От церкви 16 в. в настоящее время остался только фундамент. Здания на заднем плане — Каменец-Подольская Православная семинария (исторически существовала здесь же, была изначально организована при храме Иоанна Предтечи).
Тип сооружения: оборонная церковь. Также известна как: Церковь Святой Параскевы-Пятницы, Пятницька церква, Старый собор. Первый этап строительства: конец 14 – начало 15 века, возможно на месте древнерусской деревянной церкви. Последний этап строительства: 2-ая половина 19 века. Историческое исповедание: православие, с 1699 по 1795 – греко-католичество. Современная принадлежность: церковь не действует, в руинах.
Церковь находится в городе Каменец-Подольский, первое достоверное письменное упоминание которого относится ко 2-ой половине 14 века и связано с деятельностью на Подолье его новых хозяев – литовских князей Кориатовичей. Но, как свидетельствую многочисленные находки археологов, поселение на месте Каменца существовало и ранее, в княжеский период. К сожалению, об этом раннем периоде истории города, вероятно, не сохранилось никаких письменных упоминаний. Нет никаких сведений и о том, когда именно была построена самая ранняя версия Иоанно-Предтеченской церкви, но несомненно, что эта церковь, руины которой можно увидеть в наши дни, была одним из самых старых храмов города.
12 – 13 века. Церковная площадка в княжьи времена находилась ориентировочно у юго-восточной границы древнерусского поселения, занимавшего скалистый «остров», окружённый каньоном реки Смотрич. Гипотетически можно предположить, что первая деревянная церковь на месте более позднего каменного храма, могла существовать уже в княжий период, как одна из церквей древнерусского городка. Так, в частности, во время раскопок каменной церкви в 1980-х годах был обнаружен мощный культурный слой 12 – 13 веков. Среди находок был бронзовый крест-энколпион 13 века, найденный под фундаментом церкви.
13 – 1-ая половина 14 века. Неизвестна судьба города в целом и гипотетически существовавшей на его территории деревянной церкви в частности. Ясно только, что город пережил какой-то погром, поскольку все найденные археологами строения 12 – 13 веков пострадали от пожара. Вероятней всего следы этого урбанистического катаклизма можно связать с разрушительным походом монголо-татар Батыя 1241 года, часть войск которого могла захватить и разрушить древнерусское городище в Каменце.
Конец 14 – 15 век. Редкие источники сообщают, что в районе Иоанно-Предтеченской церкви в ранний период истории города существовала церковь святой Пятницы. В наши дни чуть западней руин каменной церкви протянулась Пятницкая улица, которая, как считается, получила своё название от Пятницкой церкви, а церковная территория изначально была ограничена линией этой улицы.
Интересен «молдавский и валашский след» в истории церкви. Так, например, существует предание, что изначально церковь называлась Параскевской, т.е. в честь святой Параскевы, которую очень чтут в Молдавии. Позднее русины могли переименовать церковь в Пятницкую, поскольку именно под именем Пятницы почитали тут же святую, что и молдаване. Кроме того, позднее в каменном храме находилась икона св. Иоанна Предтечи, необычайно почитаемой в Бессарабии. При церкви также существовали захоронения представителей знатных родов Молдавии и Валахии (о них будет сказано ниже). Не приходится сомневаться, что церковь привлекала особое внимание молдаван и волохов.
Пятницкую церковь могли построить (или возродить) ещё при Кориатовичах, т.е. в конце 14 века, по инициативе одного из князей. Так в 1862 году в «Подольских Епархиальных Ведомостях» была напечатана статья протоирея П. Троицкого «Каменецкий кафедральный Иоанно-Предтеченский собор», где значилось следующее: «Предтеченская церковь, построенная по приданию в XIV в. при Кориатовичах, существовала, по крайней мере до второй половины XVII в., под именем святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы, отчего и ныне главная улица, ведущая от римско-католического Армянского костела в город, называется Пятницкой». В этой же статье говорилось: «О древности сей церкви свидетельствует документ, писанный на русском языке, бывшем в общем употреблении в сем крае, относящийся к XV в., в котором документе при описании границ или меж земли, где был двухэтажный дом, возле теперешнего (1862) семинарского корпуса, ясно упоминается Пятницкая церковь, как тогда уже существовавшая». К сожалению, упомянутый документ, некогда хранившийся в архиве правления Подольской духовной семинарии, уже к концу 19 века успел затеряться, потому у современных исследователей нет возможности изучить его в деталях. Это не единственный источник, относящий постройку храма к 14 веку, потому его связь с Кориатовичами со временем, возможно, найдёт и другие подтверждения. Возможно, уже в следующем 15-м веке храм пережил свою первую перестройку.
