Калуга. Крестовоздвиженский мужской монастырь.

Описание монастыря: “Крестовоздвиженская, или обыкновенная Крестовская церковь, как по внешнему виду, так по внутреннему расположению имеет форму равностороннего Креста. Снаружи ветви Креста оканчиваются портиками с круглыми колоннами, поддерживающими фронтоны. Она освещена десятью окнами с железными решетками и двойными дубовыми рамами, имеет трое дубовых дверей: наружная железная, внутренняя деревяннаясо стеклами и железными замками.Купол покрыт белым, а прочие части простым железом окрашенным медянкой. Крест на ней железный позолоченый. С западной стороны церкви двухярусная столпообразная колокольня, каменного же здания, но купол оной длинный, шпиль из железа, покрытого белой жестью, а карниз покрыт простым железом окрашеным медянкой, на шпиле яблоко медное, позолоченное, крест железный позолоченный же, в пролетах в верхнем ярусе, где висят колокола (в самом большом вес 101 пуд), 4 чугунные решетки.
При колокольне пристроены по обе стороны две каменные палатки: одна для ризницы, другая для сторожа. В первой три, а во второй два окна с железными решетками. При входе в колокольню с западной стороны створчатая дверь чугунная решетчатая.
Внутренность церкви, как выше было замечено, расположением своих частей также образует равносторонний Крест, ветви его отделяются от середины, находящейся под куполом, арками с пролетами. Западная ветвь составляет притвор, восточную занимает алтарь, в правой помещается Чудотворный Крест, в левой придел в честь иконы Божей Матери называемой Троеручницей. Церковь вся расписана масляными красками в 1858 году живописцем Пановым, в арках небольшими репьями и колоннами, в куполе изображение Св. Троицы, в фонаре, или трибуне 4 Вселенских Святителя, в перемычках сводов между арками 4 Евангелиста; фонарь освещен 4 полукруглыми окнами. Пол выстлан лещадью, калужского изделия.
При входе в храм, на стене в арке, отделяющей притвор от настоящей церкви, находится медная позолоченная доска с надписью, в которой изображено следующее: “Лета 1827 года некто Боярин полковник Павел Сергеевич сын Чебышев, муж” благочестивый, богобоязненный, будучи одержимым жестокой болезнью, прибывши в г. Калугу, надеясь получить помощь от врачей, но пришедший здесь в столь сильное изнеможение, что едва мог ходить с помощью других, сподобился 15 августа утром иметь сновидение о исцелении его от Животворящего Креста, в часовне находящегося. Пробудившись ото сна по совету врача, выехал из дому для воздуха, и нечаянно приблизился к неизвестной ему часовне, в которой весьма обрадовался, узрев в ней те самые вещи, которые представлялись ему в сновидении. С верою и упованием, помолившись Кресту Господню, многими чудотворениями прославленному, по принятии святой воды от пречистых ног распятого на нем, вдруг ощутил в себе некую силу и крепость, и вышел из часовни без помощи других и возвратился в дом здравым. Во благодарение Господу за сие чудесное исцеление он дал святой обет, чтобы из одной часовни, издревле существовавшей, устроить храм во имя Воздвижения Животворящего Креста. Он Боярин после сего, будучи в Москве по делам своим, от Возобновившейся болезни почил в Бозе 1929 г. 5 января, и погребен в Симоновом монастыре. Супруга его Полковница Наталья дщерь Боярина Павла, по ходотайству Гавриила Епископа Калужского, получила от Святейшего Синода благословение на сооружение сего храма, коему основание положено того 1829 года июля 5 день, и который христианским усердием одной рабы Божей, при некоем пособии доброхотных дателей, сооружен и благолепно украшен того 1829 и 1830 г. во славу всесвятого имени Божия, и для приношения в нем бескровной жертвы и молитве о спасении рабов Божих Павла и Наталии и всех православных христиан».
