Как создавались «12 стульев»

🪑Как создавались «12 стульев»

Только не говорите, что не любите творчество Ильфа и Петрова! Ироничные, едкие, искренние люди, которые хотели через свою сатиру менять жизнь людей к лучшему, боролись с бюрократами, жуликами и самодурами – одни из лучших писателей того времени. Именно поэтому их первый роман про Остапа Бендера без особой поддержки сверху разошелся мгновенно на цитаты и залетел на десяток стран мира сразу после выхода.

Не могу не поделиться с вами удовольствием от прочтения воспоминаний об этом творческом дуэте, которые вышли в период оттепели, очень человечные и без лишнего пафоса. Тут собраны истории про писателей, рассказанные их друзьями — Олешей, Паустовским, Ильинским, Эренбургом и многими другими. Какой была их жизнь в неустроенные двадцатые, как дуэт умудрялся быть одним целым, как рождались их произведения, и откуда брались всем известные персонажи (почти у всех были прототипы среди реальных людей). Ценнейшая работа, которая документирует жизнь творческих людей в двадцатые-тридцатые годы.

Для иллюстрации дам пару (много) цитат от самого Евгения Петрова про то, как создавалось их самое главное произведение – роман «12 стульев» (но это не самое интересное в книге).

О том, как брат Евгения Петрова – писатель Валентин Катаев, сподвиг писателей на роман:
«— Потому, Илюша, что уже давно пора открыть мастерскую советского романа, — ответил Старик Собакин, — я буду Дюма-отцом, а вы будете моими неграми. Я вам буду давать темы, вы будете писать романы, а я их потом буду править. Пройдусь раза два по вашим рукописям рукой мастера — и готово. Как Дюма-пер. Ну? Кто желает? Только помните, я собираюсь держать вас в черном теле. Мы еще немного пошутили на тему о том, как Старик Собакин будет Дюма-отцом, а мы его неграми. Потом за говорили серьезно. — Есть отличная тема, — сказал Катаев, — стулья. Представьте себе, в одном из стульев запрятаны деньги. Их надо найти. Чем не авантюрный роман? Есть еще темки… А? Соглашайтесь. Серьезно. Один роман пусть пишет Илья, а другой — Женя».
Писательский процесс:
«Ну что, будем писать? — спросил я. — Что ж, можно попробовать, — ответил Ильф. — Давайте так, — сказал я , — начнем сразу. Вы — один роман, а я — другой. А сначала сделаем планы для обоих романов. Ильф подумал. — А может быть, будем писать вместе? — Как это? — Ну, просто вместе будем писать один роман. Мне понравилось про эти стулья. Молодец Собакин.
— Как же вместе? По главам, что ли? — Да нет, — сказал Ильф, — попробуем писать вместе одновременно каждую строчку вместе. Понимаете? Один будет писать, другой в это время будет сидеть рядом. В общем, сочинять вместе».
«Сколько должно быть стульев? Очевидно, полный комплект — двенадцать штук. Название нам понравилось. «Двенадцать стульев». Мы стали импровизировать. Мы быстро сошлись на том, что сюжет со стульями не должен быть основой романа, а только причиной, поводом к тому, чтобы показать жизнь. Мы составили черновой план в один вечер и на другой день показали его Катаеву. Дюма-отец план одобрил, сказал, что уезжает на юг, и потребовал, чтобы к его возвращению, через месяц, была бы готова первая часть. — А уже тогда я пройдусь рукой мастера, — пообещал он. И он уехал. А мы остались. Это было в августе или сентябре 1927 года. И начались наши вечера в опустевшей редакции».

«Сейчас я совершенно не могу вспомнить, кто произнес какую фразу, кто и как исправил ее. Собственно, не было ни одной фразы, которая так или иначе не обсуждалась и не изменялась, не было ни одной мысли или идеи, кото рая тотчас же не подхватывалась. Но первую фразу романа произнес Ильф. Это я помню хорошо. После короткого спора было решено, что писать буду я, Ильф убедил меня, что мой почерк лучше.
Я сел за стол. Как же мы начнем? Содержание главы было известно. Была известна фамилия героя — Воробьянинов. Ему уже было решено придать черты моего двою родного дяди — председателя уездной земской управы. Уже была придумана фамилия для тещи — мадам Петухова и название похоронного бюро — «Милости просим». Не было только первой фразы. Прошел час. Фраза не рождалась. То есть фраз было много, но они не нравились ни Ильфу, ни мне. Затянувшаяся пауза тяготила нас. Вдруг я увидел, что лицо Ильфа сделалось еще более твердым, чем всегда, он остановился (перед этим он ходил по комнате) и сказал: — Давайте начнем просто и старомодно — «В уездном городе N». В конце концов, не важно, как начать, лишь бы начать».

«Мы знали с детства, что такое труд. Но никогда не представляли себе, как трудно писать роман. Если бы я не боялся показаться банальным, я сказал бы, что мы писали кровью. Мы уходили из Дворца Труда (бывший Воспитательный дом на Москворецкой набережной рядом с высоткой)* в два или три часа ночи, ошеломленные, почти задохшиеся от папиросного дыма. Мы возвращались домой по мокрым и пустым московским переулкам, освещенным зеленоватыми газовыми фонарями, не в состоянии произнести ни слова».
«Мы торжественно понесли рукопись Дюма-отцу, который к тому времени уже вернулся. Мы никак не могли себе представить, хорошо мы написали или плохо. Если бы Дюма-отец, он же Старик Собакин, он же Валентин Катаев, сказал нам, что мы принесли галиматью, мы ни сколько не удивились бы. Мы готовились к самому худ шему. Но он прочел рукопись, все семь листов прочел при нас, и очень серьезно сказал: — Вы знаете, мне понравилось то, что вы написали. По-моему, вы совершенно сложившиеся писатели».

Про главного героя:
«Остап Бендер был задуман как второстепенная фигура, почти что эпизодическое лицо. Для него у нас была при готовлена фраза, которую мы слышали от одного нашего знакомого биллиардиста: «Ключ от квартиры, где деньги лежат». Но Бендер стал постепенно выпирать из приготовленных для него рамок. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним как с живым человеком и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу. Это верно, что мы поспорили о том, убивать Остапа или нет. Действительно, были приготовлены две бумажки. На одной из них мы изобразили череп и две косточки. И судьба великого комбинатора была решена при помощи маленькой лотереи. Впоследствии мы очень досадовали на это легкомыслие, которое можно было объяснить лишь молодостью и слишком большим запасом веселья». Old Russia With Masha

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?