Камено. Церковь иконы Божией Матери «Знамение».

Кирпичная однокупольная четырехстолпная однопрестольная церковь в духе эклектики с колокольней. Была выстроена в 1873 в связи с малой поместительностью старого храма. Закрыта не позже 1930-х, колокольня сломана. В настоящее время заброшена.
http://svyatayarus.su/church/detail/38695/
В деревне Камено Опочецкого района взялись за восстановление церкви иконы Божией Матери Знамение. Это уже не первая попытка вдохнуть жизнь в заброшенный, но некогда очень популярный у паломников храм. Инициаторы восстановления искренне надеются, что в этот раз все получится и удастся хотя бы спасти здание церкви от дальнейшего разрушения.
Деревня Камено, находящаяся в 30 км от Опочки, долгое время была местом паломничества для православных христиан. В приходской церкви находился чудотворный образ Знамения Божией Матери. Явление самой иконы, по сохранившимся данным, датируется 1429 годом. Как пишет Леонид Софийский в книге «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем», эта икона неоднократно исчезала из оскверненного литовцами храма в недалеко расположенной в деревне Ястребово и однажды явилась у озера Каменного. Деревянная церковь на этом месте была построена в 1674 году, а каменная — в 1873 году. Чудотворный образ Богоматери, находившийся в каменской церкви до утраты, почитался не только опочанами, но и жителями близлежащих уездов, а также москвичами, которые нередко приезжали туда.
http://pln-pskov.ru/society/146517.html

На погосте находились две одноименные церкви иконы Божией Матери «Знамение»: деревянная и кирпичная. Когда была построена деревянная церковь – неизвестно. В документах начала XIX в. указывались и 1674 г., и до 1670 г., и даже 1426 г. По преданию, первая деревянная церковь в погосте была построена во второй четверти XV столетия, она находилась примерно в 2 верстах от погоста. Во время нападения литовцев в 1426 г. они в православной церкви держали лошадей. По рассказам, от такого кощунства храмовая икона Божией Матери «Знамение» трижды исчезала из храма, и каждый раз её находили на дереве возле озера. Именно на это место после изгнания литовцев перенесли церковь. Считалось, что именно эта церковь стояла здесь в начале XX в. Она построена из соснового леса, однопрестольная. В плане представляла собой крест, имела один престол, увенчана одной главой. В 1847 г. в ней устроен новый иконостас. Колокольня построена в связи с церковью, но в начале XX в. колоколов на ней не было, они перенесены на колокольню каменной церкви, так же, как и церковная утварь. Здесь были оставлены только напрестольное Евангелие и медный посеребренный Крест.
В документах 1914 г. сказано, что здание церкви «твердой» постройки, т.е. не ветхое. Поскольку деревянная церковь уже не могла вместить увеличившееся население погоста, в 1873 г. построена новая однопрестольная церковь из обожженного кирпича, в византийском стиле, крестообразная в плане. В средней части свод храма и купол поддерживались четырьмя колоннами. В новую церковь перенесли древнюю икону Божией Матери «Знамение». Жители рассказывали, что была предпринята попытка сделать список с иконы, чтобы подлинную икону передать в Псков в Церковно-археологический музей. После написания не могли отличить подлинную икону от списка, но всё же полагают, что подлинная была передана в музей. В середине XIX в. была составлена записка о чудесах, бывших от Знаменской иконы, судьба её неизвестна. С 1892 г. во время эпидемии холеры икону принесли в г. Опочку для общественного моления. В 1895 г. по случаю неурожая икону приносили в погост Вяз Великолукского уезда к местному храмовому празднику, носили её по домам. С 1888 г. икону ежегодно принимали прихожане соседнего погоста Глубокое.
Колокольня кирпичная, построена в связи с церковью, на ней было семь колоколов. Большой колокол весил 52 п. 1 ф., второй – 22 п. 7 ф., на них были изображения иконы Божией Матери «Знамение» и головки херувимов. Третий колокол весил 10 п. 7 ф., остальные колокола не имели обозначения веса и надписи.