На противоположной стене с правой стороны такой же величины изображение Креста Господня и 4 предстоящих, на медной позолоченной деке, внизу коей накладная доска с надписью: «Подпорутчицы Анны Чириковой двухкратное исцеление силой Животворящего Креста: первое – от беспрестанной головной, два года продолжающейся боли, а потом и с глухотою. При врачевании не получивши исцеления, она прибегла под сень Животворящего Креста, в храме этом и получила исцеление от болезни, которой с того времени не подвергалась; второе, по прошествии двух лет в 1833 году, после трудных родов поправясь в здоровье и выходя на воздух, вдруг лишилась действия всей правой стороны – полуголовы, руки, ноги, в сей болезни она прибегла к испытанной помощи всесильной. Супруг ее, поспешивший тогда же в храм сей для испрошения от Господа облегчения болящей, имел поручение привесить ко кресту голову, руку и ногу, не найдя оных всех готовых, повесил одну ногу. По возвращении он нашел болящую получившей некоторое движение в ноге, когда же два привеска им были привешены, то больная начала поправляться и вскоре выздоровела. Слава Господу, дающему по благости своей и по мере веры исцеление». Под сею иконою на стене написано: «здесь положено тело Иеромонаха Серапионна, который в сане сем служил 15 лет и отличился кротостью и терпением; а всего жития его было 87 лет и 1 месяц, представился 1805 года декабря 28 дня, погребен внутри часовни».
Прямо потив входа невысокий, но лепообразный иконостас, поле которого покрыто синею краской; в нем четыре небольшие колонны, тумбы и карнизы колонн, арабески, медальоны, репьи, изображения ветхого и нового завета, рамки икон и прочия вся резьба позлащена. Местные иконы украшены венцами. Левый клирос закрыт живописною иконою святителя Митрофана, а правый, в котором кроме сятцев, вставлены две складные Богородичные иконы, из них одна называется: «Утешение плачущих» старинного письма, высотой 15, шириной 10,5 вершков, риза и венец на ней сребропозлаченные чеканной работы, с клеймом 1795 года.
В южном отделении храма главная святыня оного Честный Животворящий Крест. Издревле чествуемый, он помещается на восточной стене сего отделения под особым балдахином, восьмиконечный, с резною плотно в рост человеческий, из целого куска дерева (кажется липового), оконечность правой ноги повреждена усердием древних богомольцев, которые отгрызли часть дерева для пользования от зубной боли. На Спасителе сребропозлаченный с сиянием убранным и стразами в серебряной оправе (1816 г.) и жемчугом разной величины, коего 256 зерен, полотно венца около самого лика осыпано в два ряда красными и белыми аквамаринами, вместо короны большой аметист, оправленный золотом, ажур в виде травы. В венце с украшением весу 3 фунта 50 золотников. На груди Спасителя цата, приложенная в 1831 году Иеромонахом Лаврентьева монастыря Павлом с надписью: «Иисусе Сыне Божий помилуй мя», сребропозлаченная, на такой же цепочке из стразов, оправленных в серебро, весу в ней 21 золотник. В цитате сей имеется голубой яхонт, два желтых и один белый простые камешки. На Спасителе опоясание, сделанное из серебра, в виде травчатой материи с завязанным сверху узлом; весу в сем опоясании 5 фунтов 30 золотников. Приложено в 1846 году Московским купцом Павлом Александровым. Весь Крест врезан в икону, на коей изображены 4 предстоящие, на коих венцы сребропозлаченные, весом 2 фунта 84 пробы 1816 года. Над простертыми руками распятого Господа изображены померкшее солнце и луна обратившаяся в кровь. Над распятием полуциркульный балдахин с бархатными занавесями и золотой бахромой, с таким же подзором. Перед Крестом висит неугосимо горящая сребропозлащенная лампада о трех ветвях – дар Московского купца Алтухова. У Креста сего привешиваются болящие серебряные изображения целой фигуры человеческой и разных частей человеческих: головы, глаз, грудей, рук, ног и проч. К этому чудному, или Чудотворному Кресту, как уже было замечено издревле: имели уважение все калужские граждане, не исключая и мнимых староверов, которые, приходя на поклонение ему, не принося впрочем «сердца сокрушенна и смиренна», ибо зараженные фарисейским мнением о своей праведности и чистоте, через то избегая всякого общения с церковными, то есть с православными, избирают для поклонения родной святыни время вне служб церковных, подобясь и в этом фарисействующим Иудеям, которые передавая на распятие и муки Неповинного, и в то же время держась обрядности внешней, не хотели войти в Претор на кануне субботы «да не осквернятся».