К сожалению, нет никакой более детальной информации о Пятницкой церкви, потому даже его месторасположение считалось дискуссионной темой. Поскольку в конце 16 века в письменных источниках уже начинает фигурировать Иоанно-Предтеченская церковь, то многие исследователи полагали, что Пятницкий храм к тому времени по непонятным причинам прекратил своё существование, а вместо него в том районе была построена новая каменная церковь. Постепенно закрепилось устойчивое мнение, что Пятницкая и Иоанно-Предтеченская церковь друг к другу не имели особого отношения. Однако поиски археологами остатков Пятницкой церкви вдоль Пятницкой улицы не увенчались успехом. В связи с этим интересны данные Ольги Пламеницкой, которая, проведя архивные исследования, обнаружила документ, свидетельствующий о том, что Пятницкая церковь в конце 16 века была переосвящена как Иоанно-Предтеченская. Таким образом, речь идёт не об исчезновении одного и появлении другого храма, а о простом переименовании.
Каменный храм (а уже в 14 – 1-ой половине 15 века храм мог быть каменным), вероятно, был изначально приспособлен к обороне. Важная и очень старая дорога, ведущая в город со стороны Замкового моста, могла издавна замыкаться у Пятницкой церкви. Позднее отрезок этой дороги, примыкающий к церкви, расширился и в конце 14 века трансформировался в Армянский Рынок. Вероятно, главные оборонные функции церкви заключались в контроле юго-восточного пологого склона острова, на котором расположен Каменец, а также дороги, тянущейся в сторону церкви от городских ворот (юго-восточных) и южной околицы города. В случае прорыва неприятеля за линию городских укреплений, церковь могла стать одной из внутренних цитаделей города, где горожане могли найти защиту.
1578 год. В армянских актах есть короткое сообщение, что Первана, грек из Стамбула, пообещал 17,5 талеров «на строительство русской церкви святой Пятницы». Однако, вероятно, речь идёт не о постройке, а о перестройке или ремонте храма, поскольку в ранних документах эти понятие довольно часто отождествляли. Это самое раннее письменное упоминание Пятницкого храма. Каких-либо других свидетельств о том, что Предтеченская церковь была построена в конце 16 века, нет.
1580 год. В армянском акте, в описании усадьбы русина Васька Сухорадича, значится, что она расположена «напротив русской церкви святой Пятницы».
1588 год. В армянском акте упомянут «зять пятницкого священника».
1593 год. Московский дьяк Трифон Коробейников, совершив паломничество в Константинополь и Палестину, на обратном пути в Москву заезжает в Каменец. Там он посещает все существовавшие на тот момент православные церкви, где раздавал милостыню. В «Отчёте Московскому правительству», описывающем, на что и где были потрачены государевы деньги, в частности значится: «В Литовской земле, в Каменце-Подольском к церкви Рождества Ивана Предтечи протопопу Василию дано Государевы заздравные милостыню 2 золотых, да у той же церкви нищим золотой да церковным дьячкам 5 алтын 5 денег». Это самое раннее из известных письменных упоминаний Иоанно-Предтеченской церкви. И поскольку церковь Коробейников именует Предтеченской, то получается, что где-то между 1580 и 1593 годами церковь сменила название с Пятницкой на Иоанно-Предтеченскую, тем не менее, после этого старое название церкви ещё некоторое время использовалось параллельно с новым.
1595 год. В армянском акте отмечено, что усадьба Васька Сухорадича находится «на рынке армянском, напротив русской церкви святого Ивана», где под «Иваном» подразумевается Иоанн Предтечи. Как видно, церковь, находящаяся напротив усадьбы, которую в 1580 году в документе назвали церковью Пятницы, в документе 1595 года уже называется церковью Ивана (Иоанна), что явно свидетельствует о переосвещения храма.
В визитации (описании) церкви 1758 года упоминалось, что построили церковь паны Ластовецкие (Ластовские), представители старинного подольского православного рода. Однако нет упоминаний, когда именно это произошло. Можно допустить, что в реальности церковь была не построена Ластовецкими, а перестроена, поскольку в те времена часто радикальное изменение облика храма воспринималось как его новое рождение.
1606 год. Визитация 1758 года, опираясь на старинные судовые акты, сообщала, что в этом году Василий Ластовецкий, ротмистр каменецкой королевской пехоты, купил у Цилковских усадьбу, примыкающим к кладбищу Предтеченской церкви, и подарил её храму и церковному братству. Внимание Ластовецких, взявших под опеку храм, возможно, было вызвано тем, что на церковной территории могли быть погребены их родственники, которые в своё время также могли опекать церковь. Сообщение визитации интересно ещё и тем, что здесь мы встречаем первое письменное упоминание православного братства, существовавшего при церкви. Стоит отметить, что каменецкие церкви были относительно небогаты, потому их судьба в значительной мере зависела от наличия опекунов.
