В одном из писем весной 1860 года Федор Достоевский извинялся перед приятелем: «Не рассердитесь на меня, что написал с помарками, кошачьим почерком. Но, во-первых, почерк – мое единственное сходство с Наполеоном, а во-вторых, совершенно неспособен написать хоть две строки без помарок».
Федор Михайлович лукавил. Он был настоящим мастером изящного письма: среди его рукописей и записных книжек есть целые страницы, где писатель тренирует руку в каллиграфии. Этот «красивый» почерк чаще всего встречается в подготовительных материалах к романам «Преступление и наказание», «Идиот» и «Бесы».
В арсенале Достоевского было несколько почерков, часто соседствующих на одной странице, в пределах одного и того же текста, написанного в одно и то же время. Порой он использовал разный почерк для каждой выражаемой им мысли, чтобы подчеркнуть ее важность. Сюжеты его графики и разные почерки отражали его эмоциональное состояние: с помощью этих визуальных приемов писатель создавал характер будущего произведения.
#МосковскиеЗаписки продемонстрируют вам примеры каллиграфии Федора Михайловича. Там же и некоторые его рисунки.