#МосковскиеЗаписки предлагают рассмотреть камин в парадной гостиной особняка Александры Дерожинской, построенного в начале XX века по проекту Федора Шехтеля. Камин этот в ту пору считался самым большим в Москве. Он заключён в огромный деревянный портал, украшенный панно с выточенным изображением деревьев. Топку обрамляют две статуи. С первого взгляда чувствуется, что здесь разыгрывается целая драма. Фигура плачущей женщины стоит спиной к присутствующим, а мужчина с напряженным лицом раздраженно отвернулся от нее. Есть мнение, что хозяйка дома заказала такую композицию в память о затянувшемся на несколько лет бракоразводном процессе с первым мужем Павлом Рябушинским, за которого была отдана в 16 лет.
Интересный нюанс: несмотря на то, что жизнь Александры Бутиковой-Рябушинской-Дерожинской-Зиминой описана в разных источниках во всех подробностях, однако нигде не встречается ни одной фотографии этой женщины, которая в свое время считалась самой эксцентричной и влиятельной дамой в Москве. И, так совпало, что и женская фигура на камине оказалась отвернута от зрителя — будто намеренно скрывает свое лицо. Случайно ли?
Справедливости ради заметим, что лицо у мужской статуи нисколько не похоже на Павла Рябушинского.