«Сегодня жди к обеду гостя. Купите водки, соленых огурцов и груздей или рыжиков» — велел Василий Суриков жене.
Художник работал над картиной «Утро стрелецкой казни». На днях к нему приезжал Репин и они ездили на Ваганьковское кладбище. Там работал очень колоритный по внешности могильщик Кузьма. Изможденный, с недовольным, будто озлобленным лицом, он отлично подходил на роль натурщика для одного из стрельцов.
Кузьма на предложение художника позировать ему, долго выламывался и набивал себе цену. В итоге сделка почти свершилась, как могильщик увидел ухмыляющиеся лица других работников кладбища и передумал. Но художник не отступал, пока не добился своего.
Вечером к Суриковым приехал рыжий Кузьма. Взъерошенный, с пронзительными глазами и непримиримым взглядом, он сел за стол. Хозяева попотчевали его выпивкой, угостили закуской и проводили в комнату, где художник работал. —
— Что же это, казнить, что ль меня будут? — зло бросил Кузьма, заметив на столе набросок стрелецкой секиры.
Василий Иванович мягко успокоил его и предложил отдохнуть, пока он порисует.
Персонаж вышел колоритный. Вряд ли после Сурикова кто-то рисовал Кузьму, а так художник увековечил могильщика.
Стрелец с ненавистью смотрит на Петра Великого и в его взгляде столько свирепости, что все понимают — этого человека даже предстоящая казнь не сломила.