1609. К этому времени относится самая ранняя надгробная плита в церкви. Находилась она в самом почитаемом месте храма – в полу алтаря перед святым престолом, что свидетельствует либо о высоком статусе погребённого человека, либо о его значимости для церкви. В центральной части плиты когда-то находился герб, а вокруг славянской вязью был написан текст, буквы которого к 19 веку сильно стёрлись, но тогда ещё можно было разобрать, что здесь в 7117 году от Сотворения Мира (т.е. в 1609 году) был погребён некий Николай Грабовецкий. Вероятней всего речь идёт об известном писаре польского короля Стефана Батория. К слову, в роду Грабовецких было немало ревнителей православия, а кроме того Грабовецкие находились в близком родстве с Ластовецкими, которых считают строителями Предтеченской церкви.
1612 год. В одном из документов сообщается о смерти «священника русской церкви Пятницы Василия». Очевидно, это был тот священник, которого упоминали в документах 1588 и 1593 годов. Этот священник служит ещё одной связующей нитью между историями Пятницкой и Предтеченской церквей. Видимо, в начале 17 века местные по старой памяти продолжали церковь называть Пятницкой, а упомянутый выше московский паломник Коробейников, не имеющий привязанности к старому названию храма, именовал церковь Иоанно-Предтеченской, т.е. её новым названием. Вероятно, некоторое время обыватели продолжали использовать старое название церкви параллельно с новым.
К 1612 году относится одна из надгробных надписей, расположенная в северной алтарной стене храма на высоте человеческого роста. На небольшой плите были высечены рельефные буквы. Интересно, что первая строка текста была написана гораздо меньшими буквами, чем следующие строки, потому создаётся ощущение, что её дописали сверху, когда внизу закончилось место и резчику ничего больше не оставалось, как дописать финальную часть текста вверху. Надпись на плите сообщала, что в 7120 году от Сотворения Мира (т.е. в 1620 году) некий молдавский великий вистерник (главный казначей) пан Симеон Стрий похоронил в церкви своего сына Иоанна и на том месте положил камень с надписью, а за упокой души сына купил для церкви колокол.
Основные черты храма к 17 веку уже были сформированы. Церковь была так называемого трёхконхового типа. В Каменце, помимо Предтеченской церкви, было ещё несколько церкви такого типа – Троицкая, Петропавловская и, возможно, Крестовоздвиженская. Весьма вероятно, что Троицкую и Предтеченскую церкви строили одни и те же мастера, поскольку они очень похожи своими формами, размерами и пропорциями. Храмы трёхконхового типа, усиленные башнями-колокольнями, были типичными для Подолья, где их зачастую использовали ещё и в качестве крепостей.
Церковь имела классическую ориентацию – ось храма вытянулась по оси запад-восток. С востока к нефу примыкала полукруглая апсида, имеющая одну ширину с нефом, а с севера и юга находились две боковые экседры (полукруглые выступы). С запада к нефу примыкала массивная четырёхугольная (почти квадратная) в плане башня-колокольня. Контуры колокольни, нефа, двух экседр и апсиды создавали в плане очертание креста. Общая длина храма – 27 метров, ширина нефа – около 10 метров, ширина с учётом полукружий экседр – около 15 метров, ширина притвора – без малого 12 метров. С внешней стороны стены храма покрывали известковым раствором в стиле «под рукавицу», т.е. поверхность была не идеально ровной, а волнистой и «живой», будто по ней провели рукой.
В нижней части нефа снаружи был выделен цоколь высотой около 1,5 метров. Стены нефа имели внушительную толщину – от 1,4 метров в экседрах до 2,8 метров в апсиде. На высоте около 5,5 метров в стенах апсиды и экседр были прорезаны окна, в линиях которых выделяются готические стрельчатые черты. С внешней стороны высота нефа составляла около 10,5 метров, но внутри храма его высота была ориентировочно на 2 метра ниже, т.е. высота нефа в интерьере составляла около 8-8,5 метров. В пустом 2-метровом пространстве между перекрытиями нефа и кровлей храма был обустроен боевой ярус, стены которого прорезали бойницы. Таким образом, неф первоначально состоял из двух ярусов, нижнего «служебного» и верхнего оборонного. Нижний ярус был перекрыт красивым крестовым сводом с нервюрами (их фрагменты были найдены во время раскопок в начале 1980-х годов), а экседры перекрывали традиционные полусферы-конхи. Неф, апсида и экседры были увенчаны гонтовой кровлей.
