В 1643 году в Риме вышло в свет произведение, повествующее о том, как русские рабы подняли бунт на турецком корабле и угнали судно из Стамбула. Вообще, начать стоит с того, что слово каторга происходит от названия корабля, имевшего как паруса, так и вёсла, и горбатились там рабы, в основном русские. И вот казак Микула, специально принявший ислам, дабы войти в доверие к туркам, заранее подговорил некого испанца Сильвестра пронести на каторгу сабли и порох. Потом Микула, жертвуя собственной жизнью, порох поджёг, и в результате взрыв разорвал цепи невольников.
Волоча за собой цепи, русские ворвались на верхнюю палубу. Их глазам предстала горящая рубка на корме, огонь, добиравшийся по мачте к парусу, обгорелые и оглушённые охранники. Рабы перебили почти всех турок, оставили в живых только капитана и несколько старших матросов, без которых угнать корабль не представлялось возможным. Той ночью с берега слышали взрыв, стрельбу, истошные крики и лязганье оружия. Однако, по неизвестным причинам, османы решили отложить проверку до утра, а когда рассвело, судно не было видно даже на горизонте.
Наши соотечественники проделали гигантский путь, пересекли всё Средиземное море и причалили уже в испанском порту. Оттуда 28 русских невольников решили добираться на Родину через Западную Европу. Они пешком прошли Италию (где собственно и поведали в Риме о своих приключениях), Австрию и, наконец, вышли к Речи Посполитой. В то время у России с Польшей были далеко непростые отношения. К счастью, весть о героическом подвиге каторжан летела впереди них, поэтому польский король Владислав IV решил не препятствовать и даже дал им денег, а также выделил подводы, чтобы быстрее и легче двигаться.
Не обошёл вниманием отважных «моряков» и царь Михаил Федорович. Он одарил их солидным жалованьем. В дальнейшем, по собственному желанию, рабы, которые в большинстве своём являлись казаками, пожелали продолжить службу и осели на Украине.