Канал Грибоедова – пятикилометровая водная артерия в Санкт-Петербурге, которая строилась 25 лет. Рядом расположено множество уникальных памятников архитектуры, в частности храм Спаса-на-Крови (Воскресения Христова), который создали в память о погибшем в теракте Александре II.
Место расположения
Канал, который находится между Мойкой и Фонтанкой, начинается от площади Репина на юго-западе Санкт-Петербурга и протекает мимо консерватории Римского-Корсакова, Сенной площади. По пути он встречает Гороховую улицу, Вознесенский, Лермонтовский и проспект Римского-Корсакова, пересекает Невский и достигает Мойки на Марсовом поле.
Канал оборудован 21 мостами, располагающимися в среднем примерно через каждые 250 метров друг от друга. Его протяжённость составляет 5 км, максимальная ширина — 32 метра. Вдоль водной артерии расположена Набережная канала Грибоедова.
История появления
Строительство канала имело сугубо практическое значение — он защищает город от разлива Невы. Во времена правления Екатерины II Петербург часто страдал от паводков. 10 сентября 1777 года уровень воды поднялся на 321 см. В связи с этим были приняты серьёзные меры по укреплению города и проведены работы по защите от наводнений.
На своем веку водная артерия сменила не одно название. До 1766 года это был Конюшенный канал, позднее — Екатерининский, а с 1923 года его назвали в честь писателя и дипломата Александра Грибоедова, который жил на его набережной в доме № 104 с 1816 по 1818 годы.
Факт: Со дня основания города в 1703 году в Петербурге произошло 324 наводнения. Вода поднималась свыше 160 см по измерениям на футштоке, установленном у Горного института. Для защиты от наводнений и спроектировали канал, который назвали в честь писателя Грибоедова.
История канала
История канала Грибоедова берёт своё начало с XVIII века, когда в 1737 году русло реки Кривуши соединили с Мойкой. Кривушу ещё называли «Чёрной рекой», поскольку её вода, вытекающая из болот отличалась необычайно тёмным цветом. Новая протока стала известна как “Конюшенный канал”, потому что в этих местах располагались придворные конюшни.
Екатерина II просила сохранить извилистое русло реки Кривуши, поэтому именно царице мы обязаны тем, что канал похож на извивающуюся “змейку”. От других он отличается многочисленными изгибами и поворотами, и углы некоторых из них достигают 180 градусов.
В допетровское времена Мойку называли “Муя”, что переводится с ижорского как «грязная». Позднее это слово преобразовалось в «Мья», а затем в XVIII веке в современное название «Мойка». Линия Конюшенного канала уже пристуствует на генеральном плане Петербурга середины XVIII века.
Идею и сам проект предложил Илларион Голенищев-Кутузов — отец знаменитого фельдмаршала и героя Отечественной войны 1812 года Михаила Кутузова. Работы по углублению акватории, возведению гранитных обрамлений береговой линии и чугунных оград проводились в период с 1764 по 1790 годы. Строительством руководили инженеры Назимов, Бауэр, Борисов. Для эффективной перестройки будущий канал поделили на 5 участков. К 1772 году первый из них уже полностью отделали гранитом, а все работы смогли завершить только к концу века.
Канал Грибоедова получил гранитную отделку раньше всех остальных. Только после завершения работ приступили к отделке Мойки и Фонтанки. Обрамлением берегов камнем руководил инженер Герард. Гранитом оформлены не только берега и подпорные стены, но и спуски и тумбы. В качестве декора использовались чугунные решётки с четырёхлистниками.
Все декоративные элементы изготавливались на российских заводах. Одновременно происходила и замена деревянных мостков на красивые чугунные или каменные сооружения. Конструкции из металла появились по образцу тех, что были установлены в Царском Селе и Таврическом саду. После всех работ по углублению канала стало возможно хождение тяжёлых барж с дровами и других массивных судов.
За руководство строительством Голенищев-Кутузов получил в подарок золотую табакерку, украшенную бриллиантами. Будучи генерал-губернатором Санкт-Петербурга, он помимо канала построил множество мостов и каменных зданий. В частности, при нём сделали Банковский и Львиный мосты через канал Грибоедова. Отец Кутузова был отличным инженером и посвятил переустройству Петербурга почти 30 лет.
Канала могло и не быть
Мало кто знает, что Екатерининский канал не раз собирались засыпать. Первый раз — при Александре II, когда водная артерия помешала строительству новой транспортной развязки. Идею уничтожения канала выдвинули инженеры Мюссар, Буров и архитектор Бенуа. На этом месте планировали построить проспект Императора Александра II и большую конно-железную дорогу. Но, слава Богу, Городская дума отвергла проект и сохранила канал.
