Карачев. Собор Михаила Архангела.

История храма во имя Архангела Михаила восходит к XII столетию, когда город Карачев впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1146 года. Как и все древние города Руси, город Карачев от многочисленных врагов был укреплен земляными валами, на которых стоял деревянный кремль, долгое время являвшийся резиденцией Карачевских князей. Одним из храмов кремля был храм во имя Святого великомученика Георгия, который, вероятно, был разрушен в годы Смуты и самозванцев. При возобновлении города, после Смутного времени, на месте разрушенного храма был сооружен деревянный храм во имя Архистратига Михаила, просуществовавший около столетия и в середине XVIII века замененный каменным.
При начальном устройстве в храме был один престол во имя Архистратига Михаила. В 1786 году сооружен первый придел в честь Страстной иконы Божией Матери; в 1809 году воздвигнут второй придел во имя Святителя Димитрия Ростовского и сооружена колокольня. В 1844 году карачевским купцом Николаем Бочаровым устроен третий придел в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». И, наконец, в 1848 году церковным старостой Константином Писковитиным сооружен четвертый придел во имя Великомученика Георгия Победоносца. В 1900 году вместо разобранной колокольни была сооружена деревянная звонница. После государственного переворота 1917 года храм во имя Архистратига Михаила некоторое время оставался действующим и был закрыт в 1938 году. Перед войной была разобрана звонница. В 1941 году во время немецкой оккупации храм был открыт. В 1961 году храм снова закрыли советские власти. В 1973 году здание храма передано детской спортивной школе, затем в нем устроили склад стройматериалов.
В 1989 году здание храма было возвращено верующим, начались возстановительные работы. В 1990-1992 годах возстановлены росписи храма, в 1994-1996 годах была возстановлена колокольня. С 2003 года при храме действует Воскресная школа.
Сведения взяты из статьи «Действующие храмы Брянской епархии» опубликованной в «Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова» (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.)

В городе Карачеве Брянской области, на правобережье реки Снежеть, на площади Карла Маркса расположен православный храм Михаила Архангельского. По одной из версий, до эпохи смутного времени, на месте этого храма стоял храм св. Георгия, который был варварски разрушен. После восстановления города Карачева (в период с 1621 по 1626 гг) на месте этой церкви был построен из дерева храм Архистратига Михаила. Примерно через 100 лет его заменили каменным зданием. Изначально он имел традиционный для церквей того времени внешний вид – восьмерик на четверике. С западной стороны была расположена трапезная, с восточной – массивная полукруглая апсида. В то время в храме Михаила Архангельского был один главный престол во имя Архистратига Михаила.В настоящий момент этот храм является памятников, в композиции и декоре которого отобразились разные архитектурные веяния, сменявшие друг друга в период с 18 до 19 столетия. Формы классической архитектуры в данном памятнике поданы в своеобразном сочетании со стилем барокко. Лаконичные и скромные декоративные формы храма, его выразительный объем, хорошие пропорции и четкий силуэт вызывают неподдельное восхищение и приковывают к себе взгляды. Сейчас храм Архистратига Михаила в Карачеве является действующим.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/hram-mihaila-arhangelskogo.html

Один из интереснейших храмов петровской эпохи на Брянщине, выполненный в стиле барокко, расположен на правом берегу реки Снежеть в южной части города Карачева. Название церкви свидетельствует о его назначении быть духовным щитом для жителей города, его ополчения и православного воинства.
Храм Архистратига Михаила имеет древнюю историю, которая восходит к ХII cтолетию и непосредственно связана с историей города Карачева, основанного как город-крепость в 1146 году. Как и все древние города Руси, Карачев от многочисленных врагов был укреплён земляными валами, на которых стоял древний острог, долгое время являвшийся резиденцией Карачевских князей. Одним из храмов крепости был храм во имя Святого великомученика Георгия, который, вероятно, был разрушен в годы Смуты польским отрядом пана Лисовского. Известно, что в ХVII веке на этом месте стоял деревянный собор Архангела Михаила (выстроенный в 1621-26 гг.), который в 1745 году был заменён каменным. Но когда, кем и по какому случаю возведено нынешнее здание соборного храма, доподлинно неизвестно.
Сооружение имеет любопытную строительную историю. Первоначально это был традиционный храм. В 1768 году устроен придел Страстной Богоматери, в 1809 году — придел Димитрия Ростовского, выстроена колокольня. В середине ХIХ столетия карачевский купец Н. Бочаров возвёл нынешнюю трапезную с приделом Богоматери «Взыскания погибших», а староста К. Писковитин соорудил придел во имя вмч. Георгия Победоносца. Окружив собор, одинаковые полукруглые приделы придали его плану четырёхлепестковый вид, напоминающий план знаменитой Покровской церкви в Филях в Москве. Капитальный ремонт Михаило-Архангельского храма произведён в 1900 году. Тогда были сооружены новые иконостасы в более древних приделах церкви. Здание получило новую отделку и деревянную звонницу вместо разобранной колокольни.
