Канашинское село находится от епархиального города в 182 в., от уездного в 16 в. на северо-запад, расположено по берегам незначительной речки Большой Канаш, впадающей в р. Исеть. Климатическия условия местности, вследствие отсутствия лесов и свежей проточной воды, нельзя назвать вполне благоприятными для здоровья. Немаловажное значение для развития в селении различных болезней имеют расположенные около него кожевенные заводы, откуда распространяется по временам невыносимое зловоние и в значительной мере отравляет воздух. Почва в окрестностях села черноземная. Точных данных для определения времени основания села Канашинского нет, но несомненно, что в конце XVII столетия оно, как деревня, уже существовало. Образовалось оно из беглых крепостных крестьян Вологодской губернии, принадлежавших помещику Велико-Устюжского уезда отставному прапорщику Павлу Иванову Дебособрову. В промежуток между 1721 и 1725 г.г. помещик Дебособров разыскал своих беглецов, но не принуждал их переселяться обратно, оставив за собою право владения ими и на новом месте их жительства. По смерти Дебособрова этим селением владели жена его и две сестры и их наследники. В 1806 г. крестьяне с. Канашинского откупились от своих помещиков за 15200 рублей.
Наименование свое село Канашинское получило от речки Канаш, по берегам которой оно раскинулось; в прежнее время оно называлось, кроме того, еще Димитриевским по имени храма, освященного в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского. В состав прихода Канашинского, кроме самого села, входит деревня Мальцева, расположенная на расстоянии 1-й версты от него по той же речке. Численность населения в приходе равняется 1481 м. п. и 1570 ж. п. православных, — и раскольников разных толков 399 м. п. и 438 ж. п. Главное занятие прихожан – земледелие, в очень значительной степени развито в приходе дубление и вообще выделка кож, а также производство простой глиняной посуды. Благодаря этим промыслам, население довольно зажиточно.
Время основания в с. Канашинском первого храма, за неимением документальных данных, с точностью определить нельзя, известно лишь, что в начале XVIII столетия был уже деревянный храм в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского. В 1801 г. взамен этого храма, уже обветшавшего, был заложен новый двухэтажный каменный. Иждивением и усердием прихожан постройка производилась довольно спешно: так, в 1805 году уже был освящен престол в нижнем этаже во имя Великомученика Димитрия Солунского, а в 1814 г. – в верхнем во имя Иоанна и Прокопия Велико-Устюжских Чудотворцев. В первоначальном виде этот храм существовал до 1876 года, когда, по надлежащем разрешении, был заложен с южной его стороны придел, при чем верхний придельный храм был посвящен св. Александру Невскому, а нижний Св. Серапиону Архиепископу Новгородскому, освящение того и другого престола в этом приделе состоялось в 1878 г. В 1882 году заложен был также двухэтажный придел с северной стороны с посвящением нижнего храма в честь собора Пр. Богородицы (26 Декабря) и верхнего в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Освящение обоих храмов этого придела совершено в 1885 году.
Храм отличается благолепием; особенно выделяется иконостас среднего храма в верхнем этаже. При простоте своего рисунка, он отличается высотой; в нем семь ярусов. Около храма каменная с железными решетками ограда с каменными флигелями на северо-западном и юго-западном углах; в одном из этих флигелей помещается церковная кладовая, а в другом – первое отделение земской школы. Церкви принадлежат три дома для помещения причта. В приходе есть ц.-приходское попечительство, существующее с 1897 года. В д. Мальцевой существует ц.-приходская школа.
Источник: «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии «. Екатеринбург, 1902
Документы Верхотурской приказной избы свидетельствуют, что основатель г. Шадринска Юрий Никифорович Малечкин положил также начало и Канашинской слободе. Свое название село получило от речки Канаш (в переводе с чувашского означает «совет»), по берегам которой оно и раскинулось. Первыми жителями Канашей (ориентировочно в 1682 г.) стали беглые крестьяне Велико-Устюгского уезда Вологодской губернии. К переписи 1710 г. в поселении насчитывалось 98 дворов, где проживало 150 семей. В 1806 году местные жители откупились от своих помещиков за 15 тыс. 200 рублей и получили вольную.
В начале XVIII столетия в селе был построен деревянный храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского. В состав прихода входила также и деревня Мальцева. Забегая немного вперед, отметим, что к началу XX века численность населения в приходе составляла 1481 душ мужского пола и 1570 женского, кроме того, раскольников разных толков насчитывалось 399 мужчин и 438 женщин.
В 1801 г. взамен обветшавшей церкви заложили новый двухэтажный каменный храм. Иждивением и усердием прихожан, как свидетельствуют архивные документы, строительство велось сравнительно быстро. Так, уже в 1805-м был освящен престол в нижнем этаже во имя великомученика Димитрия Солунского, а в 1814-м – в верхнем во имя Иоанна и Прокопия Велико-Устюжских Чудотворцев. Храм, по свидетельствам очевидцев, отличался благолепием, особенно красив был иконостас среднего храма в верхнем этаже. При простоте своего рисунка, он отличался высотой, и в нем насчитывалось семь ярусов.
Спустя чуть более семи десятилетий, в 1876 г., с южной стороны здания заложили придел. Верхний престол храма посвятили святому Александру Невского, а нижний – святому Серапиону (архиепископу Новгородскому); освящение же того и другого престола в южном приделе состоялось в 1878 г. В 1882 году заложили еще один двухэтажный придел с северной стороны с посвящением нижняго храма в честь собора Пресвятой Богородицы (26 Декабря) и верхнего в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Освящение обоих храмов северного придела состоялось в 1885 г.
Кроме здания храма, на церковной территории также размещались три дома для причта (священнослужителей), а на северо-западном и юго-западном углах ограды – каменные флигели, в одном из них была церковная кладовая, а в другом действовало первое отделение земской школы. К сожалению, до наших дней здание храма в Канашах не сохранилось. До 2013 г. местные прихожане для отправления религиозных нужд собирались в молельной комнате.
Четыре с небольшим года назад было принято решение о строительстве новой церкви. За основу был взят бывший склад на территории ковроткацкой фабрики. Один пролёт здания пришлось демонтировать, восстановить стены, устроить новую кровлю. Здание церкви размером 18 на 12 метров двухкупольное, одновременно храм может принять около полутора сотен верующих. Архитектурной особенностью здания церкви с. Канаши является огромный алтарь, такого нет ни в одном шадринском храме.
Открыли для прихожан новую церковь еще в апреле 2015 г., а 25 июня 2016 г., в День обретения мощей и второго прославления благоверной великой княгини Анны Кашинской, состоялось его освящение в честь святого великомученика Димитрия Солунского.Источник: Петр Осинцев, интернет-портал «Шадринский вестник»