Башня-колокольня играла первоочередную роль в обороне храма. Ширина колокольни немного превышала ширину нефа. В интерьере колокольня от нефа была отделена аркой. Башня первоначально состояла из трёх ярусов. Толщина её стен достигала 2,6-2,8 метров. Нижний ярус башни использовался в качестве притвора (бабинца), в его западной стене был устроен единственный вход в храм. Здесь же, в толще северной стены башни, была устроена лестница, ведущая на второй ярус колокольни, который выполнял в основном оборонные функции и был совмещён общим ходом с боевым ярусом, расположенным над нефом. Третий ярус использовался и в качестве дозорно-оборонного пункта, и в качестве колокольни. Стены башни прорезали бойницы, некоторые из них были видны ещё в 19 и 20 веке. Нижний ярус башни был перекрыт крестовым сводом с нервюрами, а верхние ярусы, вероятно, разделяло деревянное перекрытие, опиравшееся на балки. Венчала колокольню простая шатровая гонтовая кровля, возможно с заломом.
Архаическое сооружение, не считая эффектных готических нервюрных сводов, вероятно, было слабо декорировано изнутри. Можно предположить, что в храме были росписи, но годы турецкой оккупации (1672 — 1699) и ремонты греко-католиков (к ним храм перешёл в 1699 году) от них ничего не оставили, а после разрушения храма в 1932 году исчезла последняя возможность провести полноценное исследование стен церкви. При церкви издавна существовало кладбище.
Очевидно, что у храма изначально была внешняя ограда, ограничивающая церковную территорию. У этой ограды должны были быть ворота, возможно, устроенные в небольшой надвратной башенке. Ограда, также как и храм, могла быть приспособлена к обороне. К сожалению, об этой ограде нет вообще никаких сведений, а со временем уплотнение застройки территории города привело к сокращению площади церковного имения и ограду, как можно предположить, могли разобрать.
1672 год. На первом этапе Польско-турецкой войны (1672 — 1676) Каменец-Подольский был взят в осаду крупными объёдинёнными силами турок, татар и казаков. Спустя несколько недель осады Каменец пал и турки стали новыми хозяевами города. В Каменце турки задержались на 27 лет, до 1699 года, когда по условиям Карловицкого мирного договора Каменец вновь отошёл к Речи Посполитой. За годы турецкой оккупации город пришёл в упадок и потерял большую часть своего населения. Вскоре после захвата Каменца, церковь Иоанна Предтечи была превращена в мечеть великого визиря Фазила Ахмеда Кеприлю. Вероятно, превращение в мечеть не сильно отразилось на внешнем облике храма, однако при этом мог сильно пострадать интерьер церкви, особенно её росписи, не соответствовавшие канонам ислама.
С того времени до нас дошёл ценный план Каменца авторства Киприана Томашевича, изданный в Кракове. На этом плане показан город, где уже принялись хозяйничать турки, которые, помимо всего прочего, превращали самые значительные храмы города в мечети. Предтеченская церковь показана со стороны западного фасада. На плане она обозначена буквой «Y». Подпись к плану сообщала, что это «Церковь русинов св. Иоанна, ныне мечеть верховного визиря» («Ecclesia Ruthen. S. Joannis, nunc Moschea Supremi Vizeris»). Рисунок церкви на плане выполнен схематично, тем не менее, он показывает, как церковь тогда вписывалась в окружающую застройку и даже даёт нам некоторое представление о её внешнем облике. Так, например, чётко заметно, что к нефу примыкает высокая колокольня, увенчанная шатровой кровлей с заломом, похожая на кровлю оборонной башни.
1678 год. После смерти великого визиря (1676) при бывшей церкви, а тогда мечети, был основан вакф. Это означало, что согласно завещанию визиря часть его собственности должна была использоваться для содержания мечети. Вакф великого визиря включал монастырь, 7 мельниц, винодельню, сад, а также ряд домов, в числе которых был дом армянского священника.
1699 год. По условиям Карловицкого мирного договора турки возвратили Каменец полякам. Комиссары, принимавшие город у турок, опечатали все православные храмы, лишь Предтеченскую церковь оставили двум монахам-униатам (греко-католикам), которые прибыли в Каменец по распоряжению униатского епископа Иннокентия Винницкого. Под властью униатов храм находился до 1795 года, когда церковь вернули православным. Известно, что первым греко-католическим священником церкви был Иоанн Чижевский, который служил в храме с 1701 по 1724 год. После возвращения города полякам, православие попало в большую немилость, особенно после того, как в 1699 году Сейм постановил, что отныне православным запрещено селиться в Каменце.
