Каменноостровский дворец прячется среди деревьев в укромном уголке Санкт-Петербурга — на «стрелке» Каменного острова, там, где расходятся Большая и Малая Невки. История бывшей императорской резиденции окружена слухами и преданиями. Цари здесь крутили романы, раскрывали заговоры, встречались с призраками… До 2015 года попасть на ее территорию было невозможно, зато теперь доступ открыт, а главные хозяева дворца – дети. Здесь разместилась Академия талантов Санкт-Петербурга.
На уединенном острове
Остров, на котором находится дворец, в допетровские времена назывался «Кависаари» — «каменный» в переводе с финского. По преданию, его основание, огромный валун, поднялся в древности из невских вод. Петербуржцы также именовали его «Каменным носом» – по форме остров похож на эту часть лица.
Каменный остров неоднократно переходил из рук в руки. В 1704-м Петр I подарил его первому канцлеру Российской империи Гавриилу Ивановичу Головкину. Деревянный дом «великого канцлера», покрашенный «под кирпич», с высокой крышей и двумя восьмигранными башнями, дворцом можно было назвать с большой натяжкой.
В 1746 году остров отошел канцлеру А.П. Бестужеву-Рюмину. Он развернулся с размахом: отстроил огромную усадьбу с дворцом и садом. Однако в 1758 году владельца усадьбы арестовали, лишили имущества и выслали из города – за тайные переговоры с женой Петра III Екатериной Алексеевной, будущей российской императрицей. Придя к власти, Екатерина II вернула своего сторонника из ссылки, но на остров у нее имелись свои планы. Она задумала построить на нем резиденцию для своего сына Павла. Своенравный наследник престола недолюбливал мать, свергнувшую с престола и погубившую его отца. На Каменном острове, находящемся в уединенном месте не очень далеко от Зимнего, можно было держать его под контролем.
Дворец для наследника престола
Для постройки Каменноостровского дворца пригласили только что вернувшегося из Парижа архитектора Василия Баженова, однако его масштабные чертежи не устроили императрицу. До последнего времени историки так и не сошлись во мнении, кто же стал автором дворца. Скорее всего — Джакомо Кваренги. Археолог из Италии привез в Эрмитаж неизвестные чертежи архитектора – как оказалось, именно Каменноостровского дворца.
Строительство началось весной 1776-го. Руководил работами архитектор Ю.М. Фельтен, но ему помешало сильное наводнение. Его сменил Дж. Кваренги.
Лаконичные строгие линии Каменноостровского дворца, великолепного образца стиля классицизм, органично вписаны в окружающую природу. Одним фасадом он выходит на реку, а другим – в обширный сад-парк.
Западный флигель занимал театр, в восточном находились жилые комнаты великого князя Павла Петровича с женой. Фасады дворца украшали портики с фронтонами, ко входу со стороны Малой Невки вела красная гранитная лестница. К служебным входам — мраморные лестницы с красивыми чугунными решетками.
Посетители через главный вход центрального корпуса попадали в прямоугольный аванзал с фресками, изображающими Рим. Они были выполнены по старинным гравюрам Пиранези по проекту архитектора В. Бренны. Декоративные панно – произведение француза Робера.
Двери аванзала распахивались в Большой (или Овальный) зал, украшенный большими зеркалами. Идея его оформления пришла к Павлу после посещения зеркальной галереи в Версале. Высокие женские алебастровые фигуры в спадающих туниках и египетских головных уборах придавали ему сходство с Лувром. Они поддерживали резные позолоченные светильники. В этом зале проходили семейные торжества, балы и маскарады.
Из Большого зала можно было попасть на балкон над садом. Летом, сидя на уютных плетеных креслах, хозяева дворца и их гости наслаждались красивыми пейзажами, потягивая прохладительные напитки.
Два парадных зала, Малиновую гостиную и Пейзажный салон, а также Верхний и Нижний кабинеты великого князя соединяла деревянная лестница – ей никто не мог пользоваться, кроме хозяев дворца и их гостей. Эти залы сохранились до наших дней.
Недалеко от дворца в саду стоит дворцовая церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Ее возвели по проекту Ю. М. Фельтена в честь Чесменской победы в 1776—1778 гг. Утверждается, что будущий император Павел I, любитель тайн и секретов, распорядился проложить от нее подземный ход к дворцу – он незаметно проникал в церковь и даже пел в хоре. Внешне храм со стрельчатыми окнами, выложенный неоштукатуренным красным кирпичом, похож на средневековые английское готические сооружение. В народе церковь именуют «Красной»». По преданию, в ней хранился нательный крест Павла на золотой цепочке. В конце 1930- х церковь чуть не снесли, однако потом нашли ей применение – сделали спортивный зал. К верующим она вернулась в 1990-м.
