Калуга. Церковь Георгия Победоносца «за лавками».

Церковь уникальна тем, что вся она целиком выстроена в XVIII веке, но в трех различных архитектурных стилях: четверик и алтарные выступы полностью относятся к древне-русскому стилю (четверик не был восстановлен после пожара 1941 года); колокольня построена в 1730-х годах и является примером барокко начала XVIII века (к сожалению, она была разобрана в 1930-х годах, кроме основания), а встроенная между ними трапезная относится к классицизму 1780-1790-х годов. Храм был восстановлен в 1968-1969 гг. после пожара. Главный храм церкви представляет собой куб на котором расположены 5 глав, но они находятся не по краям, а в сгруппированы в центре. Форма глав шарообразная, очень древняя, раньше каждая глава была покрыта чешуей. Рядом с церковью построена колокольня и часовня. Причем позднее часовня была соединена с общим корпусом. В этом храме много старинных икон и среди них икона святого Георгия Победоносца. В здании размещен Научно-методический Центр народного творчества Департамента культуры и искусства.
Информация с сайта: zkaluga.narod.ru/churches/]Церкви Калуги

На Воскресенской улице с 1911 г. находится и Контрольная Палата6, а близ последней — церковь во имя св. Георгия победоносца “за лавками”. Егорьевская сотня, названная так по церкви, упоминается уже в 1617 г. в писцовой книге Бегичева и Пчелина. “На Егорьевской на церковной земли за лавками”, говорится в книге. В описи 1626 г. церковь Георгиевская значится в “старом остроге об одном верху”. В той же описи рядом с этой церковью показана церковь Петропавловская с приделами влмч. Георгия и Бориса и Глеба. В описи 1685 г. последняя церковь не значится, но в память о ней в двух ближайших к ней церквах освящены два придела: в Георгиевской во имя Петра и Павла, а в Николо-Слободской во имя Бориса и Глеба. Настоящая каменная церковь построена в 1700 г. и перестроена в 1755 г. после пожара 1754 г. Другой придел в ней во имя Корсунской иконы Божией Матери сооружен в 1800 г.

Настоящая и алтарь архитектуры XVII в. Храм (главный) в виде куба с трехабсидным алтарем. Кровля четырехскатная увенчана пятью главами, которые сгруппированы “купой” в центре крыши, а не поставлены по краям, как это было в XVIII в. Форма глав древняя, совершенно шарообразная; ранее они были крыты чешуей. На трибунах глав видны остатки прежних украшений в виде легкого фриза и колонок. Храм в верхней части богато орнаментирован узорами, как это встречается часто в храмах Московской области XVII в. Карниз и фриз представляют образчики воссоздания из извести деревянных резных украшений, так употребительных в старинных деревянных постройках. Большие окна с типичными наличниками XVII в. из колонок с перехватами и с закруглениями вверху, с крестом посредине. Трапеза храма с фронтонами, края которых испещрены зубцами. Под фронтоном пилястры с ионической волютой; над окнами диски.

Колокольня четырехъярусная, постепенно суживающаяся кверху; второй и третий ярус равные восьмигранные; по углам поставлено по две дорические колонны, с 4 яруса начинается суженный восьмигранник с одной колонкой на каждом углу; 4 стороны этого восьмигранника уже 4 других, выведенных полукругом с голосником в каждом. Над этим восьмигранником еще меньший, глухой восьмигранник с тонкими колонками и полукругом на более широких сторонах. Наконец, четырехугольная шейка (трибун) сквозная с маленьким яблоком и крестом. Вход в церковь с портиком на парных колоннах с коринфской капителью и с зубчиками по краям фронтона. Над входом и по сторонам его на целле священные изображения.

По левую сторону колокольни, в общем корпусе находится древняя часовня с большим крестом, поставленным посредине на пьедестале, и небольшим иконостасом с образами старинной иконописи. Эта часовня прежде составляла отдельное здание и находилась рядом с колокольней; при позднейших перестройках она была соединена с общим корпусом.

Иконостас в храме новый, но живопись икон XVIII в., а, может быть, и ранее. Стенная живопись нового времени. В главной церкви существуют хоры. Из икон замечательны: 1) В иконостасе главного храма икона св. Георгия Победоносца с ризой старинной работы; 2) На левом клиросе икона св. Николая с житием — древняя. 3) В трапезе икона св. мч. Гурия, Самона и Авива. 4) Икона Корсунской Божией Матери, очень чтимая и интересная в археологическом отношении. 5) Древний крест в часовне, распятие на котором написано торжественно на обеих сторонах.

Источник: Книга Малинина Д.И. (часть 4),
http://emsu.ru/um/excurs/kaluga/malinin2/4.htm

Паспорт на памятник архитектуры: церковь «Георгия за лавками»1700 год. г.Калуга, угол улиц Софьи Перовской и Декабристов.1. Даты основных пристроек и перестроек: В 1755 году пристроена трапезная с колокольней. В 1800 году трапезная и абсидная часть церкви перестроена. В 30-х годах XIX века снят верх колокольни. Во время войны от пожара пострадала кровля трапезной.2. По характеру архитектурных форм, строительство церкви можно отнести к мастерам Приказа каменных дел.3. Произведения живописи, скульптуры и декоративного искусства, связанные с памятником, не сохранились.4. Памятник находится в ведении Калужского Горкомхоза.5. Техническое состояние памятника:Памятник требует поддерживающего ремонта и восстановления разрушенных конструктивных и декоративных элементов здания. После декоративного обследования и обмера, требуется реставрация памятника, входящего в ансамбль улицы Софьи Перовской, одной из интереснейших в архитектурном отношении улиц г.Калуги.6. Краткая история памятника:В 1617 году около церкви помещалась «Георгиевская сотня».В описи 1626 года Георгиевская церковь значится в «..старом остроге свобожном верху…». Существующая церковь построена в 1700 году.
Источник

Церковь Святого Георгия «за лавками» была построена в 1700–1705 г.г. в традиционном стиле «двухъярусный четверик с трехчастной апсидой» в формах «московского барокко» предшествующего столетия, который завершался пятиглавием. В середине XVIII в. была построена барочная пятиярусная колокольня. В начале XIX в. возвели трапезную в классическом стиле, объединив все три объема в единое здание. Тот факт, что здание было полностью выстроено в XVIII в., но при этом в трёх разных архитектурных стилях, составляет главную уникальность этой церкви, облик которой сохранился до наших дней.
Главный храм церкви представляет собой куб на котором расположены пять глав, но они находятся не по краям, а сгруппированы в центре. Форма глав шарообразная, очень древняя, раньше каждая глава была покрыта чешуей. Рядом с церковью построена колокольня и часовня. Причем позднее часовня была соединена с общим корпусом. В этом храме много старинных икон и среди них икона святого Георгия Победоносца.
Церковь была закрыта и разорена в середине ХХ в. В здании располагался центр народного творчества. В 2006 г. при церкви создана единоверческая община в честь Воскресения Христова. Здание передано епархии в 2009 г.
В 2013-2016 г.г. были проведены реставрационные работы по фасадам, барабанам, кирпичным сводам четверика, оконным проемам, дверным блокам, козырьку, кровле четверика аспиды.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?