Главная святыня собора Михаила Архангела — икона Божией Матери «Страстная». Первоначально она находилась в бывшем Карачевском Введенском монастыре, после упразднения которого в ХVIII столетии перешла в соборный храм, став его неотъемлемой собственностью. Почитание иконы началось, по преданию, после достопримечательного случая, связанного с именем императрицы Елизаветы Петровны. Во сне её было откровение, что она избавится от болезни глаз тогда, когда помолится пред Страстной иконой Божией Матери, находившейся в Карачевском Введенском монастыре. Исполненная веры императрица послала уполномоченных людей за Страстною иконою в Карачев и по совершении моления получила благодатное исцеление.
В 2012 году специалисты Института археологии Российской Академии наук сообщили общественности о научном открытии — обнаружении остатков каменного храма, относящегося к домонгольскому периоду. При проведении ремонта фундамента настоятель отец Александр обратил внимание на то, что с внешней стороны храма просматривается старая кирпичная кладка. Специалисты предположили: кладка состоит не из обычного кирпича, а из плинфы. Это характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжёный кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Трудно поверить, но на месте ныне действующего храма в ХII веке стоял киричный! Его стена лежит в земле и в целом хорошо сохранилась.
Храм Михаила Архангела в Карачеве был закрыт в 1938 году. Перед Великой Отечественной войной была разобрана звонница. В 1941 году во время немецкой оккупации города, храм был открыт и долгое время в церкви проходили Богослужения. В 1961 году местные власти церковь снова закрыли. В 1973 году здание передано детской спортивной школе, затем в ней устроен склад стройматериалов. В 1989 году здание храма Михаила Архангела было возвращено верующим и в нём начались восстановительные работы. В 1990-92 гг. воссозданы росписи интерьера, в 1994-96 востановлена колокольня. С 2008 года при храме действует воскресная школа.
Собор Михаила Архангела — один из интереснейших храмов петровской эпохи на Брянщине, выполненный в стиле барокко. Кирпичное и оштукатуренное здание типа восьмерик на четверике первоначально имело своеобразное центрическое, четырёхлепестковое в плане построение. Невысокий массивный четверик несёт широкий восьмерик с окнами в нижней части и пологим куполом, увенчанным стройной главкой на гранёной шейке. С трёх сторон к четверику примыкают крупные закруглённые объёмы боковых приделов и алтаря. Они оставляют углы четверика открытыми и в тоже время высокими выпуклыми кровлями закрывают его карнизы и даже низ восьмерика. Впечатление тяжеловесности усиливает обширная трапезная, над входом в которую до 1994 года возвышалась маленькая деревянная звонница.
К первоначальному убранству здания можно отнести лишь пучки из трёх полуколонок на углах четверика и простой цокольный пояс. В целом в оформлении фасадов преобладают классицистические формы, сильно огрубленные поздней штукатурной отделкой: профилированные рамочные наличники окон и ниш с лучковыми перемычками, каннелированные пилястры на углах восьмерика и арочные окна в его гранях с круглыми ложными проёмами над ними. Необычны лишь верхние полукруглые окна и ниши у боковых приделов, в широком поясе между пилястрами расположены широкие прямоугольные порталы. Основой декора трапезной является мотив тройных арок: средняя обрамляет оконный проём, а боковые ложные. В интерьере основное помещение храма имеет трёхступенчатые тромпы при переходе к восьмерику и гранёный сомкнутый свод. Оно объединено широкими арками с боковыми приделами и тремя узкими проёмами с алтарём, которые перекрыты коробовыми сводами с конхами и распалубками над проёмами. Два столба в центре трапезной поддерживают по две арки, ориентированные по линии восток-запад, на которые опираются коробовые своды трёх продольных нефов (крайние нефы в западных торцах имеют лотки). Обособленный внутри неё нижний ярус колокольни с толстыми стенами и коробовым сводом служил входной папертью.
Живопись на своде и стенах выполнена клеевыми красками в середине ХIХ столетия, в 1900 году поновлена, а композиции в алтаре и боковых и боковых приделах полностью переписаны. Четырёхъярусный иконостас конца ХVIII века — незаурядный памятник периода раннего классицизма в Брянской области, отличающийся ясной конструкцией и соразмерностью отдельных частей. На белом фоне ярко выделяется позолоченная резьба, придающая сооружению торжественно-приподнятый характер.
