Каларашовский Свято-Успенский женский монастырь — женский монастырь в молдавском селе Каларашовка недалеко от берега Днестра. Монастырь расположен 220 км от Кишинёва. До 1916 года монастырь был мужским. На территории монастыря находятся две церкви (Свято-Успенская и Св. Митрофана), трапезная, кельи, домовая церковь, библиотека, архиерейский дом и игуменские покои, три родника и пасека.
Точное время основания монастыря неизвестно. Согласно легенде в пещере напротив нынешнего монастыря жил монах-схимник, который и основал монашеский скит. Предполагается, что в конце XVI — начале XVII века здесь была построена первая деревянная церковь. Списки личного состава монашествующих существовали с 1648 года, но во время наступления советских войск в 1944 году в ходе Великой Отечественной войны они были уничтожены. В 1747 году Мария Кантакузино подарила скиту участок земли из своей вотчины. В грамоте господаря Молдавского княжества Григория Гики от 15 мая 1776 года сказано, что скит находится на вотчине Мишчень (Мичень). В 1780 году при помощи Марку Донича из Могилёва, получившего благословение патриарха Иерусалимский Авраама, в монастыре была построена каменная церковь и колокольня, которая была освящена в 1782 году, на Успение Богородицы. Патриарх пожаловал Марку Доничу пожизненный титул администратора и настоятеля монастыря. Каларашовский скит вместе с вотчиной Мишчень был подчинён монастырю Святого Саввы в Яссах, который, в свою очередь, подчинялся монастырю Святого Гроба в Иерусалиме. После смерти Донича в 1809 году из монастыря Святого Саввы был послан игуменом иеромонах Лазарь. Он должен был платить ежегодную подать монастырю Св. Саввы в размере 100 леев.
В 1813 году после присоединения Бессарабии к России скит был преобразован в монастырь и перешёл под духовное начало Кишинёвской епархии, но экономически ещё некоторое время зависел от Ясского монастыря. В том же году земли монастыря начали сдаваться в аренду, оставляя 300 десятин для внутренних надобностей. В 1814 году Кишинёвская дикастерия запретила монахам свободный выход из монастыря без письменного разрешения настоятеля, а протопопам и благочинным предписывалось арестовывать нарушителей и отсылать их к прямым начальникам. Неповиновавшихся отправляли в Косэуцкий и Каларашовский монастыри. Несколько монахов, отбывавших наказание в Каларашовке, сбежали. За это 31 января 1819 года игумен Лазарь был снят со своей должности, а его место занял старец Косэуцкого монастыря Онисифор.
В 1853 году при помощи генерала-майора Николая Митрофановича Черкеза и его семьи на средства княгини Елены Михайловны Кантакузиной, на территории монастыря была построена вторая каменная церковь. Она была освящена 6 декабря того же года в день святителя Митрофана Воронежского. В 1911 году эта церковь была достроена игуменом Ионом.
9 марта 1873 года Александр II утвердил положение, регламентирующее передачу бессарабских поместий запрутских монастырей в ведение России. 7 июля того же года был составлен акт о передаче в государственное управление «имения Арионешты-Унгурь-Каларашовка-Сударка-Савка-Бричень, принадлежащего монастырю Св. Гроба Господня» и его принятия в ведение Херсонско-Бессарабского Управления Государственными имуществами. Прилагаемая опись сообщает: В поименованных имениях состоит: удобной земли 11 399 десятин, лесной 1113 десятин, неудобной 246 десятин, а всего: 12 759 десятин. Кроме того во владении Каларашовского монастыря состоит: удобной земли 153 дес. 400 сажен, лесной 151 дес. 2050 сажен, неудобной 5 дес. 400 с., а всего более 31 десятины. Эта земля оспаривается со стороны монастыря Святого Гроба и дело находится в рассмотрении Правительствующего Сената…
В 1916 году, во время Первой мировой войны, монахов отсюда переселяют в Добрушский монастырь, а вместо них, с благословения архиепископа бессарабского, переводят русских монахинь из монастыря в польском городе Виров во главе с игуменьей Амвросией. 19 октября 1918 года она возвращается в Россию. По синоидальному указу от 7 ноября 1918 года, в связи с трудными обстоятельствами того времени, в монастыре было введено общежитие сестёр. Игуменьей стала монахиня Нонна, потом Ираида и другие. 1 октября 1919 года настоятельницей стала игуменья Таисия, при которой монастырь строился и расширялся, а количество сестёр увеличилось до 120. Во времена настоятельницы Таисии в монастыре было 2 церкви, 4 корпуса для келий, пасека, 50 гектаров земли, 3 га виноградника и сада, 40 га леса.