Нет сомнений в том, что передача церкви греко-католикам не лучшим образом отразилась на её аутентичном интерьере, которые ранее наверняка пострадали во время турецкой оккупации. При униатах церковь изнутри была переделана в подобие католического храма с всей сопутствующей атрибутикой в виде небольших боковых алтарей, католических престолов и т.п.
1739 год. Визитация храма этого времени сообщает, что у церкви было всего 12 прихожан, правда, они были вполне довольны священником, которым на тот момент был Пётр Чижевский (занимал пост с 1724 по 1752 год), сын первого униатского храмового священника.
1758 год. Очередная визитация состоялась, когда священником в церкви служил Павел (был на посту с 1752 по 1765 год), брат Петра Чижевского. К этому времени ситуация с прихожанами, судя по всему, исправилась, поскольку при церкви действовало сразу три братства: два мужских (старшее во имя Св. Иоанна Предтечи и младшее во имя Благовещания) и одно женское (во имя непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии). В этой же визитации приводились краткие сведения из истории храма, в частности, сообщалось о Ластовецких и их причастности к строительству церкви, о чём речь шла выше.
1761 год. В церкви в каменном склепе был захоронен Иоанн Кантакузин, потомок византийского императора Иоанна VI Кантакузина. Погребли Иоанна в левом клиросе (место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы) храма, а в стену над его прахом вмонтировали чёрную каменную плиту, в верхней части которой был изображён рельефный герб Кантакузинов, а под ним был написан текст. Всю плиту обрамляли гипсовые арабески в стиле 18 века. Надпись на плите в переводе: «Иоанну Рудольфу Кантакузину, старшему сыну Стефана, господаря Валахии, поставила сей памятник, как выражение вечной любви и памяти, скорбящая супруга Елизавета, урождённая графиня Бофремон. Князь этот родился в Бухаресте в Валахии 7 марта 1699 года, умер в Ластовцах в Польше 1 июня 1761 года и останки свои сложил в каменецкой Свято-Иоанновской церкви греческого обряда в Подолье. Происходя от Кантакузинов, царствовавших на востоке с 1341 года, он, вследствие завоевания турок, потерял власть в лице прадеда, в лице же своего отца Иоанно-Предтеченская церковь: надгробная плита 1765 годаприобрёл господство Валахии и Бессарабии. Изгнанный отсюда, спасал от убийства жизнь свою в Галлии, Германии и, наконец, в Польше. Кто бы ты ни был, путник, не удивляйся превратностям счастья, посылаемым Богом: оно не может быть прочно на земле, ищи его на небе». Интересно, что упомянутые Ластовцы (в наши дни это село в Каменец-Подольском районе), где скончался Иоанн, были родовым имением Ластовецких, которых считают основателями и покровителями Предтеченской церкви.
Февраль 1765 года. В церкви был захоронен каменецкий обыватель Михаил Опоченко. Над его прахом, на северной стене притвора (слева от входа в храм), была вмурована надгробная плита. К слову, род Опоченко играл значительную роль в жизни каменецкого магистрата 18 века, представители этого рода часто выступали за восстановление старых права и обычаи братств и цехов, а также иными способами принимали активное участие в общественной жизни города.
В варшавском архиве находится чертёж храма, выполненный во 2-ой половине 18 века знаменитым архитектором Яном де Витте (1709 — 1785). На этом чертеже отображена запланированная перестройка церкви, которую, очевидно, не удалось осуществить. Перестройка в первую очередь коснулась бы башни, которую планировали увенчать барокковой кровлей, и нефа, высоту которого планировали понизить. Вероятно, при понижении нефа планировали срезать уже не использовавшийся боевой ярус церкви.
1781 год. После ссоры с монахами-василианами греко-католический епископ Пётр Белянский переносит кафедру из Троицкого монастыря в Иоанно-Предтеченскую церковь. Так церковь резко повысила свой статус, превратившись в кафедральный собор, главный униатский храм города. Епископ позаботился о том, чтобы были найдены средства, необходимые на ремонт и незначительную перестройку новоиспечённого собора. С этого момента и вплоть до 1878 года, т.е. без малого целый век, церковь была кафедральным храмом.
1789 год. Церковь святого Николая (находилась в южной части старого города), парафия которой на протяжении 18 века была бедной и малочисленной, по решению униатского епископа Билянского была приписана к Иоанно-Предтеченской церкви.
