Свято-Георгиевский собор, называемый также собор в честь великомученика Георгия «за верхом» построен в 1701 году. По преданию строителем собора был земской староста Иван Кириллович коробов. На местном диалекте слово «верх» означало овраг, таким образом название связано с особенностями рельефа города.
Храм построен в стиле «московского барокко», отличается стройностью пропорций и богатством архитектурных деталей. Наружная отделка сохранилась почти полностью. Здание храма каменное, двухэтажное. Кровля четырехскатная, увенчана пятью главами. По бокам верхнего этажа находятся галереи, опирающиеся на четыре романские арки, через которые свет проходит в окна нижнего этажа. Изначально галереи были открытыми, в конце 1776 года их покрыли кровлей, опирающейся на пять четырехугольных колонн с каждой стороны.
После Великой Отечественной войны галерею застеклили. В храм второго этажа и на галереи с обеих сторон ведут лестницы. Наружные стены этого храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма расположены голосники. Кокошники в верхней части фасадов укреплены раковинообразными вставками. Алтарь выполнен как единое помещение, но сохраняет традиционное трехчастное деление. Верхний храм расписан в 1766-1767 годах – это показывает надпись в алтаре и на стенах.
При реставрации в 1880-1881 годах роспись была промыта и подновлена, потом ее также неоднократно подновляли. Иконостас верхнего храма пятиярусный, выполнен в стиле «московского барокко». Иконы писались для него специально. В нижний храм иконы предположительно перенесены из ранее существовавшего деревянного храма. Расписан нижний храм в начале 20 века. Отделка дверей выполнена из мячковского камня. На втором этаже расположен придел в честь Воздвижения Креста Господня. На первом этаже – три придела: южный в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», северный – во имя Иоанна Предтечи и главный во имя великомученика Георгия Победоносца.
Колокольня собора построена в распространенном в 17 веке стиле – восьмерик на трехъярусном четверике, завершается высоким шатром. На крыше симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус укреплен контрфорсом. Во втором ярусе два оконца, в третьем – одно. Наличники окон украшены колонками. С 1926 по 1999 год собор являлся кафедральным.
В 1950 году в соборе был отремонтирован купол, подновлена роспись, промыта и восстановлена стенная живопись. В 1999 году к празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Тогда же трапезная часть нижнего храма была вновь расписана иконописцами калужской епархии.
Путеводитель паломника по святым местам Руси. Минск Издательство Белорусского Экзархата. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=3932&v=11923
Если от Троицкого собора перейти Березуйский мост и идти дальше по ул. Пушкина, справа за домами вскоре покажется красивейшая церковь Георгия за Верхом (1701 г.). В советское время, когда прочие церкви были закрыты, она стала кафедральным собором Калуги. Статус собора сохранён за ней и сейчас, хотя в качестве кафедрального вновь действует Троицкий храм. Без Свято-Георгиевской церкви так же невозможно представить себе облик Калуги, как Владимир – без Дмитриевского собора, Ярославль – без Ильинской церкви, Нижний Новгород – без Рождественской Строгановской… С последней калужскую роднит как время постройки, так и пышное убранство, и ярко-красный праздничный цвет. Кажется, будто она светится, восходя своим пламенным, вытянутым ввысь силуэтом над окружающими тихими переулками. Когда в солнечный день стены местами покрыты тенями деревьев, это ещё усиливает сходство с пламенем. Слитный, упорядоченный в пятиглавие костёр! Роскошная шатровая колокольня похожа на ракету. Но она так прильнула к пятиглавому собору, что летит с ним вместе. У них и высота почти одинакова.
Когда я впервые увидел его ясным сентябрьским утром, даже осенние деревья вокруг казались не очень яркими по сравнению с его пламенем. Над красным заревом стен – крошечные синие купола, словно приподнимаемые огневым устремлением всего собора к небу… Красные стены символизируют мученическую кровь. Голубые купола – Царство Небесное, ждущее праведника. Одним из величайших вселенских святых почитается великомученик Георгий († 303). Он издревле изображён на гербе Москвы; его считали главным небесным покровителем и католической Англии (до Реформации) и православной Грузии (до сих пор). Молодого полководца, «тысяченачальника» эпохи Диоклетиана, назвали Победоносцем не за земные победы, а за великую победу над миром сим – мужественное, победительное терпение неимоверных мучений за имя Христово… победу, возводящую в Царство Небесное. Его терпение стало истинным свидетельством о Христе, Распятом и Воскресшем(1), обратило к Церкви множество язычников и даже саму супругу Диоклетиана, царицу Александру, позже тоже ставшую св. мученицей. После долгих истязаний св. Георгию отсекли голову. Честная глава его находится в Риме, в церкви его имени; часть мощей – в монастыре св. Екатерины на Синае. В калужской же церкви св. Георгия славится чудотворная икона Великомученика. Дни празднования св. Георгию – 23 апреля/6 мая и 10/23 ноября (в народе: «Юрьев день вешний» и «Юрьев день осенний», последний знаменит в русской истории как единственное время в году, когда крестьянин или холоп мог уйти к другому господину либо «податься в вольные люди»).