Николай Константинеску в монографии «Сорока» (1943) сообщает, что большевики в 1940 году прогнали всех сестёр из монастыря, а их настоятельницу игуменью Акилину Попову выбросили ночью в Днестр. Через некоторое время монахини вернулись и к 1943 году их число достигло 100. Тогда у монастыря было 50 га земли, 31 га садов и виноградников, маслобойня и водяная мельница.
8 июня 1961 года монастырь был закрыт. Иконостас был уничтожен, иконы изъяты. В монастыре был открыт сначала туберкулёзный диспансер, потом школа для умственно отсталых детей, долгое время монастырь был закрыт.
3 мая 1991 года по благословению митрополита Кишинёвского Владимира, монастырь был вновь открыт. Первыми послушницами стали монахини Эмилия, Феодосия и схимомонахиня Серафима, жившие в монастыре ещё до его закрытия. 28 ноября 1991 года в Каларашовский монастырь был направлен архимандрит Ириней. С 15 декабря 1998 года настоятельницей стала игуменья Мария. В то время в монастыре жило 12 сестёр. 22 марта 1999 года сюда были переведены из Каушанского монастыря игуменья Ефросинья и несколько сестёр. Количество сестёр выросло до 30.
Осенью 1999 года завершена реставрация собора Св. Митрофана. Он был расписан Павлом Гуцу из Бричан. Иконостас выполнен Леонидом Ромадиным. В настоящее время проводится реставрация Свято-Успенской церкви, построенной в традициях древне-молдавской архитектуры.
В монастыре находятся три родника, воду которых жители близлежащих сёл считают лечебной.
Source: http://ru.worldpoi.info/poi/2541/
Каларашевский Успенский монастырь, заштатный, общежительный, в 60 верстах от города Сорок, близ села Каларашевки, в 6 верстах от Могилева-Подольского. Основан около 1760 года. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Монастырь находится в Сорокском уезде, близ с. Каларашевки, в 60 верстах от Сорок, в 95 от Хотина и в 180 от Кишинева; расположен в полуверсте от Днестра; с трех сторон живописно окружен горами, прорезанными ущельями и покрытыми лесом; с северной стороны монастыря протекает Днестр и местность здесь открытая.
Из грамот, хранящихся в Каларашевском монастыре, видно, что он первоначально был скитом, принадлежавшим молдавскому монастырю св. Саввы, преклоненному св. Гробу Господню. В ските жили иноки монастыря св. Саввы, присланные для управления Каларашевскою и другими монастырскими близлежащими вотчинами. Но иноки эти занимались собственно хозяйственными делами, отправляли же богослужение в древней деревянной церкви преимущественно молдаване и русские из числа братий скита.
В 1780 году, когда деревянная церковь пришла в совершенную ветхость, житель г. Могилева Подольского Хаджи Марко Донич, по испрошении благословения от иерусалимского патриарха Авраамия, построил каменную церковь с колокольнею, которая освящена в 1782 году во имя Успения Богоматери. За построение церкви, стоившей большой суммы, Марко Донич был благословлен патриархом именоваться эпитроном и жить в ските в качестве безотчетного управителя Каларашевской вотчины с тем, чтобы на извлекаемые из нее средства седержалась братия и украшалась церковь. После смерти Донича в 1809 году, преемником его, по назначению монастыря св. Саввы, был иеромонах Лазарь, уплачивавший монастырю по 100 левов. Но в 1813 году большая часть скитских имений была отдана в аренду и для поддержания скита оставлено только 300 десятин земли. С этого времени скит, впоследствии переименованный в монастырь, хотя и считается находящимся на земле св. Гроба, но не зависит ни от него, ни от монастыря св. Саввы и, владея землею, как своею собственностью, подчинен кишиневскому епархиальному начальству.
В церкви, построенной Доничем, много хороших икон в серебряных позолоченных ризах, поступивших из упраздненного старообрядческого Сирковского скита, откуда перенесены были также и церковно-богослужебные книги раскольников, перевезенные затем в 1872 году в Кишинев. В монастыре в настоящее время есть и другая каменная церковь, теплая, построенная в 1853 году во имя святителя Митрофана; в этой церкви, в ковчеге перед храмовою иконою, хранится частица мощей св. Митрофана. Кроме церквей, в монастыре следующие постройки: каменная братская трапеза с двумя кельями; другая каменная трапеза для рабочих; каменная гостиница, деревянный флигель на каменном фундаменте для помещения братии и другие. Вокруг монастыря — каменная ограда. Вообще, обитель обстроена хорошо, чему способствовало обилие под рукою строевого леса и камня. Монастырь владеет 300 дес. земли (большинство которой — под лесом), фруктовым садом, виноградником и пасекой. Рогатого скота немного, ввиду отсутствия пастбищ.
http://www.bessarabia.ru/biserica2.htm