В 1893 году к этой идее вернулись. Причём уже предлагалось засыпать не только канал, но и русло Мойки. Этот вариант инициировал камер-юнкер Гартман, который подготовил проект скоростной дороги на сваях, которая соединила бы три вокзала — Балтийский, Варшавский и Николаевский. Городская дума вновь отклонила это предложение. Но через пару лет к планам уничтожения канала опять вернулись — теперь уже ради строительства электрической железной дороги. И этой идее не суждено было реализоваться.
Канал частично перекрывали на период возведения храма Спаса-на-Крови. А в начале XX века в МВД подали на согласование проект строительства метрополитена на насыпях высотой 5-10 метров над уровнем улиц. Одну из веток планировали протянуть вдоль Екатерининского канала. Но так как стоимость проекта оценивалась в 190 млн рублей, его признали слишком затратным.
Конюшенный двор
Между Невским проспектом, Мойкой и каналом Грибоедова находится семь объектов, у которых в названии имеется слово «Конюшенные». Большая и Малая Конюшенные улицы, одноимённая площадь и даже переулок. Это связано с тем, что конюшенный двор занимал почти целый квартал.
В советский период названия улиц изменились. Появилась улица Желябова вместо Большой Конюшенной и Перовская вместо Малой Конюшенной. Свои прежние названия улицы получили только в начале 90-х годов прошлого века.
Достопримечательности вдоль канала
Главной достопримечательностью канала Грибоедова считается храм Спаса-на-Крови, построенный в честь погибшего Александра II. Недалеко от этого места в 1881 году произошло роковое покушение на царя, в результате которого он скончался. Храм выполнен в неовизантийском стиле с большим количеством мозаики, мелких декоративных элементов, позолоты и даже драгоценных камней — яшмы, горного хрусталя, топаза.
Высота самого высокого позолоченного купола составляет 81 метр, что символизирует 1881 год – год гибели Александра II. Проект храма одобрил лично его сын — престолонаследник Александр Александрович. Строили церковь в течение 24 лет, потратив на это огромные деньги. Освятили Спас-на-Крови уже при новом императоре Николае II.
Рядом с храмом можно увидеть край ограды Михайловского сада, и недалеко находится и часовня-ризница Иверской иконы Божией матери.
Факт: «На строительство храма-памятника государство выделило по смете 3 млн 600 тысяч рублей серебром. Это были огромные по тем временам деньги. Однако фактическая стоимость строительства превысила сметную на 1 млн рублей. Этот миллион рублей на строительство храма-памятника внесла царская семья Романовых. Из книги «100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга» Александра Мясникова.
На канале Грибоедова расположен также корпус Бенуа Русского музея. Это здание начали строить в период Первой мировой войны. Здесь можно увидеть шедевры русского авангарда конца XIX-начала XX века. Недалеко находится Писательский дом, где работали многие деятели искусства, в том числе юморист и создатель «Голубой книги» Михаил Зощенко.
Ещё одной яркой достопримечательностью является дом американо-немецкой компании по продаже швейных машинок «Зингер», построенный в 1904 году. Это один из первых небоскрёбов Санкт-Петербурга c уникальной архитектурой, охраняемый ЮНЕСКО. В здании размещались различные издательства и книжный магазин. До «Зингера» в этом районе находился нотный магазин Гольца и книжная лавка Дейбнера. Уже в 1850 году здесь появилось фотоателье «Светопись» Сергея Левицкого. Архитектором небоскрёба для Зингера выступил академик Павел Сюзор.
Известный зодчий украсил здание башней-фонарём и большим глобусом. Угловую часть фасада венчают парные бронзовые фигуры дев-валькирий, которые символизируют прогресс. У одной из дам в руках швейная машинка. Здание выстроено с металлическим каркасом и спрятанными внутрь водосточными трубами.
Уборка снега с крыши производилась паром. По тем временам это было одно из самых новаторских зданий северной столицы. На первом этаже «Зингера» располагалось американское посольство. С 1919 года три этажа отданы «Дому книги». На самом верху уже в наше время был открыт офис Павла Дурова «В Контакте».
Кроме того, недалеко от канала находятся такие архитектурные шедевры, как знаменитый Казанский собор с массивной колоннадой, Малый Гостиный двор и Николо-Богоявленский собор. Недалеко от собора располагается и эстонская православная церковь Святого Исидора.
Дома вдоль улицы
Вдоль канала возвышается 159 зданий. Застройка Морского ведомства появилась на правом берегу ещё в XVIII веке. В этот же период архитектор Растрелли возвёл особняк генерала Александра Вильбуа на пересечении Грибоедова и Невского проспекта. В этом месте находится дом, который потом перестроила семья Энгельгардта. В XIX века здесь проходили концерты филармонии, и располагался большой книжный магазин.