По левую сторону Креста в том же отделении Образ Божей Матери, именуемый «Блаженное чрево» весь покрыт ризою серебряною позлаченною, чеканной работы, на коей венец такой же и украшения из разных камней. Устроена в 1860 году на сумму, пожертвованную разными лицами. На сей иконе привешен серебряный местами позлаченный небольшой Крест с частицами св. мощей.
В северном отделении храма придел в честь иконы Божей Матери, устроенный при Преосвященном Григории II в 1855 году, освящен 12 июля того же года. В нем кроме небольших местных икон: Троеручницы (в серебряном окладе) и Нерукотворного образа, замечательная икона Божей Матери Иверской. Она написана на доске длиною 1.5 аршина, а шириной 1 аршин. На ней риза и венец сребропозлаченные чеканной работы с клеймом 1833 года, корона и несколько звездочек из стразов, бирюзы и простых разноцветных камешков. Вризе с украшениями 10 фунтов 68 золотников. За южными дверями храма имеется колодец под деревянной крышей, а за ним двухэтажный каменный, покрытый железом корпус, в котором помещается трапеза и прочие службы, а вверху на две стороны 14 келей, разделенных просторным корридором. Здесь помещаются все состоящие при церкви служители и послушники.
Церковная служба отправляется ежегодно живущими при церкви старцами с меньшей братией. Корпус этот начат строиться в 1852, а окончен в 1854 году. Главный фасад обращен на запад. Кроме сего, с восточной стороны за храмом в саду стоит деревянный одноэтажный корпус на каменном фундаменте, построенный еще Преосвященным Епископом Николаем для богадельни. Северная сторона площади возделывается для овощей, а на восточной и юго-восточной насажен сад, западная сторона составляет двор».
Источник: http://krestovskiy-abbey.ru/node/8

Наиболее полное описание истории возникновения Крестовского монастыря содержится в книге «Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовой церкви» (1888), составленной иеромонахом Леонидом (Л. Кавелиным): «На месте нынешней Крестовской церкви с незапамятных времен стояла сперва деревянная, а потом каменная часовня, именуемая «часовней на Боровской дороге». О построении этой часовни калужские сторожилы рассказывают так: после большого Калужского пожара, в конец истребившего город, в числе святыни, спасенной из погоревших церквей, был большой издревле чтимый Крест. Спасенные вещи были сложены до времени в одной из посадских церквей. При распределении оных по уцелевшим и вновь устроенным храмам , граждане пришли к единодушной мысли поставить этот Крест за городом на большой Московской дороге, воздвигнув для него особую часовню, в ограждение его силою этой лесистой окрестности их города, от часто случавшихся там грабежей и разбоев. Благое намерение было приведено в исполнение ; и не постыдилась вера их : разбои в этой стороне с тех пор стали видимо уменьшаться, а потом и вовсе прекратились ; а это обстоятельство еще более усилило благоговение, которое издревле имели калужские граждане к сему чудному Кресту. Это предание заключает в себе, между прочим, и указание на древность упомянутого Креста, если даже остановиться и на том мнении, что его стали особенно чествовать со времени постановления в часовне.