1789 – 1790 годы. На церковной территории, между храмом и Армянским Рынком, было построено 2-этажное здание греко-католического капитула (духовная коллегия при епископе) и духовной семинарии. Интересно, что строение обосновалось на территории старинного церковного кладбища. Новое здание, замыкающее перспективу Армянского Рынка с востока, закрыло собой основной объём Предтеченской церкви, лишь верхняя часть её колокольни была видна за крышей семинарии. С 1793 года (после присоединения Каменца к России) здание использовалось как место сборов дворянства. Некоторое время здесь действовал театр. С 1805 года в здании находилась православная духовная семинария. В 20 веке здесь был музей, затем дворец пионеров и ткацкая фабрика.
Здание было отреставрировано в конце 1970-х – начале 1980-х годов и в 1982 году в его стенах разместилась картинная галерея (художественное отделение) музея заповедника. Таким образом, в наши дни руины церкви находятся на внутреннем дворе картинной галереи. Здание нынешней картинной галереи – не единственное строение, возведённое на территории церковного кладбища, которое было частично застроено в связи с ростом численности населения города.
Май 1793 года. После Второго раздела Речи Посполитой (1793) Каменец в составе Подолья был присоединён к России. 4 мая 1793 года в присутствии делегата от российского генерала Дерфельдена, греко-католическое духовенство церкви Иоанна Предтечи присягнуло на верность российской императрице Екатерине II.
1793-1795 годы. Предтеченская церковь два года пребывать в статусе униатского храма.
Ноябрь 1794 года. В церкви был захоронен каменецкий обыватель Иоаким Опоченко. Его надгробная плита была вмонтирована в стену притвора, справа от входа в храм.
1795 год. На занятых Россией землях было ликвидировано униатство, и была создана Подольская православная епархия, а все церкви, ранее занятые униатами, были возвращены православным. В числе их была и Предтеченская церковь, которую вскоре сделали главным православным храмом города. В этом же году Каменец стал центром Подольской губернии, а Иоанно-Предтеченская церковь соответственно стала главным губернским православным храмом.
1799 год. Церковь переходит в статус православного кафедрального собора. В этом статусе храм находился до 1878 года, когда был освещён новый Казанский собор, перестроенный в течение 1867 – 1878 годов из бывшего кармелитского костёла. Интересно, что в начале российского правления во всей Подольской губернии было всего два православных собора, одним из которых был Предтеченский храм, а другим – архиерейский собор в городе Бар (Винницкая обл.). После передачи храма Иоанна Предтечи от униатов к православным начинается очередная переделка интерьера церкви с целью вернуть ей вид православного храма. Тогда у церкви появился новый четырёхъярусный (?) иконостас. Интересной особенностью нового интерьера храма были портреты особ царской фамилии конца 18 века, которые можно было увидеть не только на стенах собора, но и на некоторых иконах, находящихся в иконостасе.
В доме, построенном на территории церковного кладбища, обосновалась православная консистория (учреждение по управлению епархией), которая пребывала там до 1834 года.
1804 год. Постановлением консистории была упразднена церковь святого Николая, приписанная к Предтеченскому храму в 1789 году. Николаевскую церковь планировалось «разобрать и материал использовать для строительства необходимой ризницы и ограды Предтеченской церкви».
Февраль 1819 года. В Предтеченской церкви под правым клиросом был похоронен выдающийся православные религиозный деятель, первый Подольский архиепископ Иоанникий Полонский. В стене над местом захоронения была установлена медная позолоченная табличка, на которой сверху были изображены принадлежности архиерейского сана и знаки служебных отличий, а ниже находилась надпись, кратко описывающая жизнь и деяния архиепископа.
1826 год. Церковь была перестроена. С колокольни сняли старую гонтовую кровлю, а её верхнюю часть укрепили металлическими анкерами. После этого высоту колокольни нарастили ещё на 4,5 метров (7 аршин), достроив ещё один ярус из кирпича. Ярус декорировали кирпичными пилястрами и карнизами. С трёх сторон (западной, северной и южной) были устроены большие проёмы с балкончиками, которые опирались на белокаменные кронштейны. Новый ярус увенчали восьмигранной баней с главкой.
По данным Евфимия Сецинского о время перестройки 1826 года основание колокольни с севера было усилено двумя мощными контрфорсами толщиной 2,8 метра. Контрфорсы были расположены на линии арки, отделяющей неф от притвора. Поскольку к тому времени в оборонных функциях церкви уже перестали нуждаться, была изменена схема доступа ко второму ярусу колокольни. Ранее ярусы колокольни сообщались посредством каменной лестницы, устроенной в толще северной стены нижнего яруса башни, однако по непонятным причинам от этой лестницы решили отказаться. Вместо неё новую лестницу устроили внутри северного контрфорса, т.е. вынесли её наружу. Лестница брала начала у основания контрфорса, затем проходила сквозь контрфорс, затем через северную стену башни и выходила на уровне её второго яруса. Такой способ связи с верхним ярусом колокольни встречается крайне редко. Возможно, новый ход устроили, чтобы обеспечить звонарю более простой доступ к верхнему ярусу колокольни. Лестница в контрфорсе видна на чертеже 1840 года, а также на плане церкви Евфимия Сецинского и рисунке Н. Хохрякова, созданных в конце 19 века.
