Карачев. Церковь Осии Пророка.

В 1893 году состоялось торжество по случаю освящения в городе Карачеве 31 октября 1893 года переустроенного и обновлённого бывшего храма Преображения Господня во имя Святого Пророка Божия Осии и в память чудесного избавления Их Императорских Величеств с Их Авгутейшею Семью (видимо, Августейшею Семьёю) от смертной опасности при крушении Императорского поезда 1888 года, октября 17 дня.В тексте говорится о том, что «с давнего времени на южной и возвышенной окраине города Карачева, по дороге, называвшейся в прежнее время Спасской, существовала каменная, трёхпрестольная, древняя и обветшавшая церковь во имя Преображения Господня». В 1888 году была освящена новая каменная церковь во имя Преображения Господня. А старая стала разрушаться. И, как долго бы она разрушалась, не известно, если бы не благотворитель Иван Николаевич Кочергин, который захотел возобновить и приспособить старый храм к отправлению в нём богослужения для учеников учебных мужских заведений, посвятив самый храм во имя Святого Пророка Божия Осии и в память чудесного избавления Их Императорских Величеств со всею Их Августейшею Семьёю от смертной опасности при крушении Императорского поезда 1888 года октября 17 дня, дабы увековечить это великое и знаменательное событие милости Божией к Державному Помазаннику и Его Августейшей Семье на все времена и года в умах всех поколений граждан, а тем более учащейся молодежи.Как всегда у нас бывает, Орловское Епархиальное Начальство запретило что-либо в старом храме ломать и переделывать. Однако опасные трещины внесли своё дело, и Кочергин отправился в Петербург, к Обер-Прокурору Святейшего Синода с докладной запиской, в которой он подробно изъяснял обстоятельства начатого им дела возобновления церкви, с переделкой всей трапезной церкви с упразднением двух приделов и верхнего яруса колокольни, сделав храм однопрестольным. Синод дал своё согласие, и работа закипела.И.Н. Кочергин хотел совершить освящение обновленного храма 17 октября, в день крушения поезда и спасения Императора. Но Владыка изволил отложить это освещение до другого времени, ибо в этот день он всегда совершал божественную литургию в Орловском Кафедральном Соборе, где присутствовали учащиеся всех учебных заведений. 20 октября Благочинный и Владимир Иванович Кочергин (сын Кочергина) ездили приглашать Преосвященного Мисаила на освящение церкви, которое, наконец-то, было им назначено на 31 октября, на воскресенье.По окончании освящения храма и провозглашения многолетия Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященнейшему Мисаилу и строителям храма, Владыка обратился к Ивану Николаевичу Кочергину с краткою, но глубоко прочувствованною речью. Затем Владыка благословил его – благотворителя иконою Спасителя, которой достопочтенный старец благоговейно трижды земно поклонился и потом облобызал и принял, будучи до слёз тронут таким милостивым и нежданным вниманием благосердного Архипастыря. После литургии в доме И.Н. Кочергина в присутствии Владыки, командира 36-й артиллерийской бригады, Уездного Предводителя Дворянства, администрации, войска и некоторых почётных лиц города, были поднесены адресы от следующих учебных заведений: от Карачевского Приходского Училища, от Карачевского Городского Училища, от Карачевской Мужской Прогимназии, от Карачевской Учительской Семинарии. Каждой депутации Иван Николаевич отвечал отдельно и говорил, что весьма тронут вниманием и рад, что ему удалось довести до конца задуманное им благое дело.Затем всем присутствующим радушным хозяином была предложена трапеза, сопровождавшаяся задушевною беседою и тостами за Здравие Государя Императора и всего Августейшего Дома, Преосвященнейшего Мисаила, духовенства, бригадного генерала, Предводителя Дворянства, представителей всех учебных заведений, хозяина дома и его семьи. В 5 часов вечера Его Преосвященство при звоне всех колоколов всех церквей отбыл на станцию железной дороги, куда собралось проводить благостного Архипастыря всё духовенство, многие преподаватели прогимназии и учительской Семинарии, во главе директора. Когда бы подан поезд, Владыка, благословляя народ, сел в приготовленный для него вагон 1 класса и отбыл, напутственный общими благожеланиями всех присутствующих, в Орёл. После освящения церкви только и разговоров, что об освящении Осиевской церкви и доступности и доброте Архипастыря. В конце автор, благочинный протоиерей Михаил Покровский, сообщил о том, что Карачевский Городской Голова Иван Николаевич Кочергин потратил своих средств на перестройку церкви более 18000 руб.В.И. Агошков. Орл. Поочье. Церк. вести 1893 г. http://www.proza.ru/

Безприходная Карачевская Осиевская церковь переустроена из бывшей Преображенской приходской церкви. Церковь эта и колокольня при ней — каменная, построены были иждивением прихожан в 1740 году. С течением времени бывшая Преображенская церковь была дополнена в трапезной части ея двумя приделами: во имя св. Жен Мироносиц и в честь Богоматери «Всех скорбящих Радости».