Предание упоминает о «большом пожаре». По всей вероятности, здесь надобно разуметь тот самый пожар, который докончил разорение Калуги, начатое в 1618 году Сагайдачным, и о котором упоминается в жалованной грамоте Царя Михаила Федоровича Калужанам в 1620 году. В одном старом Синодике (1685), читанном при Патриархе в неделю православия, между прочим, написано : «и иже в городе Калуге загоревшем от заполения, и нужною смертию скончавшимся св. Инокам и Инокиням и всем православным христианам вечная память». И так, согласно сему преданию , известность Креста , надобно полагать, начинается с первой четверти XVI столетия ; сам же Крест существовал очевидно прежде: ибо был в числе святыни , спасенной от пожара 1620 года. Древность его свидетельствуется и тем, что несмотря на прискорбное отделение части Калужских граждан от единства церковного, они всегда соединялись чувством уважения к сей древней святыни своего города, доказывая тем очевидно, что было время, когда была на Руси «единая вера и единое о ней мудрование у всех верующих». По ведомости 1763 года значится принадлежащею к Лаврентиеву монастырю стоящая на большой Московской дороге каменная часовня, с таковою же кельей в 1,5 версте от монастыря. Поводом к построению на месте Крестовской часовни, нынешней Крестовоздвиженской церкви, было достойное примечания событие. Один отставной полковник Павел Сергеевич Чебышев, приехав в 1827 году в Калугу, для лечения тяжкого недуга, видел 15 августа во сне, что он совершенно выздоровел после поклонения Честному Животворящему Кресту в какой-то неизвестной часовне. Пробудившись ото сна и выехав, по совету врача, из дома пользоваться свежим воздухом, больной нечаянно приблизился к неизвестной ему дотоле часовне , и будучи введен в оную, весьма обрадовался , увидев в ней те самые предметы и всю обстановку их какая ему виделась во сне. С верою и упованием на всесильную помощь Божию, помолившись Кресту Господню, больной ,по принятию святой воды, опущенной с ног(изображенного на Кресте резьбою) Господа нашего Иисуса Христа , вдруг почувствовал в себе силу и крепость, вышел из часовни уже без посторонней помощи и возвратился в квартиру совершенно здоровым.
В благодарение Господу за свое чудесное исцеление полковник Чебышев дал обет устроить на часовни храм во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста. Но обету его суждено было исполниться лишь после его смерти (последовавшей в 1829) году, при посредстве его супруги Наталии Павловны Чебышевой в 1830 году. Тогдашний Калужский Архипастырь Преосвященный Епископ Гавриил, известясь о благочестивом желании г-жи Чебышевой, испросил на сие дело благословения Святейшего Синода, и деятельно помогал осуществлению оного, так что храм сей, благодаря усердию храмосоздательницы и других доброхотных дателей, окончен в течении одного года и освящен тем же Епископом Гавриилом, при многочисленном стечении народа. Самое положение новосозданной церкви за городом, но вблизи его, при Ямской Слободе, тотчас указало гражданам Калуги на исключительное назначение этой церкви: принимать под сень своей святыни отходящих от сей жизни, с обязательностью приносить выну бескровную жертву о их вечном упоении. Мало по малу образовалось при ней кладбище, в настоящее время украсившееся многими памятниками над могилами почтейнеших обывателей города. Преосвященный Епископ Гавриил тогда же установил, чтобы торжественные крестные ходы вокруг Калуги и Лаврентьев монастырь были совершаемы у сказанной церкви, с остановками в оной для совершения молебствия Честному Животворящему Кресту. Здесь Матерь Божия, присутствуя в Своей цельбоносной иконе, останавливается у Креста своего Божественного сына , чтобы способствовать молитве народного множества, подобно женам Мироносицам сопровождавшим ее некогда вне города, на лобное место; а в день Вознесения Господня , расположенный на горе, которую как говорит предание, Матерь Божия особенно любила посещать в память Вознесшегося с нее на небо Божественного Сына ее. Начатое Преосвященным Епископом Гавриилом удачно поддержано и продолжено Преосвященным Епископом Николаем. Ибо ему принадлежит благая мысль учредить при церкви Креста Богадельню, или приют нуждающихся в оном Священослужителей. Для сего Преосвященный Епископ Николай устроил вокруг церкви каменную ограду, с готическими по углам башенками, заняв ею довольно большое пространство; потом выстроил деревянный на каменном фундаменте флигель для помещения призреваемой братии, и наконец пожертвовал в пользу сей Крестовой Богадельни еще при жизни свой билет в 2117 рублей серебром. Но это было лишь благое начало полное осуществление его мысли досталось на долю Преосвященного Епископа Григория, благодетельному попечению которого Крестовская Обитель обязана вечной признательностью. Вскоре по вступлении в управлении епархею (1851 г.), он приступил к постройке каменного двухэтажного дома, который окончен совершенно в 1854 году, так что в настоящем своем виде Крестовская церковь, с принадлежащими к ней зданиями, чистенькой оградою, украшенной готическими башнями, кладбищем, усеяным красивыми пямятниками, и садом, совершенно походит на благоустроенный монастырь, доставляя целесообразным внутренним устройством своим душевного утешение своему покровителю, и радуя внешним благодеяним взоры подъезжающих с сей стороны к городу Калуге.»