Также во время этой реконструкции у храма появились две четырёхугольные в плане одноярусные пристройки, возведённые на стыках между апсидой и экседрами. С южной стороны к церкви была пристроена ризница (помещение для хранения церковной утвари и одежд), а с северной – небольшая пономарка (помещение для церковнослужителя-помощника, пономаря) с выходом на кладбище. Чтобы организовать доступ к новым пристройкам в старых стенах нефа потребовалось пробить боковые двери.
1830-е годы. Несмотря на то, что храм был перестроен и расширен, его размеры, а также скромные интерьеры уже не соответствовали тем требованиям, которые предъявляли к главному собору губернской столицы, потому стали появляться проекты, призванные решить создавшуюся проблему.
1834 год. Рассматривался проект, в рамках которого Иоанно-Предтеченскую церковь и примыкающие к ней строения предлагали полностью снести, а на освободившемся месте планировали построить величественный собор. К счастью этот проект не был реализован, прежде всего по причине больших затрат, которых требовало подобное строительство.
1842 год. Каменец посетил российский император Николай I. Он побывал в Предтеченской церкви и обратил внимание на её тесноту. После этого появился ещё один проект строительства нового собора, на этот раз его планировали построить на центральной площади Рынок, предварительно снеся часть её построек, включая ратушу. Однако и этот проект не был реализован.
1846 – 1848 годы. Церковь ремонтируют. Кровля храма была понижена. Вместо традиционного гонта её накрыли бляхой. Тогда же на кровле, над алтарём, была построена небольшая деревянная баня (главка). Кроме этого планировали заняться дополнительным декорированием храма, но для этого нужно было в отдельных местах разобрать старую кладку, однако, как оказалось, она была выполнена из таких больших камней, что извлекать их из стен было не только трудно, но и опасно, потому работы свернули. Возможно, именно в этот период стены храма покрыли росписями в готическом стиле. В похожем стиле в 1854 году были расписаны стены кафедрального Петропавловского собора.
1856 год. Авторы очередного проекта строительства нового собора предлагали его возвести в торце Губернаторской (Армянской) площади, между монастырями тринитариев и доминиканок, но, как и предыдущие, этот проект так и остался на бумаге.
1878 год. После того, как было завершено строительства Казанского собора, который более подходил на роль главного православного храма города, кафедру переносят туда. С этого момента у обоих храмов появились новые названия – Предтеченскую церковь в народе прозвали Старым собором, а Казанский храм – Новым собором. В Новый собор из Старого перенесли лучшую церковную утварь, а также библиотеку и архив.
1878 – 1880 годы. Предтеченская церковь два года была приписана к Казанскому собору.
1880 год. Церковь Иоанна-Предтечи стала самостоятельной приходской (парафиальной).
1890 – 1895 годы. Была увеличена высота окон апсиды и экседр за счет понижения их в нижней части.
1885 год. У церкви было 145 прихожан (79 мужчин и 66 женщин). Церкви принадлежало 22 десятины пахотной земли.
Конец 19 века. О том, как в этот период выглядела церковь, даёт представление прекрасный рисунок художника Н. Хокрякова, на котором показан вид на храм с северо-востока. Ценность рисунка увеличивает ещё и то обстоятельство, что на данный момент неизвестна ни одна фотография церкви крупным планом. Сохранились лишь общие панорамные фото города, на которых церковь показана как один из элементов застройки. На всех подобных фотографиях значительную часть храма, к сожалению, закрывают другие строения. Из интересных деталей на рисунке Хохрякова обращает на себя внимание замурованное окошко в верхней части экседры. Вероятно, это была одна из старых бойниц верхнего боевого яруса церкви.
Историки и исследовали в 19 и начале 20 века временами отдельно упоминали оборонные черты храма. Так, например, Евфимий Сецинский так описал башню: «Колокольня имеет форму четырёхугольной башни […] в некоторых местах колокольни сделаны амбразуры для пушек; то же самое мы видим и на колокольне ближайшего к Предтеченской церкви армянского костела. […] раньше же колокольня имела форму обыкновенной замковой башни, почему и визиты прошлого столетия называют эту колокольню вежей (wieza)». Историк А. Прусевич в 1915 году тоже отмечал наличие в башне бойниц.
