Наверняка многие видели картину Айвазовского «Синопский бой», её второе название «Ночь после боя». Художник изобразил момент разгрома турецкой эскадры: во мгле видно зарево от страшного сражения с русскими кораблями, поверженные суда взрываются и полыхают, а наш флот гордо и чинно удаляется от османских берегов. Мало кто знает, но это полотно написано по эскизу, сделанному флотским офицером Виктором Барятинским сразу через несколько часов после битвы.
⠀
Дело происходило так. 18 ноября 1853 года завершилось последнее в мировой истории крупное сражение парусных флотов. Ближе к вечеру турецкая эскадра была окончательно разбита. Дьявольские по силе пожары разгорались то на одном, то на другом корабле, воздух сотрясался разрывами пороха и самопроизвольной детонацией пушек, с жутким треском падали мачты, и суда медленно уходили под воду. Наблюдая с балкона флагманского корабля «Императрица Mapия», адмирал Нахимов был настолько поражён этим эффектным зрелищем, что повернулся к своему флаг-офицеру Барятинскому и промолвил: «Князь, а нарисуйте-с нам эту картину!». Виктор Иванович начал отнекиваться и говорить, что дескать рисует он плохо, да и молва о его живописном таланте сильно преувеличена. Однако приказ — есть приказ! Барятинский быстро накидал эскиз, прямо с натуры написал тонущие корабли и нарисовал пожары близ Синопа.
⠀
После того, русская эскадра вернулась в Севастополь, Нахимов отправил Барятинского сообщить о победе князю Воронцову. Согласно легенде, по пути Виктор Иванович заскочил к своему знакомому Барятинскому. В тот день он принимал гостей, и публика восторженно слушала рассказ офицера о крупном морском сражении. В завершение, Барятинский даже похвастал, что успел сделать и эскиз той огненной ночи. Айвазовский был сильно впечатлён рисунком и уговорил Виктора Ивановича отдать эскиз. Позже, именно по этому образцу, знаменитый маринист и написал легендарное полотно. Так что многие детали картины мы можем видеть глазами очевидцев тех событий.