Не только отдельные храмы, но и целые города посвящались Великомученику – например, Юрьев-Польский и Юрьевец на Волге (основаны в XII и начале XIII в., соответственно – Юрием Долгоруким и Георгием Всеволодовичем). Калужская церковь св. Георгия появилась в куда более позднюю эпоху – и основателем её был не князь, а купец, земский староста Иван Кириллович Коробов. Его изысканные палаты конца XVII в. – такого же пламенно-красного цвета, – хорошо сохранились в паре кварталов отсюда (это самая древняя гражданская постройка Калуги, ныне – один из отделов областного краеведческого музея). Говорят, после смерти Коробова, многие поколения «энтузиастов» искали в его доме тайники и спрятанные сокровища – не понимая, что сокровище он искал на небесах, а на земле оставил сокровище – церковь… Здешний храм в стиле раннего московского барокко похож на построенные в ту же эпоху надвратные церкви Троице-Сергиевой лавры и московского Новодевичьего монастыря… В отличие от них, его красоту не оттеняют никакие другие храмы и башни. Удивительно красив и уютен окружающий его дворик, обнесённый ажурной чугунной оградой с красными, как сама церковь, столпами, с башенками по углам. В северной части двора – белокаменный резной крест, установленный в память «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии», в ознаменование её 200-летия в 1999 г. Посреди двора, в окружении невысоких домиков, храм воистину господствует над местностью. Можно себе представить, как он смотрелся в древности – посреди преимущественно деревянного, одноэтажного посада! Поражают его пропорции: 43 м высоты – при длине, с трапезной и алтарём, всего 32 м. Про такие храмы писали, что они «строены полукораблём». Немного об особенностях убранства этого главного шедевра калужского храмового зодчества. Восьмигранные барабаны на огромной высоте символизируют бутоны райского сада. Сама форма куполов усиливает чувство стремительного вознесения храма к небу: маленькие луковки на раструбах как бы воспаряют над барабанами. Они куда меньше барабанов по ширине и издали смотрятся как маленькие нежно-голубые бусинки. Только центральный барабан имеет окна – узкие, малозаметные щели в гранях: только он продолжает внутри высоту бесстолпного основного объёма. Боковые его собратья – это в сущности, просто декоративные украшения: особенность почти всех пятиглавых храмов того времени.
Над стенами Георгиевской церкви 25 закомар, расчерченных веером, наподобие раковин – по 5 над каждым фасадом. Впервые такие раковины над стенами русского храма появляются у Архангельского собора Московского Кремля (1508 г.), построенного, как известно, итальянцем Алевизом Новым. Через 200 лет, прочно войдя в русское зодчество, они уже довольно часто венчают стены «узорочных» храмов в самых разных уголках России. Очевидно, они полюбились отечественным мастерам за ту лёгкость, ажурность, которую придают церквам. Ниже – поясок из тонких, длинных кирпичных катушек – балясин, – тоже белых на красном фоне стен. Снизу в него вклиниваются наличники больших окон, увенчаных распятиями наподобие схимнических крестов. Каждый такой крест по бокам обрамлён двумя большими декоративными завитками, образующими при взгляде издали подобие короны. Казалось бы, не такой уж пышный орнамент (наличники многих барочных церквей представляют порой куда более роскошные «фруктово-цветочные» композиции), но смотрится так, что не оторвать глаз! Кажется, тонкие узоры вышиты белыми нитками по красному шёлку стен. Таким изысканным двухцветным убранством мерцает четверик основного объёма церкви.
Другая «точка сгущения» узоров – великолепная колокольня, примыкающая с запада. Её зелёный шатёр сочетается по цвету с алым храмом, как лист тюльпана с его лепестками. Шатёр испещрён 32 окошками – в 4 яруса! Нижние окна – прямоугольные сдвоенные, выше – просто прямоугольные, ещё выше – круглые и на самом верху – опять прямоугольные. Обычно в древнерусской архитектуре «слухи» на шатровой колокольне располагаются в 1-2, иногда в 3 яруса. 4 яруса, как здесь – весьма редкий случай. Трапезная на уровне второго этажа опоясана галереей, которая когда-то была открытым гульбищем. В 1776 г. её покрыли кровлей и застеклили. Галерея стоит на высоких аркадах. Два восхода ведут на неё с севера и юга. На чугунных плитах обоих лестниц – замысловатый узор, тончайший цветочно-папоротниковый орнамент. Если вам доведётся, как и мне, побывать в Калуге в золотую осень, вы увидите, как необычайно они смотрятся, когда усыпаны опавшими листьями: жёлтые и красные кленовые огоньки соединяются с металлическим узором в единую аппликацию. Составляется такой натюрморт, будто каждое крыльцо – это высокий стол, убранный букетами и венками.
Думаю, Георгиевскому собору как шедевру русской архитектуры были бы посвящены многие и многие страницы различных искусствоведческих работ, если бы ему «посчастливилось» находиться где-нибудь в Золотом Кольце, а не в Калуге. Внутреннее старинное убранство этой никогда не закрывавшейся церкви хорошо сохранилось. Вознесенский храм на втором этаже славится роскошным 5-ярусным барочным иконостасом 1770 года. Старые иконостасы и киоты сохранились и в нижнем храме, с его боковыми приделами во имя Иоанна Предтечи и иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Георгиевский собор – хранитель многих святынь. Кроме великой чудотворной Калужской иконы (см. Приложение 1) здесь почитаются образы: Божией Матери «Утоли моя печали» (написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление от Богородицы в Кёнигсберге), Спасителя, святителя Николая, великомученика Георгия, великомученицы Параскевы Пятницы, мучеников Гурия, Самона и Авива (небесных покровителей семьи и супружества). В верхнем храме находится Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семёном Фалеевым. В алтаре хранится напрестольный крест с мощами девяти Киево-Печерских угодников.
Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», http://zhurnal.lib.ru/r/roshektaew_a_w/kaluga.shtml