Каменск-Уральский ведет свое летоисчисление с XVII века. Свято-Троицкий собор, построенный по проекту архитектора М.П.Малахова, является для Каменска-Уральского своего рода символом. Талант Малахова и мастерство рабочих дали жизнь настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до наших дней. Проект был выполнен в 1821 году. Собор с величественной колокольней, увенчанной куполом с обелиском, стала символом города. Церковь владела торговой площадью. Рядом располагалось небольшое церковное кладбище. Заводская церковь во имя Святой Троицы, несомненно, являлась важным архитектурным элементом в ансамбле площади. Собор был обезображен и обезглавлен в советский период. 1997 год стал для Собора годом возрождения.
В настоящее время собор действует и полностью восстановлен. Храм выходит на главную улицу Ленина, а с противоположной стороны собора в сторону реки находится Каменск-Уральский краеведческий музей и бронзовый крест «В память о жертвах массовых незаконных репрессий».
http://www.suvenirograd.ru/sights.php?id=94&lang=1/
«Начало Каменского прихода относится к 1700 г. (Каменский завод строится в этом же году)… Первый деревянный храм, построенный в 1701 г., в честь Трех Святителей с приделом праведного Артемия Верхольскаго, сгорел в 1768 г. (Первую продукцию Каменский завод выдал в этом же году). Перестроенный в 1770 г., второй деревянный храм в честь тех же святых… также сгорел во время пожара в 1815 г.». Но так как «этот храм был построен из соснового леса, перед тем много лежавшего и одрябшего, в следствие чего преждевременно пришел в ветхость, то еще в 1790 г. дано было разрешение на построение каменного трехпрестольного храма — большого во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и придельных: с правой стороны в честь Трех Святителей, а с левой — Артемия Верхольскаго. В 1805 г. были освящены придельные храмы. В 1813 г. — храм Живоначальной Троицы. В 1828 г. приделы и колокольня перестроены. Над приделами воздвигнут второй этаж, в коем устроены три придела престола: во имя Нерукотворного образа Спасителя, Тихвинской иконы Божией Матери, Святаго пророка Илии. А к нижнему этажу пристроены еще два придела: с южной стороны — в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а с северной — во имя Святой великомученицы Параскевы». Таким образом, «ныне существующий храм — восьмипрестольный, устроен старанием и иждивением прихожан. Иконостасы в нижней церкви гладкие, сплошь золоченые».
Храм был обнесен каменной оградой с ажурными чугунными решетками, изготовленными на Каменском заводе. Из многочисленных архивных материалов выясняется, что разрешение на возведение каменной церкви взамен деревянной, сгоревшей в 1768 г., было дано в 1790 г. В 1792 г. состоялась ее закладка, но в 1803 г. вчерне законченная церковь обрушилась. О ее первоначальном облике можно судить по чертежу тех лет. После многочисленных прошений строительство церкви было возобновлено уже по новому проекту, а в 1813 г. состоялось освящение храма. Через несколько лет появилась угроза разрушения новой колокольни. Было решено ее разобрать и новую колокольню возвести на новом фундаменте, а заодно произвести реконструкцию всей церкви, ставшей к этому времени тесной.
Реконструкция Свято-Троицкой церкви М.П. Малаховым
За создание нового проекта и взялся главный архитектор Екатеринбургского управления горных заводов М.П. Малахов. Его талант и мастерство рабочих дали жизнь настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до наших дней. Проект был выполнен в 1821 г. Архитектор обогатил пластику церкви двумя портиками с юга и с севера, надстроил трапезную вторым этажом. Но главное состояло в замене старой невыразительной колокольни новой, которая должна была стать символом и завода, и города. Новую колокольню украсили большие арочные трехчастные окна, величественная коринфская ротонда со сферическим куполом. Завершилась колокольня не шпилем, а четырхгранным обелиском. В 1828 г. в полном соответствии с ним были перестроены приделы и колокольня, вся церковь «совершенно окончена, внутри и снаружи оштукатурена». Внешний вид храма хорошо виден на фотографиях конца ХIХ в. По воспоминаниям нынешних стариков, которые бывали в церкви еще детьми, с южной стороны («со стороны Большой Московской улицы») у церкви были небольшие ворота, около которых стоял чугунный памятник. А с западной — большие ворота с двумя маленькими калитками по краям. Здесь же находились два монумента: один четырехметровый, мраморный, с четырьмя ангелами, трубящими на все стороны света, а второй — чугунный бюст императору Александру — освободителю от крепостного права.
