Карабиха (Богородское на Карабитовой горе). Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Богородское на Карабитовой горе (Карабиха)
«Уже в 1684 году здесь, в вотчине князей Голицыных, была выстроена не сохранившаяся до наших дней пятиглавая каменная церковь Казанской Богоматери с приделом в честь Зосимы и Савватия, «соловецких чудотворцев». В то время каменные храмы были большой редкостью в ярославских селах».
Борисов Н.С. Окрестности Ярославля. Москва. ООО «Издательство Астрель. 2006 г.
Карабиха (Богородское на Карабитовой горе), село при рч. Безъимянномъ, въ 15 в. отъ Ярославля; дворовъ 29, душъ м. .п. 95, ж. п. 95. Каменная 5-ти главая церковь, построена въ 1864 г., въ ней 2 престола: Казанской Богородицы и Св. Зосима и Савватия. Надъ папертью возвышаются 2 башни: одна служитъ колокольней, другая занята часами. Иконостасъ холодной церкви 4-х ярусный съ позслащеной резьбой; иконы въ немъ греческого письма; стенной живописи нетъ; утварь небогата. Въ теплой церкви иконостасъ одноярусный. Вообще церковь хотя и красива, но мало отделанная.
http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=7909

4 ноября православные христиане отпразднуют осеннюю Казанскую – праздник иконы Божьей Матери «Казанская», издавна любимой на ярославской земле. Особое почитание иконы возникло после 1612 года, когда Москва была освобождена от интервентов. Праздновал освобождение Москвы и Ярославль, оказавшийся в центре политических событий, на короткое время ставший столицей и духовным центром государства Российского: с апреля по июль 1612 года в Ярославле находилось нижегородское ополчение под руководством старосты Минина и князя Пожарского. Святыней этого ополчения была икона Казанской Божьей Матери, с которой отряды освобождали русские земли, стольный град Москву.
Больше всего наши предки уповали не только на силу оружия, но и на заступничество Богородицы, и Матерь Божья заступилась за наше Отечество. А в честь Казанской иконы Божьей Матери был воздвигнут храм в селе Богородском, «тож Карабиха», что на Карабитовой горе, где была сделана первая остановка ополчения после выхода из Ярославля. Так, в лето 1684 года на Карабитовой горе в вотчинном имении царского окольничего С.Ф. Толочанова вдоль Московско-Архангельского тракта появился каменный храм. Сам митрополит ростовский и ярославский Иона Сысоевич, тот самый, что построил Ростовский Кремль, дал благословение на постройку этого храма. «В селе Богородском старую деревянную церковь разобрать, а на том старом церковном месте, подавшись немного на восток, рвы копать, сваи бить и бут бутить. А как бут набутят, обложить вновь каменную церковь во имя пресвятой Богородицы Казанской». По своему стилю она принадлежала к числу храмов так называемого «трапезного» типа, традиционного для большинства русских городов XVII века. Их композиция обычно состояла из трех частей: собственно храмовой части с алтарными апсидами, трапезной и колокольни. На поклонение к одноименной иконе стали приходить жители окрестных сел и деревень.
В 1711 году село Богородское с прилегающими землями и храмом перешло во владение старинного княжеского рода Голицыных. Знатные хозяева начинают строить родовую усадьбу, не забывая про содержание домовой церкви, которая на протяжении столетия неоднократно перестраивается и расширяется. Расцвет храма приходится на конец XVIII – начало XIX веков при Михаиле Николаевиче Голицыне, генерал-губернаторе Ярославской губернии. Среди наших выдающихся земляков он занимает почетное место. Будучи губернатором, Михаил Николаевич благоустраивает Ярославль: при нем были срыты городские земляные валы «между Угличскими и Власьевскими воротами (позже на этом месте был выстроен Гостиный Двор), очищена Рождественская площадь (сегодня Богоявленская) от торгового рынка, перенесенного к Ильинской церкви, началось укрепление волжского берега и строительство Волжской набережной.
Стараниями благочестивого генерал-губернатора началось благоустройство не только дворянской усадьбы по дворцовому типу, но и домовой церкви, которая приобретает новый, «псевдоготический имидж». Будто подчиняясь правилам игры, храм обзавелся ротондами на южных и северных фасадах четверика, пышной аркадой, огибающей алтарную часть. К западному фасаду были пристроены две башни, вторившие веяниям готических соборов. Одна была обустроена под колокольню, во второй находились часы. Изящные капители высоких колонн между башнями придавали постройке дворцовый шарм и изысканность. Новый торжественный облик отвечал вкусам высокопоставленного заказчика и его именитых гостей. Уверенной рукой мастера были прорезаны круглые окна квадратными филенками над проемами алтаря и трапезной, фасады исправлены плоскими пилястрами.
Имя архитектора перестройки Казанской церкви в Карабихе осталось неизвестно, но в том облике, какой она приобрела в начале XIX века, ясно прослеживаются черты, характерные для творчества выдающегося русского архитектора В.И. Баженова. Возможно, автор проекта перестройки был хорошо знаком с работами великого Мастера и в чем-то даже копировал его. В этом, впрочем, нет ничего удивительного. “Знаменитые архитекторы русского классицизма в годы интенсивного строительства усадеб были буквально “нарасхват”. Так что вполне возможно, что автор, стремясь угодить желанию знатного заказчика или показать свою “образованность”, мог выполнить проект в стиле известного зодчего.
