храм был закрыт ещё до войны. Луковичная глава и крыша разобраны. В ходе боёв была частично разрушена колокольня. Согласно воспоминаниям старожилов, остатки храма были разобраны в 1950-х годах.
Источники: http://i-nventory.ru/index.php?id=303 ; http://www.spbiiran.nw.ru/wp-content/uploads/2014/12/%D0%9D%D0%98%D0%A1-23_10.pdf

В древности Карачуницкий погост был важным административным центром Новгородской земли, в него входило около 100 деревень. Издревле это была вотчина князей и бояр. В числе владельцев деревень писцовые книги называют Бутурлиных, Мещерских, Воронцовых, Елагиных, Овцыных и других. Населенные пункты погоста упоминаются еще в новгородских берестяных грамотах второй половины XII века, рубежа XIV-XV веков. В писцовой книге 1576 года сказано: «Погост Каратюнитской. На погосте храм Успенье Святей Богородицы, да в приделе Пятница Великомученица, церковь камена, да Никола Чудотворец, теплая церковь деревянная». В 1581 году, во время польского нашествия, папский посол в письме польскому канцлеру указывает: «Из монастыря Пресвятой Богородицы, который уже больше не монастырь, в Карачуницах, 5 декабря 1581 г.». Русские источники не упоминают существование монастыря в погосте, видимо, посол решил, что величественная церковь не может не быть монастырской. Из Карачуниц посол отправился в деревню Бешковичи (ныне Демянка), когда он со свитой проезжал мимо Порхова, жители встретили их сильным обстрелом с башни. В 2002 году случайно найдена вислая свинцовая печать архиепископа Новгородского Климента (1276-1299), первая свинцовая печать, обнаруженная в Порховском районе.
http://i-nventory.ru/index.php?id=303

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?