Канонизация Серафима Саровского при Николае II #набат_образовательный
Серафим Саровский, в миру Про́хор Иси́дорович Мошни́н, был и остаётся одним из самых почитаемых русских святых. В частности, одним из самых известных его высказываний считается «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся». Но он бы не был прославлен без личной инициативы Николая II.
Серафим Саровский скончался в 1833 году, и почти сразу пошли разговоры о его прославлении. Но дело двигалось медленно. Одной из причин неспешности действий Святейшего синода в деле канонизации преподобного Серафима была характерная для синодального периода ситуация: кроме высшей церковной власти — Святейшего синода — большое значение играл чиновничий аппарат во главе с обер-прокурором, который был представителем государственной власти в лице императора. Подконтрольность церковной власти приводила к скованности ее действий.
Впервые вопрос о канонизации саровского подвижника был поднят в 1883 году. Тогда начальник московских женских гимназий Виноградов в письме обер-прокурору Константину Победоносцеву предложил «ознаменовать начало царствования императора открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника». Ответа, однако, не последовало. Синод поручил продолжать собирать сведения о старце.
Неизвестно, долго ли тянулся бы этот сбор, если бы не архимандрит Серафим (Чичагов) – будущий Санкт-Петербургский митрополит и священномученик (расстрелян в 1937 году). Он, получив доступ к архивам Дивеевского монастыря, собрал множество сведений о жизни и чудесах Серафима Саровского и составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую передал Николаю II после личной аудиенции у государя. И здесь наконец сложились все пазлы. Во-первых, семья императора лично почитала Серафима Саровского и много раз бывала в Саровском монастыре. Кроме того, императрица Александра надеялась на помощь прп. Серафима, которому молилась о рождении наследника, а Николай II надеялся, что прославление Серафима Саровского позволит сблизить верховную, царскую власть с народом, так как в народе старец был уже давно почитаем, и оставалось лишь формальное решение о канонизации. И оно было принято.
В июле 1902 года «Церковные ведомости» сообщили о начале подготовки к официальной канонизации. После решения всех богословских вопросов о нетленности мощей, была запущена работа по канонизации. В Саров запустили специальные «богомольческие» поезда, построили новые гостиницы, организовали пункты медицинского обслуживания. К 30 июля в город прибыло около 300 тысяч паломников и более 500 священнослужителей. Вечером того же дня прибыл сам государь. Он записал в своём дневнике: «Подъем духа громадный и от торжественности события, и от поразительного настроения народа».
В июле 1903 года при огромном стечении народа (более 100 тысяч человек) состоялись «Саровские торжества». Главная служба в связи с открытием мощей преподобного совершалась в Сарове 19 июля, в день рождения Серафима, в присутствии императора, его супруги, матери и иных членов императорской фамилии. Мощи святого были переложены в новый гроб и перенесены в Успенский собор.
Вообще, царствование Николая II ознаменовалось прославлением сразу семи святых: Феодосий Черниговский, Анна Кашинская, патриарх Гермоген, Иоанн Тобольский, Иосаф Белгородский, Питирим Тамбовский и сам Серафим Саровский. Для сравнения: с тех пор, как Пётр I упразднил патриаршество (1721 год), а вместо него учредил Святейший Синод, за 173 года до Николая II было прославлено всего пять (!) святых. Именно Николай II раскрепостил Церковь и лишил многие процессы присущей государственному аппарату бюрократии, Церковь получила больше свободы. Дело шло к восстановлению Патриаршества. Но не успели: череда войн и революций заставила царя на время отложить эту реформу. А потом и царя не стало. Но это уже другая история.