В 1828 году вдова князя Голицына, Наталья Ивановна Толстая, продолжает перестройку, начатую мужем. К главному храму она пристраивает придел в честь Зосимы и Савватия. В зимней церкви особо почитались икона Божьей Матери «Взыскание погибших», в память о погибшем в 1812 году под Бородином сыне М.Н. Голицыне от второго брака Николае, и дверное изображение Михаила Архангела, в память о муже.
Дворяне Некрасовы, купившие усадьбу Карабиха в 1861 году у потомков Голицыных, совсем не занимались благоустройством Казанской церкви, ибо своей домовой они считали церковь в селе Абакумцево, где находилось их родовое кладбище, а в 1860-е годы была устроена и семейная усыпальница дворян Некрасовых. Изысканная красавица, церковь Казанской иконы Божьей Матери, постепенно ветшала и требовала заботы и внимания.
Богородице было угодно, чтобы у церкви вновь появился высокопоставленный покровитель. Им стал преосвященный епископ Ярославский и Ростовский Ионафан (Руднев), вошедший в историю Ярославской земли открытием в городе епархиального женского училища. 8 июня 1882 года он посетил Казанскую церковь по пути в Ростов Великий, где восстанавливал и обновлял святыни и исторические памятники. Какие чувства испытал владыка при посещении храма нам неизвестно, но результатом его посещения стало возрождение ярославской святыни. «С разрешения его преосвященства высокопреосвященного Ионафана в 1885 году обветшалый иконостас в летнем храме заменен новым, в 1889 году сделана живопись в летнем храме, в 1891 году сделана живопись в зимнем храме во имя Святой великомученицы Екатерины».
Эстафету попечительства в последующие годы берут на себя состоятельные прихожане купеческого сословия, владельцы льноткацкой и отбелочной фабрики П.А. Сакина. Павел Михайлович Ильичев, зять хозяина фабрики, человек большого ума, редкой доброты с благословения владыки перестраивает летнюю трапезную для богослужения в зимнее время. Устраивает иконостас в новом храме. Являясь старостой храма, он по-отцовски заботится о прихожанах и о семье священнослужителя о.Василия (Василия Гавриловича Ухтомского), за что и был награжден золотой медалью на Аннинской ленте для ношения на груди.
В 1898 году, в память о недавно почившем муже, Сиклетия Михайловна Сакина (в девичестве Ильичева), вдова хозяина соседской ткацкой фабрики П.А. Сакина, мать 8 детей, добивается разрешения начать строительство зимнего храма (придела) с левой стороны в честь святителя Николая Чудотворца Мира Ликийского. Ко дню иконы Казанской Божьей матери 4 ноября 1900 года храм начал действовать.
ХХ век принес русскому народу печаль и небывалые испытания. В стране долгое время проливалась кровь истинных христиан. История этого храма стала тому подтверждением. В декабре 1918 году был убит староста храма Михаил Петрович Сакин, директор Торгового дома Наследников П.А. Сакина, за причастность к белогвардейскому мятежу. Никто из представителей новой советской власти не вспомнил ни о его благотворительности, ни о заслугах перед Отечеством. Спустя год, в 1919 году, на Пасху вновь пролилась невинная кровь. Подразгулявшиеся комсомольцы фабрики соорудили чучело в виде Христа и подожгли его пред храмом. Праведные прихожане пытались их остановить ценой своей жизни. В 1929 году церковь была закрыта ярыми атеистами, а последний священник был убит. Здание храма отдано под хозяйственные нужды местных жителей. Так в последующие годы в ней размещались хлебопекарня, кухня, кузница, столовая, пункт хранения сена и даже клуб.
В годы Великой Отечественной войны местные жители, проходя мимо храма, боязливо перекрещивались и молили пречистую Деву Марию о спасении родных и близких. Вновь наши предки уповали на заступничество Богородицы, не раз спасавшей Отечество. В послевоенные годы в полуразрушенном храме собирались любители театра. Здесь проявился артистизм Альки Борисова, будущего народного артиста Советского Союза Олега Ивановича Борисова. За свою недолгую, но яркую жизнь он сыграет более 160 ролей. Но главной ролью, по воспоминаниям гениального актера, останется самая первая, сыгранная в клубе при храме Казанской иконы Божьей Матери в Карабихе.
В 1946 году почти разрушенный храм занесли в списки памятников архитектуры. Этим и ограничилась забота государства о своем достоянии. В 1947 году, когда в Карабихе решено было организовать музей Некрасова, церковь «вошла во владение организованного музея». Тогда же произошел пожар, после которого остался лишь обгоревший остов, «упавшие балки и покрытия потолка, громадные кучи мусора, заросшие сорняком и кустами бузины». Несколько лет решалась судьба церкви. В результате она была разобрана.
В 1957 году часть церковного кирпича была использована при строительстве школы. Остатки стен и фундамента растащили разные организации, а площадку разровняли бульдозером. Теперь на месте, где стояла Казанская церковь, проходят праздники поэзии, а о церковном кладбище напоминает лишь могила брата поэта — Федора Некрасова. Местные жители утверждают, Богородица проливает слезы на землю в виде ежегодных дождей в праздники поэзии. Как знать, может, доля истины есть в данном утверждении…
В 2007 году в Ярославле прошла конференция по восстановлению утерянных памятников архитектуры, среди которых называлась и Казанская церковь на Карабитовой горе. Многое делается научными сотрудниками литературного музея заповедника «Карабиха» и краеведами для сохранения памяти этой удивительной святыни. Но может быть, только молитвами к Державной Помощнице Пресвятой Богородицы мы сможем ее вернуть?Вевель Анжелика, историк, краевед. http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=7909

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?