Возле церкви находилось кладбище, с 1884 г. открыто другое кладбище, так называемое Церковное. Кроме этих кладбищ в приходе были еще четыре кладбища: возле деревень Артюхово, Воронино, Рыгозы и Ястребовское («Церковище»). На месте последнего кладбища, по преданию, некогда стояла та самая первоначальная церковь, подвергшаяся поруганию от литовцев. Часовня в приходе была одна, деревянная, находилась на кладбище в Воронино. Богадельни, больницы и церковно-приходского попечительства при церкви не было.
Церковно-приходская школа в погосте открыта 15 января 1883 г. В 1900 г. в ней обучалось 46 мальчиков и 9 девочек, в 1914 г. – 19 мальчиков и 11 девочек. К этому времени, кроме церковно-приходской школы, в приходе появились четыре земские школы: в селе Панино – Яголковская, в деревне Зеленое – Кривлева, в деревне Мошки – Бычкова, в деревне Белохребтово – Сафронова школа.
До введения штатов в 1876 г. причт составляли священник и два псаломщика. С 1876 г. положено быть настоятелю и псаломщику, фактически служили священник, дьякон и псаломщик.
Священник Тимофей Арсениевич Смирнов (1862 — ?) был уроженцем этого погоста, сыном псаломщика. После окончания Псковской духовной семинарии вначале преподавал в местной церковно-приходской школе, затем служил священником в погосте Верхоустье Псковского уезда, в октябре 1889 г. по собственному прошению переведен в родной погост. С 1889 г., двенадцать лет, о. Тимофей безвозмездно преподавал Закон Божий в здешней церковно-приходской школе. С 1891 г. состоял членом благочиннического совета церковного округа, был наблюдателем за церковно-приходскими школами и духовным следователем своего церковного округа, с 1887 г. четырнадцать лет был опекуном над сиротами дьякона погоста Кулье Псковского уезда Ореста Шетнева, с 1892 г. – опекуном над сиротами священника пригорода Красный Иоанна Муравейского. За заслуги по духовному ведомству священник был награжден набедренником и скуфьёй, получил архипастырское благословение. При этом у него самого с матушкой Марией было трое детей, была жива и старушка-мать. 23 мая 1905 г. о. Тимофей был назначен священником Преображенской церкви г. Порхова.
Священник Илия Иоаннович Лебедев (1864 — ?) родился в семье дьякона погоста Погостищи Островского уезда. После окончания Псковской духовной семинарии рукоположен в сан дьякона погоста Демяницы Псковского уезда, потом служил священником в погосте Бардово Новоржевского уезда. По собственному прошению он переведен в погост Камено 20 июля 1905 г. Здесь он был членом благочиннического совета, благочинным церковного округа, преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе, в земских училищах, был депутатом епархиального совета. За свои усердные труды о. Илия был награжден набедренником, скуфьёй, камилавкой, получил благодарность Святейшего Синода. С 1920-х гг. Опочецкий уезд стал пограничным. Служил ли священник Лебедев в здешней церкви или в другой – неизвестно. Арестовали его 27 апреля 1928 г. и приговорили к лишению права проживания в ряде городов и в пограничных округах. Реабилитирован о. Илия только 18 апреля 2000 г. В документах 1911 г. есть упоминание о священнике Знаменской церкви Павле Васильевиче Романском.
Дьякон Павел Павлович Панов (1876-?) родился в погосте Котельно Островского уезда в семье псаломщика. После окончания Псковской духовной семинарии вначале исполнял обязанности надзирателя при Псковском духовном училище. Затем был утвержден в этой должности. 27 июля 1897 г. назначен дьяконом в здешний погост. Павел Петрович безвозмездно преподавал в Каменской церковно-приходской школе.
С 26 января 1903 г. до 1 сентября 1905 г. дьяконом служил Александр Светлов. До этого он служил псаломщиком в погосте Славковичи Псковского уезда. Он переведен священником в погост Бардово Новоржевского уезда.
Дьякон Вячеслав Васильевич Дворицкий (1884 — 21 октября 1937) родился в погосте Дегжо Порховского уезда, закончил Псковскую духовную семинарию. До назначения в погост Камено служил учителем в Ашевской церковно-приходской школе. С 8 октября 1905 г. по 16 ноября 1907 г. служил здесь дьяконом, переведен священником в погост Ясно Порховского уезда. После 1917 г. служил в селе Подоклинье Порховского уезда. 30 сентября 1937 г. о. Вячеслав был арестован, его обвинили в контрреволюционной деятельности. 21 октября 1937 г. расстрелян. Реабилитирован священник 26 июля 1989 г.
