Как Станиславский проводами торговал
Давайте сегодня познакомимся с деловой стороной жизни реформатора театра, который вплоть до 1917 года управлял семейной фабрикой. Ну не мог Константин Алексеев (он же К.С.) увернуться от уготованной ему родственниками роли наследника-фабриканта. Все –таки почти сто лет до него фабрика по производству золотых и серебряных нитей (канители, которую использовали для украшения одежды, одеяний священников и прочей роскоши) приносила отличный доход и была крупнейшей в стране (что даже европейские конкуренты часто выдавали свой товар за продукцию фабрики Алексеева).
В 1880-х годах фабрику накрыл кризис (старое оборудование, растущая конкурентная среда), и в 1882 году на сцену выходит уже актер, но еще не бизнесмен Константин Алексеев. По заданию отца он отправился в Европу перенимать передовой опыт (читай «промышлять промышленным шпионажем»): «В Лионе фабриканты очень скрытны — официального разрешения на осмотр получить невозможно,— писал он домой.— Пришлось осматривать потихоньку, то есть в то время, когда мастера отдыхают днем». По итогу экспедиции Станиславский разработал план модернизации фабрики, строительства новых корпусов, закупил дорогие зарубежные станки, и в итоге фабрика снова вернула себе лидерские позиции. И примерно в тот момент, когда на пару с Немировичем –Данченко они основывали театр, его продукция получала Гран-при Всемирной парижской выставки.
Вскоре он снова почувствовал требования рынка. Начала активно развиваться электротехническая промышленность и у фабрики, производившей золотые нити, появилось бизнес-направление по производству … электрокабеля. Этот бизнес оказался существенно прибыльнее. Изолированные провода от Станиславского продавались очень хорошо, а особенно сильно бизнес поднялся на военных поставках. Пишут, что к 1915 года оборот компании достигал 4 млн руб. золотом и линейка товаров достигала 200 марок кабелей и проводов. После революции завод национализировали, а Станиславский был отстранен от дел.
Вообще, это, конечно, отличный сюжет для байопика про К.С., промышленный шпионаж и жизнь на два «дома»: фабрику и театр.