Конец 19 – начало 20 века. При церкви действовало братство, которое содержало приют на 40 детей. Приют включал в себя церковно-приходскую школу, а также ремесленные классы. У братства была иконная и книжная лавки, открытые в 1899 году.
На одной из литографий Владимира Гагенмайстера, который жил и творил в Каменце в 1916 — 1933 годы, можно увидеть, что у церкви на восточном фасаде третьего яруса колокольни в то время существовала бойница в виде замочной скважины.
1932 год. ЦИК УССР 1 июня принял решение закрыть в Каменце Иоанно-Предтеченскую и Троицкую церкви, а также Казанский собор. В этом же году горисполком распорядился разобрать Предтеченскую церковь до основания, мотивируя своё решение якобы аварийным состоянием объекта. В частности, чиновники ссылались на опасный наклон колокольни. Впрочем, это был лишь формальный повод, чтобы стереть с лица города ценный старинный памятник истории и архитектуры. В 1932 году церковь была разобрана. Позднее, в 1935 году её судьбу разделил и Казанский собор, который также снесли до основания. И, наконец, в том же 1935 году была уничтожена Троицкая церковь, после чего из трёх архаичных храмов города, построенных по трёхконховой схеме, уцелела только Петропавловская церковь, которой чудом удалось дожить до наших дней.
1930-е – 1970-е годы. Место, где когда-то стояла церковь, десятилетиями не застраивался, представляя собой пустырь, глядя на который было сложно определить точные очертания стоявшего здесь храма.
1977 год. Каменец-Подольский получает статус государственного историко-архитектурного заповедника. Проекты по обустройству заповедника предполагали раскрытие фундаментов разрушенного памяника.
1980 год. Первые раскопки на территории храма. Руины церкви исследовала С. Баженова.
1983 – 1984 годы. Производилась раскопки, фиксация и архитектурно-археологические исследования руин церкви В. Полегким при участии О. Тищенко, М. Микитенко и О. Полегайлова. В раскопках принимали участие работники государственного историко-архитектурного заповедника и специалисты института «Укрпроектреставрация». Два отчёта о проведённых исследованиях были опубликованы в 1983 и в 1984 году. В ходе раскопок были найдены фрагменты нервюр храмового свода, белокаменный блок портала с орнаментом, а также археологический материал 13 – 19 веков.
Раскрытые руины храма были законсервированы и частично отреставрированы. Но открытые фундаменты больше походили на памятник глупости и варварству сталинской эпохи, потому поднимался вопрос о полном восстановлении храма на уцелевших фундаментах. Ольга Пламеницкая лоббировала проект восстановления храма в виде церкви оборонного типа по состоянию на 14 – начало 15 века (эскиз проекта показан выше). Проект регенерации Армянского Рынка авторства Е. Пламеницкой, А. Тюпича и В. Полегкого предусматривал восстановление храма в формах конца 19 – начала 20 века. Однако дальше обсуждения проектов дело не зашло.
Наши дни. Руины церкви находятся во дворе за домом (ул. Пятницкая, д. 11), в котором находится картинная галерея. От церкви уцелели только фундаменты и фрагменты стен храма, поднимающиеся на высоту до 0,5 метров относительно уровня двора. Площадка внутри и снаружи храма расчищена. Внутри храма, в районе, где находился алтарь, установлен деревянный крест.
Источники: «Сакральна архітектура Кам’янця на Поділлі», Ольга Пламеницька, Кам’янець-Подільський, 2005 (14, 39, 71-76, 181-183, 228, 326-329). «Город Каменец-Подольский. Историческое описание», Евфимий Сецинский, Киев, 1895 (128, 142-153). «Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии. Каменецкий уезд», Евфимий Сецинский, 1895 (17-18, 37-51). «Муровані церкви на Поділлю», Євтим Сіцинський, Львів — Кам’янець-Подільський, 1925 (5-6). Статья «История Иоанно-Предтеченской церкви», Евгений Францкевич. «Вулицями Кам’янця-Подільського», Олег Будзей, Львів, 2005 (56-58). Газета «Прапор Жовтня», 8 червня 1990: Стаття «Іоанно-Предтеченська церква», А. Задорожнюк. «Казанський собор у Кам’янці-Подільськосу», А. Задорожнюк, С. Копилов, М. Петров, 2008. Туристичний путівник «Кам’янець-Подільський», Львів, 2007 (254-255). «Статистическия сведения о церквах и причтах Подольской епархии», Каменец-Подольский, 1885 (2).
Сайт «Замки и крепости Украины» http://zamki-kreposti.com.ua/hmelnickaya-oblast/ioanno-predtechenskaja-cerkov-gorod-kamenec-podolskij/