«Сочетание старой, сохранившей раннеклассические черты, основной части храма с новой, решенной уже в период расцвета стиля, придают особое очарование, свойственное лучшим сооружениям школы Казакова. Сложный силуэт, разнообразие портиков, эскедры приделов, мощная, и вместе с тем, стройная ротонда колокольни с коринфскими колоннами на фоне пилонов аркады с высоким аттиком, облегченным полуциркульными проемами, которые развили сходный мотив Спасской церкви, а также мажорная тональность ставят Троицкую церковь в Каменске в ряд лучших произведений культового зодчества первой трети XIX в. не только на Урале, но и во всей России».
http://kamensk.orthodox.ru/index.php/ hrami-kamenska/3-svyato-troickiy-sobor
Каменский приход образовался на месте поселения Далматовского монастыря, получив свое название от реки Каменки. В состав Каменского прихода входят деревни: Токарева, Байнова, Брод, Новозаводская, Позориха и Мазуля; все прихожане в количестве 4458 душ муж. пола и 4519 жен. пола по своему происхождению русские, отчасти сами выселившиеся из разных мест России, отчасти в крепостное время переселенные правительством. Жители по недостатку земли мало занимаются земледелием, по большей части работают на заводе и рудниках, а также занимаются ремеслами: кузнечным, столярным, сапожным и слесарным; в деревнях занимаются земледелием и скотоводством, в свободное время вывозкой руды и др. необходимых на заводе материалов.
Начало Каменского прихода относится к 1700 г. Первый деревянный храм, построенный в 1701 г. в честь Трех Святителей с приделом праведного Артемия Веркольского, сгорел в 1768 г. Построенный в 1779 г. второй деревянный храм в честь тех же святых с оставлением прежних антиминсов также сгорел во время пожара в 1815 г. Но так как этот храм был построен из соснового леса, перед тем много лежавшего и одрябшего, вследствие чего преждевременно пришел в ветхость, то еще в 1790 г. дано было разрешение на построение каменного трехпрестольного храма – большого летнего во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и придельных: с правой стороны – в честь Трех Святителей, а с левой — Артемия Веркольского. В 1805 г. были освящены придельные храмы, а в 1813 г. храм Живоначальной Троицы.
В 1828 г. приделы и колокольня перестроены. Над приделами воздвигнут второй этаж, в коем устроены три престола: во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, Тихвинской иконы Божией Матери и св. прор. Илии; а к нижнему этажу пристроены еще два придела: с южной стороны – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, с северной – во имя св. вмц. Параскевы. Таким образом, существующий храм восьмипрестольный, устроен старанием и иждивением прихожан.
Иконостасы в верхней церкви украшены резьбою и сплошь золоченные, а в верхней церкви гладкие, сплошь золоченные. Иконостасы устроены на церковные суммы, получавшиеся от владения торговой площадью, на которой устроены лавки и весы. Арендные доходы с последних шли на содержание и украшение храма до 1895 г., когда общество Каменского завода отобрало их в свою пользу.
Причт состоит из трех священников, диакона и трех псаломщиков. Для помещения причта имеется 1 церковный дом. Приписная церковь — кладбищенская Покровская, каменная, однопрестольная, построена в 1883 г. В самом заводе существуют три школы: земская, женская; министерская мужская и церковная школа грамоты при женской общине.
«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.