Какопетрия. Церковь Николая Чудотворца под крышей.

Первой двухкрышной церковью на Кипре стала церковь Св. Николая в Какопетрии (Храм Святого Николая под двойной крышей), расположенная южнее деревни Какопетрия, у подножья Троодосских гор, возведенная в XI в. во имя святителя Николая и входившая когда-то в одноименный монастырский комплекс.

Храм Святого Николая под двойной крышей — это один из важнейших религиозных памятников Кипра. Название «Святой Николай под двойной Крышей» объясняется тем, что над храмом была возведена кровля для того, чтобы защитить его от снега и дождей, столь частых в горном районе.

Хорошо сохранившаяся до наших дней церковь Святого Николая — типичный византийский крестово-купольный храм. Реставрационные работы, неоднократно проводимые в нем в течение многих столетий, несколько изменили его оригинальную форму. В начале XII в. к собору пристроили нартекс, увенчанный куполом, а к концу столетия храм накрыли крутой двускатной крышей, под которой сегодня скрывается крестовообразный свод и купол. Необходимость дополнительной защиты самобытного церковного строения и его уникальных настенных росписей от разрушительного воздействия снегов, дождей и ветров, столь частых в этой горной местности, была очевидной.

Монастырский комплекс процветал и в Византийский период, и в годы доминирования на Кипре франкских королей. Внутреннее убранство церкви — ее многочисленные старинные настенные росписи XI столетия и большая икона Святого Николая XIII в., подаренная храму франкскими рыцарями и запечатлевшая образы и самих дарителей, подтверждают это. Сегодня икона Святого Николая экспонируется в Византийском музее культурного фонда архиепископа Макариоса III в Никосии. В 1633 году монастырские строения и церковь были обновлены. Последний монах монастыря, отец Герасимос, умер в 1808 г., на тот момент имущество и строения обители описали, а затем сдали в аренду, о чем сохранилось соответствующее сообщение в старинных регистрационных книгах архиепископства Кипра.

Монастырь был разрушен во второй половине XIX века, но монастырский храм сохранился. Чуть южнее церкви сохранилось небольшое двухэтажное строение, которое, по всей вероятности, служило резиденцией последнего монаха. Руины вокруг церкви позволяют предположить, что в свои лучшие годы в монастыре проживало значительное число монахов. На полянке под названием «Могилы епископов», на которой разбросано множество камней, по преданию захоронены епископы, погибшие от рук оттоманов. Внутреннее убранство церкви называют «Музеем византийского искусства». Это одно из немногих мест на Кипре, где на ограниченном пространстве сохранились фрески XI — XVII вв. Фрески были расчищены по инициативе Департамента Древностей. Несколько фресок были перенесены, и таким образом были обнаружены более древние фрески, которые находились под более поздними, добавленными позже XI века.

Росписи XI столетия сохранились фрагментарно. Они выделяются насыщенностью характерных черт, определенностью фигурных очертаний, выраженной цветовой палитрой и внутренней духовностью образов. К большому сожалению, до наших дней дожили лишь отдельные росписи XI столетия. К ним относятся традиционное изображение в апсиде (алтарь) Богоматери в окружении архангелов Михаила и Гавриила, Преображение и Воскрешение Лазаря, фрагменты Успения Богородицы и фреска Святого Николая, в левом углу которой увековечен образ жертвователя, оплатившего ее создание. Панорамная композиция «Сорок мучеников Севастийских» датируется XII веком и посвящена первым христианам, принявшим мученическую смерть. Умело используя систему живописных средств, искусный художник, чье имя нам неизвестно, сумел образно воссоздать целостную картину древней христианской легенды.

В храме, кроме фресок, находится и текст выдающегося русского путешественника Василия Барского, а также упоминания о лицах, сделавших дары монастырю.

Фреска с редким иконографическим типом Святой Марии, грудью кормящей Божественное дитя, написанная справа от иконостаса, была создана в XIV веке. Она сохранила оригинальные цвета и краски и ни разу с момента создания не реставрировалась. Церковный иконостас XVII века, отделяющий алтарное пространство от всего храма, отражает переходный период в формировании современного. Он сочетает в себе различные структурные элементы: уже уходивший темплон с ячейками для икон и византийскую стенку-преграду с главными иконами Христа и Богоматери, размещенными с двух сторон от центрального входа в алтарь, закрывающийся занавесом.

С 1985 года церковь находится под охраной ЮНЕСКО.

Сегодня рядом с церковью Святого Николая распологаются строения жилого ансамбля Архиепископии Кипра.
Источник информации — Сайт о Кипре

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?