В последней четверти XIX столетия «вследствии малопоместительности сей церкви и ея заметной ветхости, а равно и вследствии отдаленности от прихода», церковным старостою совместно с прихожанами была выстроена новая каменная трехпрестольная церковь также в честь Преображения Господня, Жен Мироносиц и Богоматери – «Всех скорбящих Радости». Старый же Преображенский храм был закрыт; утварь и иконы из него перенесены в новую Преображенскую церковь и Богослужения в нем не совершали пять лет.
По истечении этого времени у бывшаго градского головы г. Карачева — купца Ивана Николаевича Кочергина явилось благочестивое желание возобновить и приспособить этот храм к отправлению в нем Богослужения для учеников мужских и учебных заведений г. Карачева, переименовав его из Преображенского в Осиевский, в память чудесного избавления Их Императорских Величеств с Их Августейшею Семьею, в 17 день октября месяца 1888 года, от смертной опасности при крушении Императорского железнодорожного поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге, так как в 17 день октября церковно прославляется св. пророк Божий Осия.
Епархиальным начальством разрешено было произвести потребный ремонт закрытого Преображенского храма, но с сохранением прежнего его плана, не производя в нем никаких существенных переделок и изменений. Однако при самом же начале разрешенных работ оказалась необходимою перестройка заново всей трапезной части церкви с двумя в ней приделами; нужным оказалось еще снять верхний ярус колокольни, так как в нем усмотрены были опасные трещины. Тогда было испрошено разрешение уже Св. Синода на упразднение двух приделов и на снятие верхнего яруса колокольни, и к 1893 году, после капитальных переделок, церковь стала однопрестольной. Освящение ея, с наименованием Осиевскою церковью, состоялось 31 октября 1893 года.
Осиевская церковь — вся теплая. Молящихся в ней может вмещаться до 600 человек. Последний ремонт ея, состоявшей в украшении стен и купола живописью, был произведен летом 1900 года старостою И.Г. Кочергиным.
Для совершения Богослужения в Осиевской церкви назначен законоучитель Карачевской учительской семинарии. Других членов причта при сей церкви нет. Читают, поют и прислуживают при богослужении воспитанники учительской семинарии. Посещают церковь ученики следующих учебных заведений: учительской семинарии, мужской прогимназии, городского трехклассного училища и городского приходского училища. Всех учащихся в поименованных учебных заведениях — более 500 человек.
Скудные средства для содержания Осиевской церкви npиoбретаются тарелочным сбором за богослужениями. Недостаток их пополняется посильными жертвами церковного старосты — купца Ивана Гавриловича Кочергина. Метрических книг и исповедных ведомостей Осиевская церковь не имеет. Законоучитель, кроме жалованья по своей должности в семинарии, никаким иным обезпечением не пользуется. Земли и дома при церкви не имеется.
Православный Карачев

Преображенская церковь в Карачеве упоминается ещё в писцовых книгах Карачевской десятины 1627 г. В 1734 г. было велено вместо ветхих деревянных Преображенской и Мироносицкой церквей построить на том же погосте каменную в честь Преображения Господня с «тёплым» приделом во имя Жён-мироносиц. К 1740 г. выполнявшееся «коштом церковным и подаянием разных вкладчиков» строительство было закончено. В 1818 г. храм расширили вторым приделом – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1827 г. был составлен проект четырёхъярусной кирпичной колокольни. Её строительство закончилось в 1830 г., а в 1861 г. переустроили Мироносицкий придел.
Одноглавая одноэтажная церковь стояла на месте «ровном, прекрасном и открыто-безопасном». План её после всех вышеупомянутых переустройств стал крестообразным, но «ветви» креста, в которых находились придельные престолы, примыкали не к настоящей части храма, как это бывает обычно, а к трапезной. Над кубом настоящей части стоял второй, более узкий четырёхгранный ярус с окнами, а над полусферическим куполом последнего – миниатюрная главка с крестом. Длина храма составляла 37 м, а высота – 25 м. Ширина трапезной (21 м с учётом пристроек) значительно превышала ширину настоящей части (9 м). Внутри храма, в основном помещении, для поддержки дугообразного свода стоял один четырехгранный столп.