Ещё одна местная достопримечательность — особняк архитектора Доменико Адамини на Мойке. В этих стенах Павел Шиллинг изобрёл электромагнитный телеграф, а позднее дом прославился роскошными вернисажами и литературным кабаре «Привал комедиантов». Здесь жили поэтесса Анна Ахматова и писатель Леонид Андреев.
На набережной также возвышается здание Ассигнационного банка, которое построил знаменитый архитектор Джакомо Кваренги. В XIX веке рядом реализовали проект великого архитектора Павла Сюзора: помещение Санкт-Петербургского общества взаимного кредита и несколько домов Ратькова-Рожнова.
На набережной также построен самый высокий доходный дом по заказу купца Зверкова. Здесь снимал квартиру писатель Николай Гоголь, так что дух этого места витает и в его произведениях.
Рядом с набережной канала Грибоедова находятся казармы морской гвардии и здание Общественного собрания Екатерины, дом Мюссар (бывший отель «Неаполь»). По номеру дома №140 располагалась еврейская национальная столовая, а в доме Всеволожского №109 проходило собрание литературного общества «Зелёная лампа», которое часто посещали Глинка и Пушкин. На набережной Грибоедова также находится дом Пушкина и особняк Горчакова.
В этих районах рядом с каналом царил особый порядок. Со второй половины XIX века здесь в каждом доме работали свои управдомы, дворники и швейцары, которые тщательно следили за чистотой и безопасностью. Фасады своевременно красились и ремонтировались, дверные ручки тщательно начищали до блеска. Благодаря заботе «дворового» персонала, подъезды старинных зданий на набережной до сих пор находятся во вполне пристойном виде.
Факт: Набережная Грибоедова – любимое место туристов. Лучший пешеходный маршрут занимает примерно три часа и длится от реки Мойки до Крюкова.
Семимостье и другие мосты
Через канал Грибоедова переброшены десятки красивейших мостов, в том числе признанные шедевры зодчества. Начинается он с Тройного моста на Мойке, конструкция которого включает сразу три переправы на единой средней опоре — Мало-Конюшенный мост, Театральный и Пешеходный.
Трёхколенный мост соорудили по проекту Егора Адама и Треттера в 1829-1831 году. Идею строительства этой конструкции предложил архитектор Карл Иванович Росси. Металлические детали делались на Александровском и Олонецком заводах. Декор мостов представляет собой чугунные торшеры на каменных основаниях.
Рядом расположен и Каменный мост, под который народовольцы заложили мину в семь пудов динамита, готовя убийство императора. Сооружение с гранитной аркой расположено на пересечении с Гороховой улицей.
Особым украшением канала считается Банковский подвесной мост, спроектированный немецким инженером Вильгельмом Треттером. Рядом находятся четыре скульптуры грифонов с позолоченными крыльями. По легенде мифические животные на мосту охраняют золото, и неслучайно, что мост установлен напротив Ассигнационного банка (ныне Санкт-Петербургский госуниверситет экономики и финансов).
Недалеко находится и знаменитый Львиный мост через канал Грибоедова в десяти минутах ходьбы пешком от Исаакиевского собора. Украшением моста являются львы, которые держат в пасти цепи, чугунные решётки с ромбами и цветочным декором и светильники. Скульптуры контролируют 27-метровый пролёт моста – внутри львов находятся крепления, на которых и основывается вся конструкция. Как раз под Львиным мостом канал изгибается на 180 градусов.
Ещё один любимый туристами мост – Коломенский. Конструкция построена относительно недавно и сделана из алюминия. Казанский арочный мост находится в районе Казанского собора, и спроектирован уже упомянутым Илларионом Голенищевым-Кутузовым. Появился он вместо деревянной переправы. Ранее тут ещё находились «бриллиантовые» русты фасадов и лестничные спуски.
Ещё одно уникальное место канала – Семимостье на пересечении каналов Крюкова и Грибоедова. С этой точки можно увидеть все семь мостов, а некоторые умудряются заметить и девять или десять. По старой народной традиции на этом месте принято загадывать желания, чтобы они сбылись. Именно Семимостье описал Достоевский в своей романтической повести «Белые ночи».
Ещё один мост тесно связанный с литературой: Кокушкин — на углу Кокушкинского переулка и Садовой. Именно о нём говорит в своих остроумных эпиграммах Александр Сергеевич Пушкин. А Николай Васильевич Гоголь поместил сюда героя «Записок сумасшедшего». Михаил Юрьевич Лермонтов упоминает о Кокушкином мосте в «Штольце», а Фёдор Михайлович Достоевский в «Преступлении и наказании».
Канал Грибоедова – одно из самых красивых мест в Санкт-Петербурге. Практически все дома вдоль набережной водной артерии сохраняют тот же вид, что и после строительства в XVIII – XIX века. Если вы хотите увидеть канал, так как его видел Пушкин или Достоевский, то достаточно заказать водную экскурсию на катере или просто прогуляться вдоль набережной пешком.