Дьякон Александр Алмазов был псаломщиком Псковского Старо-Вознесенского монастыря, 4 марта 1908 г. переведен в погост Камено, служил до 22 июня 1909 г.
Псаломщик Николаевской церкви г. Опочка Николай Ильменинов 7 ноября 1909 г. назначен дьяконом в здешнюю церковь. Когда и куда переведен дьякон Ильменинов – неизвестно.
Дьякон Василий Павлович Лавров (20 января 1885 — ?) родился в семье протоиерея в погосте Утретки Опочецкого уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. Служил псаломщиком Успенской и Лукинской церквей и в Спасо-Преображенском соборе в Опочке, затем в Сенненском соборе Могилёвской епархии. За неявку к месту службы он отчислен от должности псаломщика Сенненского собора. С 1912 г. служил дьяконом в здешнем погосте. Василий Павлович был членом благочиннического совета, благочинным церковного округа, заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, преподавал Закон Божий в земских школах.
Дьякон Николай Десницкий служил в погосте Камено до 21 ноября 1916 г., когда был рукоположен в сан священника погоста Жельно Торопецкого уезда. С 8 сентября 1916 г. дьяконом в Знаменской церкви служил Нил Раевский. До этого он служил дьяконом в погосте Залесье Псковского уезда.
Псаломщик-дьякон Михаил Васильевич Соколов (1862 — ?), сын протоиерея, был родом из погоста Дубровно Порховского уезда. Обучался в Псковской духовной семинарии, но не окончил её, по собственному прошению назначен псаломщиком в погост Настцы Великолукского уезда, в сентябре 1882 г. переведен в погост Камено. 9 мая 1898 г. возведен в сан дьякона, служил на псаломщической вакансии. Служил Михаил Васильевич до 27 января 1904 г., до того, как покинул здешние места. В 1895 г. начал преподавать в церковно-приходской школе. За особое усердие и труды по обучению детей ему выражено архипастырское благословение.
Псаломщик Димитрий Андреевич Орлов (1875 — ?) родился в семье псаломщика погоста Заволочье Опочецкого уезда. Окончил Великолукское духовное училище, служил в погосте Шушелово Порховского уезда. В 1914 г. по прошению его перевели псаломщиком погоста Камено. За трудолюбие и ревностное исполнение обязанностей дважды получал архипастырское благословение.
Как сложились судьбы священника Смирнова, дьяконов Панова, Светлова, Алмазова, Ильменинова, Лаврова, Десницкого и Раевского, псаломщика Соколова и Орлова в дальнейшем – неизвестно.
Церковным старостой в 1900 г. был опочецкий мещанин Михаил Петрович Сингович. Им пожертвована металлическая риза на икону Святителя Николая, построен дом для Каменской церковно-приходской школы на собственные средства, он был попечителем церковно-приходской школы. За строительство школы ему выражено архипастырское благословение.
Уроженец этих мест, сын священника, Александр Васильевич Савицкий был директором женской гимназии в г. Двинске Витебской губернии.
Приход составляли населённые пункты: погост Камено, деревни: Артюхово, Астратково, Белохребтово, Бор, Богданово, Богданцево, Богры, Васьково, Водобеги, Воронино, Гнилки, Горелая Будка, Гребени, Дорошово, Дятлово, Екимово, Елдино, Еремино, Ериховы Мхи, Зеленое, Зеленцы, Иванцово, Климетки, Клин, Красная Горка, Крышово, Лавы, Лемешово-1, Лемешово-2, Лучно, Медведица, Меленка, Мельницы, Момотово, Мочальница, Мошки, Нефедкино, Панино, Петрухово, Плюшнево, Погоды, Подгорье, Пестово, Посихново, Рыгозы, Рычково, Самсониха, Сехново, Сорокино, Столбово, Стрелино, Тараскино, Филипцево, Ханево, Хлебцево-1, Хлебцево-2, Черепяги, Шишово, Ястребово-1, Ястребово-2. В 1914 г. в приходе проживало 1911 мужчин и 1996 женщин.
Ныне деревня Камено Опочецкого района. Деревянная церковь не сохранилась. Кирпичная церковь не действует, полуразрушена, но её еще можно восстановить.
По материалам: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=7662

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?