Из книг: «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014 и «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область». — М: Наука, 1998.

Соборный Архангельский храм расположен в южной части г. Карачева, почти на краю города, в черте древней городской осыпи. Ближайшие церкви к нему – Осиевская и Введенская. Городская осыпь занимает площадь в форме неправильного четыреугольника, размером около 8500 кв.с. Несомненно, она древнего происхождения и имела назначение одинаковое с древними сооружениями этого типа. В одной древней книге, хранящейся в Соборном архиве от 1-й половины XVII столетия, земля, на которой устроен собор, названа «местом церковным Великомученика Георгия». Это обстоятельство заставляет предполагать, что до эпохи смутного времени здесь находился храм св. Георгия, который, вероятно, был разрушен в тяжелую годину самозванцев вместе с прочими Карачевскими храмами. При возобновлении города после смутного времени на месте разрушенного храма сооружена была деревянная соборная церковь Архистратига Михаила. Этот храм просуществовал около столетия; в середине XVIII в. он был заменен ныне существующим каменным зданием храма. Но когда именно, кем и по какому случаю сооружено нынешнее здание Соборного храма, к сожалению, остается неизвестным.
Карачевский Соборный храм – одноглавый с каменною при нем колокольней, теплый; размер его в длину 47 аршин, в ширину — 27. Для своих прихожан вместительность его вполне достаточна; но как соборный храм для всего городского населения он весьма тесен и маловместителен. При первоначальном устройстве в Соборе был один главный престол во имя Архистратига Михаила. В 1786 г. сооружен первый придел во имя Страстной иконы Божией Матери; в 1809 г. воздвигнут второй придел во имя св. Димитрия Ростовского; в 1844 г. карачевским купцом Николаем Бочаровым устроен третий придел в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», и, наконец, в 1848 г. церковным старостой Константином Писковитиным сооружен четвёртый придел имени Великомученика Георгия.
Капитальный ремонт храма был произведен в 1900 г., когда были сооружены новые иконостасы в более древних приделах храма, стоимостью около 3000 руб. Главной святыней храма является местно-чтимая икона Божией Матери «Страстная»: когда и кем сооружена она – неизвестно; первоначально она находилась в бывшем Карачевском Введенском монастыре; по упразднении же этого монастыря в XVIII ст. икона перешла в Соборный храм и сделалась его неотъемлемою собственностью. Почитание иконы началось после достопримечательного случая, связанного с именем Императрицы Елизаветы Петровны. Предание об этом рассказывает так. Елизавета Петровна болела глазами. Медицинские средства оказывались бессильными помочь ей, и вот, после долгого, но безуспешного лечения, Императрице во сне было откровение, что она тогда только избавиться от своей болезни, когда помолится пред Страстной иконою Божией Матери, находившейся тогда в Карачевском Введенском монастыре. Исполненная веры и благочестия, Императрица после этого откровения послала за Страстною иконою в названный монастырь. Отсюда икона была перенесена в 1754 г. в Петербург. По совершении моления пред Страстною иконою Государыня Елизавета Петровна действительно получила благодатное исцеление от глазной болезни и по чуству благодарности к Божией Матери своими руками вынизала на образе Ея драгоценный убрус и фату и с таким украшением, хранящимся на иконе доселе, возвратила ее в Карачев. Страстная икона имеет размер в длину и ширину около 18 вершков; риза на ней усеяна жемчугом, а вецы над главами Богоматери и Спасителя украшены алмазами и другими драгоценными камнями.
Метрические книги имеются с 1806 г.; исповедные с 1825 г. Церковной земли при соборе 1260 дес., в расстоянии 6 верст от города.
Жалования причт не получает; церковных домов для него не имеется. Состав причта двухштатный: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. До начала XIX ст. Соборный храм был безприходным, и трехштатный причт его содержался частью доходами с церковной земли, частью казенною ругой. Образование соборного прихода принадлежит протоиерею Иоанну Кутепову; его стараниями в 1804 г. к Собору были приписаны городских и сельских прихожан 224 дома; сюда вошли: слобода Мальтина, дер. Песочня, Погибелка, Аксиньина и Пососенки, отчисленные от Введенской и Преображенской церквей г. Карачева. В 1851 г. соборный приход увеличился присоединением дер. Сумароковой, отчисленной от прихода с.Одрина. В 1865 г. была причиписана еще деревенька Желтоводье. В 1876 г. с упразднением при Соборе 3-го штата, произошло сокращение и его прихода: дер. Подсосенки отчислена к Введенской церкви, а дер. Желтоводье к Благовещенской церкви. В настоящее время при Соборе числится 525 домов с 3200 душ обоего пола.
http://karachevland.narod.ru/index12.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?