В книге Д.И. Малинина «Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии » указывается , что : «..в 90-х гг XIX века церковь обращена в монастырь , который находится под управлением архирейского дома». Подтверждение этому находим в «Памятной книжке Калужской губернии» за 1896 г. в статье монастыри Калуги читаем : « Архирейский дом ,в ведении которого состоят Крестовский и Лаврентьевский монастыри .Эконом Архирейского дома иеромонах Макарий , монахов 15, послушников — 1». Крестовский монастырь упоминается в Епиархальных ведомостях за 1892 год, в статье «Объявляется благодарность Его Преосвященства» сказано: «Настоятелю Мещевского Георгиевского монастыря – игумену Досиеею, с выдачею ему свидетельства за пожертвование 150 рублей на постройку при Калужском Крестовском монастыре разных благотворительных учреждений».
Разрушение монастыря началось с постановления о закрытии Крестовской церкви, принятого Президиумом Калужского губисполкома от 2 июля 1924 г. В постановлении основаниями для закрытия выдвигались следующие аргументы: «Крестовоздвиженская церковь является церковью бывшего монастыря, где находят себе приют монахи; церковь эта расположена в нескольких саженях от здания, занимаемого больницей железнодорожных служащих, что колокольный звон действует раздражительно на находящихся, на излечении в больнице, в особенности – на тяжело больных; для совершения культовых обрядов граждане, состоящие в данное время в Крестовоздвиженской общине, могут пользоваться Кладбищенской и Алексеевской церквями, расположенными вблизи Крестовского монастыря». И на основании этого Президиум Калужского Губисполкома постановляет: «договор, заключенный с Общиной верующих при Крестовоздвиженской церкви, расторгнуть и саму церковь закрыть, передав ее в распоряжение губернской комиссии СТО по учету и реализации госфондового имущества при Губфинотделе» . Дальнейшую судьбу Крестовского монастыря решает постановление, принятое на заседании бюро фракции ВКП (б) Калужского городского совета от 23 марта 1929 года: «В виду того, что бывший Крестовский монастырь ничего ценного из себя не представляет и на его ремонт свободных средств в бюджете не имеется, предложить Горкомхозу его сломать» . В 30-е годы церковь, колокольня и ограда Крестовского монастыря были разобраны.
Источник: http://krestovskiy-abbey.ru/node/2

Калужский Крестовский монастырь относится к числу несохранившихся памятников архитектуры начала XIX в. Крестовская церковь, построенная в 1830 г. по инициативе отставного полковника Павла Сергеевича Чебышева, и другие постройки – богадельня, колокольня, каменная ограда с готическими башенками – были разобраны в начале ХХ в.
Разрушение монастыря началось с постановления о закрытии Крестовской церкви, принятого Президиумом Калужского губисполкома от 2 июля 1924 г. Дальнейшую судьбу Крестовского монастыря решило постановление фракции ВКП (б) Калужского городского совета, принятое на заседании бюро от 23 марта 1929 г., в котором сказано: «В виду того, что бывший Крестовский монастырь ничего ценного из себя не представляет и на его ремонт свободных средств в бюджете не имеется, предложить Горкомхозу его сломать».
Г.М. Морозова в своей книге «Прогулки по старой Калуге» пишет: «В первые годы Советской власти на Крестовском поле происходили массовые собрания, митинги, демонстрации. Отсюда начинались праздничные шествия калужан, которые шли по маршруту: площадь Октябрьской революции (новое название Крестовского поля с 1923 года, не прижившееся)- улица В.Дербаса – Театральная – Советская — Революции- площадь Свободы» . В 30-е годы Крестовское поле было переименовано в Поле Свободы. «Застройка Поля Свободы сначала бараками для рабочих НКПС (Машзавода) и ТЭЖЭ (комбината СДВ) началась в 30-е годы; после войны бараки заменили двухэтажными типовыми домами, построенным по проектам архитекторов Великанова и Полякова». На территории монастыря стоят три таких малоквартирных 2-х этажных жилых дома.