Очень красива была колокольня, имевшая классицистические формы. Три её нижних яруса были в плане прямоугольными, а верхний, декоративный, состоял из восьми круглых колонн, поддерживавших завершение. Колоколов в 1887 г. имелось семь.
Однако во второй половине 1880-х г.г. это здание сочли малопоместительным и обветшавшим и приступили к строительству нового Преображенского храма в другой части города. В 1888 г. постройка была окончена, все иконы и утварь перенесли в новую церковь, а старый храм в течение пяти лет стоял «без пения».
Спустя несколько лет у бывшего городского головы Карачева купца Ивана Николаевича Кочергина возникло благочестивое желание возобновить старый храм и приспособить его для учеников мужских учебных заведений города. При этом было предложено переосвятить храм в Осиевский – в память чудесного избавления царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г. В этот день православной церковью прославляется пророк Осия.
Епархиальным начальством разрешено было провести ремонт здания с сохранением его плана, без существенных переделок и изменений. Однако в самом начале работ возникла необходимость перестройки всей трапезной части с двумя приделами, а также демонтаж декоративного яруса колокольни, так как в нём появились опасные трещины. На это было получено разрешение уже Св. Синода. В 1891 г. гражданским инженером Эдуардом Эдуардовичем Вильфартом, впоследствии ставшим орловским епархиальным архитектором, был составлен проект перестройки. В 1892 г. проект был рассмотрен Техническим строительным комитетом и утверждён. 31 октября 1893 г., после предусмотренных этим проектом капитальных переделок, церковь, ставшую однопрестольной, освятили во имя пророка Осии.
Внешний вид храма заметно изменился и стал таким, каким мы его можем видеть на сохранившихся фотографиях. После разборки боковых пристроек исчезла крестообразность плана. Окна верхнего четверика были значительно увеличены по высоте. Над настоящей частью и колокольней появились огромные луковичные главы, характерные для византийского стиля. Весь храм сделали «тёплым». Кочергин приобрёл для него шесть новых колоколов общим весом около 100 пудов и всю необходимую утварь. Летом 1900 г. храм снова отремонтировали, расписав его стены и купола.
Общая площадь здания после перестройки составила более 200 кв.м, что позволяло присутствовать на службах до 600 человек. Однако традиционного прихода у церкви не было: её посещали учащиеся учительской семинарии, мужской прогимназии, городских трёхклассного и приходского училищ. Для проведения служб назначили законоучителя учительской семинарии, который в единственном лице составлял причт храма и не имел никакого иного обеспечения, кроме жалованья по своей семинарской должности. Читали, пели и прислуживали при богослужениях воспитанники семинарии. Скудные средства для содержания Осиевской церкви приобретались кружечным сбором и посильными жертвами церковных старост – купцов Кочергиных.
После революции Осиевский храм закрыли быстро. В 1921 г. он под названием «школьная церковь» упомянут как состоящий на учёте в уездном исполнительном комитете. В сентябре того же года «на основании декрета» Осиевскую церковь закрыли и передали в состав имущества госфонда. В 1928 г. храм, «до сих пор ничем не занятый», был решением исполкома передан в муниципальный фонд горсовета, который планировал с осени того же года устроить в нём мастерские «для ведения трудовых процессов в школе 2-й ступени».
Сохранился документ, в котором утверждается, что находившаяся «в ведении Главнауки» Осиевская церковь была «разобрана 19 сентября 1929 г.». Вероятно, эту информацию следует понимать лишь как частичный демонтаж с приспособлением здания под нужды гражданских учреждений, поскольку есть сведения и о том, что храм действовал во время фашистской оккупации и был взорван отступающими немецкими войсками в августе 1943 г. Последнее вполне вероятно, ибо в послевоенных публикациях упоминаются его развалины.
К территории Осиевской (бывшей Преображенской) церкви издавна примыкал карачевский городской сад. Когда храм исчез, территорию сада расширили за счёт бывшего церковного участка, прилегающего к нынешней Советской улице и устроили на нём танцплощадку, которая по сей день с немым укором напоминает жителям города об утраченной древней церкви.
Святыни Брянской земли

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?