Во дворце также располагались гостиная, столовая и кабинет великой княгини, библиотека, детские и гостевые комнаты, служебные помещения. Многочисленные скульптуры, огромные зеркала, выложенные красными и синими изразцами камины, дубовые полы, великолепные обои восхищали современников. Окончание строительства императрица отметила пышным приемом в Оранжерее сада с балетным и оперным представлением.
На территорию резиденции можно было попасть через несколько ворот, в том числе Парадные, в форме триумфальном арки. Их автор архитектор Тома де Томон превратил сад вокруг дворца в регулярный, а в отдаленных частях — живописный пейзажный.
Но несмотря на отменный вкус в убранстве Каменноостровского дворца, Павел его не любил – как вообще все, связанное с матерью. После прихода к власти он отстроил себе загородную резиденцию в собственном вкусе в Гатчине, забросив Каменноостровский дворец. В 1797 году здесь нашел приют последний польский король Станислав Август Понятовский, лишенный престола. Впоследствии здание не раз перестаивали известные архитекторы.
Любимая резиденция Александра I
А вот сын Павла Александр I полюбил уютный и романтичный Каменноостровский дворец– он не жаловал построенные отцом замки в военном стиле. В 1808-1811-м дворец достроили для него по проекту архитектора Л. Руска. А на Малой Невке возвели небольшой причал в окружении двух сфинксов.
Любопытно! Существует легенда, что однажды прогуливавшегося в оранжерее сада Александра поразило красотой лимонное дерево. Он распорядился установить пост около его экзотического плода, который вот-вот должен был созреть. Но, задремав, постовые чуть не проворонили ответственный момент. Проснувшись от удара лимона о землю, молоденький солдат бросился в императорские покои с криком «Созрел!». Император присвоил в знак благодарности солдату чин «лимонного лейтенанта».
В первые годы правления Александра I во дворце собирался «Негласный комитет» из его единомышленников для обсуждения его реформаторских идей. Императору приходилось прибегать к полной секретности, потому что его окружение не хотело никаких перемен. В кабинет входили Николай Новосильцев, Павел Строганов, Адам Чарторыский и Виктор Кочубей. Ради этих встреч во дворце достроили третий этаж с кабинетом Александра I с приёмной и комнатой для дежурного офицера и ведущие к ним две тайные лестницы. После завершения строительства все документы уничтожили… Имеются сведения, что в «верхнем» кабинете М.М. Сперанский готовил проект превращения Российской империи в парламентскую монархию.
В 1812 году император в Каменноостровском дворце поручил М. И. Кутузову командовать русской армией во время нашествия армии Наполеона. И именно сюда, согласно известной легенде, прискакал к Александру I оживший Медный всадник, памятник Петру I с Сенатской площади. Император, ожидая нападения французов, хотел вывезти его из города вместе с другими ценностями до того, как на реках встанет лед. Из столицы потянулись груженые подводы, а некоему майору Батурину приснился сон, в котором, сойдя с пьедестала, основатель города поскакал прямо в Каменноостровский дворец и заявил удивленному Александру, что пока он стоит на площади, враг не пройдет. Батурин добился приема у князя Голицына и рассказал ему свой сон, а суеверный князь поведал его царю. Растроганный Александр оставил своего великого предка на месте.
За полгода до восстания на Сенатской площади граф Аракчеев (известный своими реакционными взглядами) представил во дворце Александру I унтер-офицера англичанина Ивана Шервуда, который сообщил императору об офицерском заговоре. Шервуда сделали царским шпионом, повысили до офицерского чина и перевели в гвардию. Его тайное имя «Шервуд-Верный» гвардейские офицеры, разгадавшие его истинное лицо, переделали в «Шервуд-Скверный».
Уединенный дворец, окруженный большим садом, оказался идеальным местом для романов. На противоположенном от него берегу Малой Невки находилась шикарная дача Ma Folie (в переводе с французского «мое безумие, моя причуда») обер-егермейстера Дмитрия Львовича Нарышкина. Государя длительное время связывали нежные отношения с женой владельца дачи красавицей Марией Антоновной. Она даже родила от императора несколько дочерей.