В настоящее время от Крестовского монастыря сохранился только двухэтажный каменный корпус, на втором этаже которого располагались кельи, а на первом – трапезная и прочие службы. До 1999 г. здесь располагался детский сад. Заведующая детским садом – Токарева Валентина Павловна утверждает, что детский сад в этом здании начал работать с 1932 года. Сначала он принадлежал заводу НКПС (Машзаводу), а затем КЖД. Во дворе детского садика есть бревенчатый подвал, который используется для хранения продуктов. Валентина Павловна рассказала, что подвал относится к хозяйственным постройкам Крестовского монастыря. За зданием детского сада расположен пустырь – небольшая возвышенность, которая никак не используется работниками детского сада. Они не смогли на этом месте даже разбить цветник, т.к. под небольшим слоем земли находится кирпичная кладка. Это, судя по описанию Крестовского монастыря, остатки фундамента Крестовской церкви. Остальная территория детского сада – это место, где располагался некрополь Крестовского монастыря. До того, как была построена школа № 17(она находится рядом с территорией д/с) на территории детского сада стояли два мраморных памятника, они ушли под землю во время строительных работ.
В каменном одноэтажном доме (ул. Поле Свободы, 65а) находилась монастырская пекарня, после того, как монастырь был разрушен, дом стал жилым. Об этом нам поведал, со слов своей матери, Евгений Иванович Куроедов, который жил в этом доме с1939 года (со дня рождения) и по 1995 год. До войны этот дом делили две семьи, после войны дом был разделен на четыре квартиры. С декабря 1983 года жильцов квартиры постепенно переселяли в новые дома, а освободившиеся площади стало занимать домоуправление № 15.
Кладбище, образовавшееся при Крестовской церкви с первых лет её существования, к настоящему времени полностью утрачено. План захоронений не сохранился. Сведения о захоронениях при Крестовском монастыре, содержащиеся в краеведческой литературе, очень скудны. Для установления лиц, похороненных на кладбище этого монастыря, мы обратились к документам по истории Крестовской церкви, существовавшей с 30-х гг. XIX в. до 30-х гг. ХХ в., хранящимся в Государственном архиве Калужской области (ГАКО). За два года работы удалось составить список захороненных при монастыре, состоящий из ок. 200 фамилий.
Когда в Калуге настала эра строительного бума, фирма «Арсис» получила разрешение на проектирование 9-этажного дома, который собирались возводить на монастырской территории. Работы начались в 2004 году. Узнав о готовящемся строительстве, в бой за святыню пошла инициативная группа, состоявшая в основном из жителей близлежащих домов и руководимая экскурсоводом-краеведом Е. В. Качановой.Инициативная группа за два года борьбы обрела единомышленников как в Калуге, так и в Москве, Санкт-Петербурге. В областную и городскую администрации косяком шли письма от потомков дворян, упокоенных в Крестовском некрополе, от научной и студенческой общественности обеих столиц, от местных краеведов.
Обращались с просьбой не начинать строительство к городскому голове г. Калуги – Максиму Алексеевичу Акимову в апреле 2005 г. Письмо подписало ок. 50 человек. Получен ответ о том, что место строительной фирме отведено, но разрешения на строительство нет. Отправлено открытое письмо губернатору Калужской области Анатолию Дмитриевичу Артамонову – около 500 подписей. Письмо подписали жители Калуги, Киева, Москвы, в том числе сотрудники Третьяковской галереи, ИТАР-ТАСС, Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. Письмо опубликовано в областной газете «Весть» с комментариями журналиста В.Б. Васильева, который называет противников стройки «Маниловыми». «Строители должны строить много, быстро, качественно», даже если ради этого придется уничтожить чьи-то могилы. На застраиваемой территории произведены археологические раскопки: заложен небольшой шурф археологом Болдиным. В его отчете говорится, что никаких останков в результате раскопок не найдено. Остальные земляные работы производились экскаватором, грунт сразу вывозился. Понятно, что при таких работах тоже ничего не нашли.
9 ноября 2006г. Администрация Калужской области и муниципалитет Калуги приняли решение о передаче зданий на территории бывшего Крестовского монастыря Русской православной церкви. Мэр Калуги Максим Акимов заявил, что застройщики уходят с владений бывшего монастыря.
Источник: http://krestovskiy-abbey.ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?