Построен по приказанию Великого Киевского князя Всеволода II Ольговича. В 1185 г. у стен этого храма готовилась оборона от половцев после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича. В 1587 г. здесь был похоронен казнённый во Львове казацкий лидер Иван Подкова. Разрушенный турками в XVII в., храм был восстановлен в 1805 г., а в 1861 г. отсюда отправилась на Чернечу (Монашескую) гору похоронная процессия с привезённым из СПб прахом Т.Г. Шевченко.
ГЕОРГИЕВСКИЙ (УСПЕНСКИЙ) СОБОР, 1144 г.
Основание памятника отмечено в летописи под 1144 г. «Заложена быст церкви Каневская святого Георгия Всеволодом князем месяца июня в 9 день». Церковь сохранилась почти целиком и еще в 1787 г., судя по рисункам, имела облик, близкий первоначальному. В 1805— 1810 гг. внешний облик памятника был изменен в формах классицизма. Возведены две западные башни. При перестройке закомары частично разобраны, стены выровнены под общий карниз, над порталами устроены большие полукруглые окна, а над ними треугольные фронтоны. В 1833 г. церковь была обращена в Успенский собор.
По типу это — трехнефный шестистолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами и одной главой. Кладка стен порядовая, выполнена из плинфы формата 4,5-5,5X20-25X31-39 см. Общая длина сооружения 25,3 м, ширина 17 м (по внешнему промеру). Фасады расчленены лопатками с полуколоннами, углы подчеркнуты двухуступчатыми лопатками. Храм двусветный. Между ярусами окон — полоса декоративных плоских ниш, скрытых при перестройке лепным карнизом. Трехуступчатые порталы и ниши были украшены фресковой орнаментальной росписью (сохранились фрагменты). В закомарах были размещены окна: в средних — по три, в боковых — по одному. Апсиды расчленены плоскими вертикальными тягами, по верху апсид проходит пояс декоративных ниш. Восьмиоконный барабан завершен аркатурным поясом с пояском поребрика над ним. Древняя кладка сохранилась в пределах объема XIX в. Для кладки фасадных полуколонн применен лекальный кирпич. Аркатурные пояса выполнены из керамических деталей. В интерьере наружным лопаткам отвечают плоские лопатки. Четыре мощных крещатых столба поддерживают подпружные арки, на которые опираются своды и паруса, несущие барабан с куполом (высота до зенита 20,7 м). В западном членении храма находятся хоры, опирающиеся на полуциркульный и крестовый своды и открытые в центральный неф высокой аркой. Лестница, ведущая на хоры, устроена в толще северной стены. Три аркасольные ниши указывают на то, что храм служил усыпальницей. В древности полы были устланы поливными керамическими плитками в сине-желтой гамме. На стенах собора обнаружены граффити.
В процессе реставрации 1966—1970 гг. (архитекторы М. М. Говденко, Н. В. Холостенко) выявлены древнерусские элементы при сохранении стиля, приобретенного сооружением в начале XIX в. Памятник относится к немногочисленной группе сооружений киевской школы первой половины XII в. (церковь Богородицы Пирогощи и Кирилловская церковь в Киеве).
В сооружении находится музей народного декоративного искусства.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 238, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
Успенский собор в Каневе скромный и лаконичный на вид, но в то же время величественный и неповторимый в своем величии. Он не может похвастаться золотыми куполами, но был свидетелем таких исторических событий, что ему может «позавидовать» не одна архитектурная достопримечательность мира. У стен именно этого собора в 1185 г. готовился поход, описанный в известной древнерусской летописи «Слово о полку Игореве». И именно в каневском Успенском соборе началась реализация «Завещания» Тараса Шевченко.
Построенный князем Всеволодом Олеговичем в 1144 г. по типу 6-ти столбного одноэтажного храма, которые возводились тогда в Киевской Руси (только представьте: в 2019 г. собору исполнилось 875 лет!).
Стены храма возводились из предварительно смоченного в воде кирпича-плинфы. А известь для раствора гасили в огромных ямах. Иногда раствор для таких зданий готовили десятилетиями. Что интересно, влажный кирпич клали на полусухую строительную смесь, в которую, кроме извести, добавляли яйца! Благодаря такой технологии стены становились чрезвычайно прочными и фактически превращались в сплошной монолит!
Собор очень уважали казаки. И даже специально перевезли сюда в 1587 г. тело замученного гетмана Ивана Подковы для захоронения. А если верить украинским народным думам, то и славного Самойла Кошку тоже похоронили именно здесь.
В 1678 г. турки сравняли с землей Канев и почти уничтожили собор (больше всего пострадала крыша), поджёгши его, потому что в нём прятались сотни горожан вместе с настоятелем Макарием Токаревским, истинным поборником православной веры. После турецкого нашествия тела погибших долго лежали в храме, но тело отца Макария, которому турки зверски отрубили ноги и скрутили голову, осталось нетленным. Эти останки впоследствии перенесли в Переяслав, Макарий был канонизирован, а у его мощей, говорят верующие, осуществлялись и продолжают осуществляться при искренней молитве чудеса исцеления.
