Канавинский район. Собор Происхождения Честных Древ Креста Господня (Спасский Староярмарочный).

Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор. Построен в 1822 году по проекту А.А.Бетанкура. Не случайно удивительное сходство ярмарочного храма с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге: фасады храмов разрабатывал один человек — Огюст Р. Монферран. К сожалению, в интерьере собора не сохранились росписи академика А.В.Ступина. Спасо-Преображенский собор — единственное сооружение из первых ярмарочных построек, сохранившееся до наших дней.

После пожара летом 1816 года ярмарка, которая действовала у стен Макарьевского Желтоводского монастыря, была перенесена в Нижний Новгород. Инженеры И. Пуадербард и А. Диго выбрали место для нее на левом низком берегу реки Оки. От первоначальной архитектуры ярмарки до наших дней сохранился, пожалуй, только Спасский старо-ярмарочный собор 1822 г.
А. А. Бетанкур разработал эскизы будущего торгового ансамбля и привлек к работе Огюста Монферрана. В дальнейшем Бетанкур перенес предполагаемую территорию торга ближе к Канавинской слободе и указал подсыпать ее низины песком еще на 6-8 метров, что замедлило строительство и увеличило стоимость работ. Подобный перенос был сделан из-за угрозы паводков.
По своему архитектурному облику этот собор напоминает Исаакиевский. Не исключено, что проект Спасского собора был одним из вариантов создания четвертого Исаакиевского собора. Здание замыкало главный бульвар ярмарки и было призвано играть организующую роль в общей архитектурной композиции.
Место для ярмарочного собора было определено на главной оси ярмарочного ансамбля. Архитектором собора стал Огюст Монферран. Под собором было сводчатое подземное помещение, которое стали затем сдавать торговцам под склады.
План собора был крещатым: к главному квадратному основанию (11х11 саженей) по странам света пристраивались прямоугольные, решенные индивидуально объемы. Обращенный к торговым корпусам парадный южный вход имел не только четырехколонный портик, но и за ним по центру еще две отдельно стоящие колонны римского ордера, в то время как северный притвор имел лишь четырехколонный портик. Южный и северный фасады — с портиками тосканского ордера. Восточный и западный выступы отмечены полуколоннами. Собор имеет пять довольно простых по рисунку куполов, барабаны которых прорезаны окнами и украшены полуколоннами ионического ордера.
Восточная алтарная часть и западный притвор оформлялись лишь пилястрами, и это придавало нижегородскому ярмарочному собору явно индивидуальное архитектурно-художественное решение. Храм получил световое пятиглавие. Большие окна мощных барабанов глав позволяли максимально использовать верхний свет, в связи с этим на проработку лепного убранства интерьера было обращено особое внимание: обильно украшенный лепниной кессонированный свод центрального нефа опирался на широкий выносной пояс-антаблемент, который зрительно поддерживали приставные колонны.
Роспись стен собора выполнил академик живописи А. В. Ступин и его сын Рафаил. Церковь была заложена 1 августа 1818 года, 5 июля 1822 года в храме был освящен главный престол в честь Происхождения Честных Древ Святого Животворящего Креста Господня, 31 июля — придел святого Макария Желтоводского и Унженского, чудотворца, а 1 августа — придел в честь святого Александра Невского.
Архитектурное оформление собора в целом выдержано в стиле классицизма. Богато декорированный лепниной и полуколоннами коринфского ордера интерьер украшали живописные произведения религиозного содержания. Спасский собор в Нижнем Новгороде явился одной из первых значительных работ Монферрана в России.
Жители Нижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас.
Иконы и церковная утварь были доставлены из кафедрального храма в Кремле, оттуда же были священники. Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц и содержать специальный ярмарочный причт было невыгодно, храм был приписан к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочная церковь стала именоваться Спасской, а позже, когда был построен храм в честь Александра Невского, — Староярмарочной.
Вскоре после освящения нового храма выяснилось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди торговцев.
Некоторые из них стали ходить в храм со своими иконами. Купцы приносили их заботливо завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили. Новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым.
Храм был возведен на достаточно опасной территории, паводковые воды постепенно размывали насыпной грунт, в стенах собора появились опасные трещины. В конце XIX столетия Роберт Яковлевич Килевейн отреставрировал Староярмарочный собор. Повторно храм был освящен 31 июля 1888 года.
В результате многочисленных ремонтов и реставраций, производившихся в XIX веке, собор существенно изменил свой вид. Иконостасы не сохранились, а росписи на стенах и сводах остались лишь на незначительной площади. В XX столетии в храме располагался склад, в административном здании — жилые квартиры. Спасский Староярмарочный собор был возвращен Нижегородской епархии в 1991 году.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?