Оскорбленная императрица Елизавета Алексеевна тоже позволила себе нарушить супружескую верность – увлеклась офицером Кавалергардского полка Алексеем Охотниковым. Дворец практически не охранялся, и свиданиям влюбленных никто не мешал. Ходили слухи, что Елизавета Алексеевна родила дочь от возлюбленного, которую Александр, чтобы избежать скандала, признал за свою (долго ребенок не прожил). Вскоре Охотников скончался от чахотки. По другой версии, от рук наемного убийцы…
Любовную переписку Елизаветы Алексеевны с Охотниковым сжег Николай I, чудом уцелела лишь незначительная часть и возмущенное письмо Александры Федоровны, жены Николая, которая ее прочла перед сожжением.
Во владении царской семьи
После смерти Александра дворец перешел в собственность его брату Михаилу Павловичу с женой Еленой Павловной.
Великий князь был достойной личностью. Отличившись в русско-турецкой войне при взятии крепости Браилов, он отказался от заслуженной награды – ордена Святого Георгия II степени, считая, что за этот успех заплатили жизнями слишком много солдат. Тогда Николай I подарил брату украшенную алмазами шпагу с надписью «за храбрость» и шесть медных трофейных турецких пушек. Их установили в саду у дворца.
После смерти Михаила Павловича дворец перешёл его вдове великой княгине Елена Павловне, известной любовью к искусствам. Именно здесь ей 27 мая 1834 года представили Пушкина. Елена Павловна стояла у истоков создания консерватории в Санкт-Петербурге, и не случайно в её дворце несколько лет жил первый директор этого учебного заведения А.Г. Рубинштейн.
Впоследствии дворцом владели потомки княжеской четы – их дочь Екатерина Михайловна, внучка Елена Георгиевна и ее дети. Последняя хозяйка дворца Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская оказалась настоящей патриоткой: с началом Первой мировой войны вместе с братом она перешла из немецкого в российское подданство, открыла во дворце на свои средства лазарет и жертвовала большие суммы Российскому обществу Красного Креста.
Закрытая территория
В советское время выдающимся архитектурным памятником екатерининской эпохи владели военные – здесь находился закрытый санаторий для военных летчиков. Всю восточную часть Каменного острова в связи с этим неофициально окрестили «Малой землей».
Более 30 старинных дач и особняков Каменного острова, принадлежавших петербургской знати, перестроили под дачи советской партийной элиты с казенными номерами К — 0, К — 2, К — 3 и т.д. Сокращенно — «Нулевка», «Двойка», «Тройка»… Остров в народе называли «Лежбищем партийных паханов», «Большим партийным бардаком», «Островом глухих заборов». В 1990-е на острове появились шикарные бандитские особняки.
В 2008 году санаторий во дворце закрыли и началась его реставрация. Причем все работы осуществлялись по старинным технологиям: усилили фундамент, перекрытия и стропила, заменили кровлю. Большому залу удалось полностью вернуть исторический облик: стены покрыли искусственным мрамором, отреставрировали люстры с синим стеклом, деревянные бра, скульптуры и зеркала, восстановили подлинную роспись плафона середины XIX века.
Академия талантов
Предполагалось, что в отреставрированном дворце разместится резиденция правительства Санкт-Петербурга, но, в конце концов, его решили отдать детям. С 2015 года в здании разместилась «Академия талантов» — экспериментальное бюджетное образовательное учреждение, которое позволяет школьникам попробовать себя во многих профессиях, чтобы понять, к чему больше душа лежит. Академию отличает нетрадиционный подход к образованию, позволяющий выявить талантливых детей и помочь им самореализоваться.
В «Академии талантов» имеются Центр интеллектуальных игр, Голографический театр, Музей исторического костюма, Центр журналистики. 24 зала дворца оборудованы по последнему слову техники. В «Академии талантов» действует видеостудия, где начинающие журналисты могут сами монтировать свои программы. Ребята из кружка «Хранители дворца» бережно охраняют старинные интерьеры и проводят экскурсии по усадьбе.
Любопытно! В «Академии талантов» можно увидеть ожившие картины почти как в замке волшебников из «Гарри Поттера». На ЖК-панели появляется портрет известной исторической личности, а когда к ней приближается посетитель, срабатывает на движение веб-камера на дисплее, и «оживший» персонаж рассказывает о себе.
В «Академии талантов» проходят выставки, концерты и семинары. В старинных залах дворца кипит жизнь, а парк — одно из немногих мест в Санкт-Петербурге, где можно отдохнуть от суеты большого города. Его так и называют – «Тихий отдых». С двух сторон он огорожен водой, а от Каменноостровского проспекта отделен решеткой. Сидя на скамеечке около спусков к реке можно попытаться представить себе Каменноостровский дворец, наследие великой эпохи, 200 лет назад, когда здесь творилась история России. Хочется верить, что теперь ее будущее в руках не номенклатурной элиты, а выпускников «Академии талантов».