В XIX в. церковь, которая долго стояла полуразрушенной, отреставрировали униаты. Они добавили колокольню и башню, собор приобрел черты классицизма. В 1833 г. собор передали православной церкви, к которой он принадлежит и ныне (хотя в советское время претерпел немало). Тогда же его переименовали из храма св. Георгия в Успенский. Сейчас Успенский собор принадлежит УПЦ МП.
10-12 мая 1861 г. в соборе перед погребением над Днепром стоял гроб с телом Тараса Шевченко (так реализация Шевченковского «Завещания» началась именно в Успенском соборе). Поскольку Шевченко не был женат, то во время похоронной процессии подводу с гробом от Успенского собора до места захоронения везли девушки, а другие посыпали путь зелеными ветвями и живыми цветами.
Внутри храм очень нарядный и вдохновляющий. В нём расписанные потолки и стены. К сожалению, старинные фрески почти не сохранились, как и пол, который пришлось восстанавливать уже во время реставрации. Памятник св. Макарию находится вблизи храма, вокруг собора ухоженная территория. Часы на одной из башен вовсе не муляж. Каждую четверть часа он напоминает об этом звонким боем. Есть памятная доска, она напоминает о начале пути Кобзаря из Успенского собора на Чернечую гору 10 мая 1861 г.
У стен именно этого собора в 1185 г. готовился поход, описанный в известной древнерусской летописи «Слово о полку Игореве». В 1986 г. на стене храма установили замечательную мемориальную таблицу в честь 800-й годовщины тех событий, но в 2018 г. её похитили…
http://md-ukraine.com
Успенский (Георгиевский) собор — православный собор в Каневе, относящийся к древнерусской архитектуре домонгольского периода, построен и освящен Великим князем Всеволодом II Ольговичем. Основание памятника отмечено в летописи под 1144 г. «Заложена быст церкви Каневская святого Георгия Всеволодом князем месяца июня в 9 день».
В 1185 г. у стен этого храма готовилась оборона от половцев после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича. В 1587 г. здесь был похоронен казнённый во Львове казацкий лидер Иван Подкова. Разрушенный турками в XVII в., храм был восстановлен в 1805 г., а в 1861 г. отсюда отправилась на Чернечу (Монашескую) гору похоронная процессия с привезённым из СПб прахом Т.Г. Шевченко.
На правом берегу Днепра, неподалеку от Канева был расположен город-крепость Роден, который существовал в 9-13 в.в н.э. Само его название ученые связывают с древним культом словенского бога Рода. В Ипатьевской летописи этот город упоминается 980 годом, где рассказывается о борьбе Владимира и Ярополка Святославовичей за Киевский престол. Кровавые столкновения между князьями за власть описываются также и в «Повести временных лет». Ярополк, князь Киевский, покинул Киев и закрылся в Родене, где его окружили войска Владимира. В осажденном городе случился большой голод: «… и есть притча и к сего дне: беда аки в Родине». Исследователи считают, что Роден погиб от нашествия монголо-татар.
В 1240 г. орда завоевателей захватила Киевское княжество, разрушив ряд южнорусских городов, в том числе и городище на Княжеской горе. Канев был одним из наибольших городов на южной границе Давней Руси. О происхождении названия города существует огромное количество легенд и гипотез: название города происходит от птицы канюка, или же основатель города носил имя этой птицы; от реки Каневки, что протекала в этом месте. Патриотическая легенда: название города происходит от тюркской слова, что в переводе означает «место крови», то есть на этом месте проходили кровопролитные бои с завоевателями.
Древний Канев размещался на горе Московка. Мимо города по Днепру шли на юг и на север торговые суда. Здесь проходил большой путь из варяг в греки, который был важной торговой артерией Русского государства. Канев был не только крепостью, которая возвышалась на горе Московка, но и цепью поселений, культовых сооружений, укреплений, которые тянулись вдоль побережья Днепра. Первым летописным упоминанием о Каневе был «Киево-печерский патерик», который сообщает, что в Канев, направляясь в Киев, приплыли «на лодиях константинопольские иконописцы».
В 1240 г. Канев захватили и разрушили монголо-татары, но, в отличие от соседнего Родена, жизнь в городе постепенно возобновляется. Чтобы держать население в повиновении ордынские ханы назначали в завоеванные русские земли баскаков (наместников) с войсками. Канев был одной из резиденций ханских ставленников. Около 1362 г. великое княжество Литовское завладело Подольем, Киевщиной и Переяславщиной. Литовский князь Ольгерд сместил из киевского престола князя Федора и отдал Киевское княжество в удел своему сыну Владимиру. Со временем Канев превращается в заметный торговый центр. С 1471 г. Литва ликвидировала удельное княжество и превратила его в свою провинцию — Киевское воеводство, в состав которого входил Каневский уезд. В 1569 г. состоялось объединение Литвы с Польшей и Каневом завладела польская шляхта.
