Как Пастернак не стал музыкантом, но стал писателем
На выходных был День рождения Бориса Леонидовича, так что вот вам любопытные детали о том, как он начал свой писательский путь и роли в этом конкретного человека.
Было время, когда все в окружении юного Пастернака были уверены, что тот станет музыкантом. Он играл на рояле и сочинял музыку. В мире музыки для Пастернака одним из абсолютных героев был композитор Скрябин: «Мы слушали Скрябина запоем. Бродили после концерта по Москве очумелые, оскрябиненные» вспоминал друг и наставник писателя Сергей Дурылин. Именно Скрябину в 1909 году романтично настроенный юноша захотел показать свои произведения, получить одобрение последнего было для Пастернака видимо крайне важным. Тем не менее, встреча прошла не так удачно, как хотелось и тут-то у будущего писателя начало зреть желание бросить музыку.
Параллельно с этим Борис уже начал робко протаптывать дорогу в литературу. И тут на сцену выходит тот самый Сергей Дурылин (которого я часто вспоминаю в этом блоге). Дурылин был немного старше Пастернака (всего на три года) и помогал ему в качестве репетитора, когда тот еще учился в гимназии. Помимо преподавания старший товарищ знакомил Бориса с литературным миром (писателями и литературным кружком «Сердарда», куда сам входил). Уже тогда он отмечал: «У Бориса был тогда уже особый до всяких футуристов (футуристы посыпались в 1913 году) вкус к заумным звучаньям и словам, и я думаю, ему было приятно, что его герой не только страдает, но и спрягается». Сергей Дурылин следил за тем, как музыка стала вытесняться словом: «Вдруг раз в муке и тоске воскликнул он, оскалив белые, как у негра, зубы: «Мир — это музыка, к которой надо найти слова! Надо найти слова!» Я остановился от удивленья: музыкант должен был бы сказать как раз наоборот: «Мир — это слова, к которым надо напи¬сать музыку», но поэт должен был бы сказать именно так, как сказал Боря».
Дурылин всячески поддерживал Бориса (в отличие, например, от родителей) в его первых литературных шагах, именно по настоянию Сергея Николаевича в 1913 году в альманахе «Лирика» были напечатаны первые стихи Пастернака (это событие Дурылин определяет как окончательное прощание с музыкой и переход на сторону литературы). Позже о влиянии Дурылина Пастернак будет говорить открыто: «В 1927 году встретился я с ним после 5-летнего невстречанья на концерте Н. К. Метнера, и он мне первые же слова сказал: «Сережа, ведь вы привели меня в литературу». Это были слова — благодарности человека, который рад, что он там, где он есть те-перь, ибо там — настоящее его место».
Ну класс же, я прямо погрузилась в это зарождение вселенной Пастернака. И вообще эта тема влияния и поддержки одного человека вторым и дальнейшей цепной реакции (сколько таких примеров в искусстве) — одна из любимых. Если интересны детали, то об этой дружбе можно прочитать в сохранившихся письмах и воспоминаниях Дурылина.