С 1514 г. по 1535 г. старостой Черкасским и Каневским был Остафий Дашкевич. Во время его правления эти города стали ядром всего украинского казачества. Как гетман черкасских и каневских казаков, он осуществил ряд удачных походов против турецких и татарских завоевателей. С Каневом связано имя Дмитрия Вишневецкого (Байды). Он был каневским и черкасским старостой, основателем Запорожской Сечи. Дмитрий Вишневецкий — князь, украинский магнат, последователь старорусских традиций, духовный отец запорожского казачества.
В XVI ст. Канев стал своеобразной казацкой святыней. Летние запорожцы, которые уже не могли участвовать в походах и боях, начали селиться и доживать до старости на Монашеской горе, близ Каневского монастыря.
Каневцы активно участвовали в селянско-казацких восстаниях 90-х г.г. XVI в. В 1595 г. Канев, Корсунь и другие города и села Черкасчины охватило восстание под руководством Северина Наливайка. 1 августа 1601 г. Каневу было даровано магдебургское право. Каневский реестровый полк, который возглавлял Семен Савич, храбро бился под флагами Богдана Хмельницкого. Казаки Каневского полка участвовали в битвах под Пилявцами (в 1648 г.), Зборовом (в 1649 г.), Берестечком (в 1651г.), Кнутом (в 1652 г.), а в 1654 г. присягнули на верность России.
Богдан Хмельницкий дважды бывал в Каневе. Первый раз в 1654 г., когда назначил город пунктом сбора казаков, и во второй раз — в 1655 г., когда с 60-ю тысячами казаков присоединился к русскому войску во главе с Шереметевым и отправился на Пруд и Охматов.
В течение 1649-1665 г.г. территория Каневского полка была ареной жестокой борьбы с польской шляхтой. После Андрусовского перемирия (в 1667г.) Каневом опять завладели поляки. В 70-х годах XVII ст. Канев несколько раз переходил из рук в руки.
17 сентября 1678 г. турки ворвались в Канев и разрушили город. Многие мещане закрылись в Успенском соборе, их долго морили голодом, а потом нападающие разломали ворота и хлынули в храм. Враги немилосердно истязали каневцев. Каневского епископа Макария клеймили раскаленным железом, поломали ему руки и ноги, волочили по улицам города на устрашение тем, кто еще остался живым. На городской площади Макария казнили, отрубили ему голову и бросили тело на площади.
Христиане тайно ночью внесли святого в монастырскую церковь. Но враги подожгли храм, и все скрывавшиеся в нем погибли от огня и дыма. После этих нападений Канев был опустошен. В 1686 г. между Россией и Польшей был заключен договор Вечного мира, по которому земли Каневщены вошли в нейтральную зону. Но по условиям Прутского договора (в 1711 г.) Канев отошел к Польше.
Георгиевская церковь сохранилась почти целиком и еще в 1787 г., судя по рисункам, имела облик, близкий первоначальному. В 1805-1810 г.г. внешний облик памятника был изменен в формах классицизма. Возведены две западные башни. При перестройке закомары частично разобраны, стены выровнены под общий карниз, над порталами устроены большие полукруглые окна, а над ними треугольные фронтоны. В 1833 г. церковь была обращена в Успенский собор.
По типу это — трехнефный шестистолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами и одной главой. Кладка стен порядовая, выполнена из плинфы формата 4,5-5,5 х 20-25х31 — 39 см. Общая длина сооружения 25,3 м, ширина 17 м (по внешнему промеру). Фасады расчленены лопатками с полуколоннами, углы подчеркнуты двухуступчатыми лопатками. Храм двусветный. Между ярусами окон — полоса декоративных плоских ниш, скрытых при перестройке лепным карнизом. Трехуступчатые порталы и ниши были украшены фресковой орнаментальной росписью (сохранились фрагменты). В закомарах были размещены окна: в средних — по три, в боковых — по одному.
Апсиды расчленены плоскими вертикальными тягами, по верху апсид проходит пояс декоративных ниш. Восьмиоконный барабан завершен аркатурным поясом с пояском поребрика над ним. Древняя кладка сохранилась в пределах объема XIX в. Для кладки фасадных полуколонн применен лекальный кирпич. Аркатурные пояса выполнены из керамических деталей. В интерьере наружным лопаткам отвечают плоские лопатки. Четыре мощных крещатых столба поддерживают подпружные арки, на которые опираются своды и паруса, несущие барабан с куполом (высота до зенита 20,7 м). В западном членении храма находятся хоры, опирающиеся на полуциркульный и крестовый своды и открытые в центральный неф высокой аркой. Лестница, ведущая на хоры, устроена в толще северной стены. Три аркасольные ниши указывают на то, что храм служил усыпальницей. В древности полы были устланы поливными керамическими плитками в сине-желтой гамме. На стенах собора обнаружены граффити.
В процессе реставрации 1966-1970 г.г. (архитекторы М.М. Говденко, Н.В. Холостенко) выявлены древнерусские элементы при сохранении стиля, приобретенного сооружением в начале XIX в. Памятник относится к немногочисленной группе сооружений древнерусской школы первой половины XII в. (церковь Богородицы Пирогощи, Кирилловская церковь в Киеве и др.).
«ЗДРАВСТВУЙ, РОССИЯ». Энциклопедия. http://www.zdravrussia.ru/