КАК КРЕСТЬЯНСКИЙ ВАЛЕНОК ПОБЕДИЛ ДВОРЦОВЫЕ АКСЕЛЬБАНТЫ

КАК КРЕСТЬЯНСКИЙ ВАЛЕНОК ПОБЕДИЛ ДВОРЦОВЫЕ АКСЕЛЬБАНТЫ

Роль неуставной амуниции в успехах русской армии второй половины ХIХ века

Кажется, нигде так не любили форму и военных, как в России. Страна рождалась и умирала в мундире. Мальчишки шли в кадеты. Кадеты смотрели в юнкера, юнкера — в офицеры, офицеры мечтали о генеральской серебряной старости. Это им «кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали…»

В правление императора Александра II мундиромания приобрела размах государственной эпидемии. Марсово поле и Дворцовая площадь превратились в главные столичные дефиле. Увидев высочайшие выезды и аккуратные гвардейские карусели на Марсовом поле, импульсивный Теофиль Готье не мог сдержать восторгов: «Какие воинственные и гордые лица, какая дикарская чистота типов, какие тонкие, изящные и нервные тела, какое изящество движений! А костюмы особого покроя, приятных тонов, так хорошо пригнанные и подчеркивающие всю красоту человека!» Ну а лабораторией, где испытывались новые образцы походного снаряжения, стали воюющие Балканы.

КРЫМСКАЯ ВОЙНА: ГРУБЫЙ КОМФОРТ СОЛДАТСКИХ ШИНЕЛЕЙ

18 февраля 1855 года скончался император Николай I. Новым монархом России стал Александр II, который одним из первых приказов присвоил генерал-майорам Свиты серебряные аксельбанты. А после поражения в Крымской войне августейше пожаловал армии двубортный темно-зеленый полукафтан французского образца — дорогой, с широкой юбкой, шитьем, галунами и петлицами. Тогда же на смену тесным николаевским панталонам пришли либеральные шаровары, пехотные каски уступили без боя кожаным киверам, скопированным с французских «шако»…

Галльский стиль отчетливо звучал в военной моде начала эпохи Александра II. Но все популярней становилась русская тема. А во главу угла все настойчивее ставилось удобство, а не внешний лоск. Крымские ополченцы в «крестьянских» кафтанах и картузах с крестами. Стрелки Императорской фамилии в красных кушаках и ямщицких шапках…

В окопах Крымской войны офицеры оценили грубый комфорт солдатских шинелей. И после ее окончания военное ведомство пошло навстречу фронтовикам: появилось двубортное пальто, скроенное на манер солдатской шинели. Это была революция! А то, насколько она своевременна, показала Русско-турецкая война.

ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА: СПАСИТЕЛЬНАЯ «НЕУСТАВЩИНА»

Проливные дожди превращали дороги в чавкающее месиво. Интендантские склады находились порой так далеко, что сыскать их не могли сами интенданты. Обмундирование, сочиненное фатом-императором, не годилось для изнурительных походов в снег и стужу.
Его перекраивала и доводила до ума сама армия.

Еще по дороге на Дунай многие вспомнили печальную Крымскую кампанию, когда дальнозоркие англичане и французы выбивали русских офицеров по их форме и эполетам. К тому же солдатское обмундирование было объективно удобнее в походах. Так офицеры преобразились в нижних чинов.

Другой проблемой стала жара. С немого согласия императора уставную форму тихонько изменили. Так по крайней мере утверждал генерал Паренсов: «Каски и мундиры были брошены, явились не только кителя и рубашки, но и назатыльники из белого холста, подобные тем, которые носят наши войска в Средней Азии; наконец, многие части войск сняли сапоги и обулись в местные опанки, легкую практичную обувь одинаково удобную в жару, в грязь и в холод, но, конечно, не щеголеватую на вид».

Но настоящие испытания на прочность формы и смекалку бойцов начались зимой, когда русские Западный и Южный отряды форсировали Балканы. Теплых вещей катастрофически не хватало. Большинство солдат — в серых кислых шинелях, в развалившихся сапогах, перевязанных чем попало, на голове — бесформенные нахлобучки и суконные кепи, о которых так много думал император.

От обморожения и верной гибели спасали себя сами. Предусмотрительные офицеры еще летом запаслись войлочными сапогами и полушубками. Зимой они шили себе толстые наушники из отрезанных концов башлыка, а рукавицы — из турецких килимов и домотканых балканских ковров.

Обувь придумывали из всего, что было под рукой. Наворачивали куски сукна и войлока, отрезы походных палаток и одеял, шерстяные платки и воловью кожу мехом наружу. Стягивали все это жгутами и получались балканские опанки — в национальных одеяниях «братушек» было куда больше здравых идей, нежели в александровской форме.

Впрочем, как писал Александр Берс, «у некоторых даже трудно было разобрать, во что были обмотаны ноги». Офицеры покупали полушубки, войлочные и меховые шапки, овчинные рукавицы и валенки, превращаясь в балканских молодцеватых помещиков. Вместо походных шаровар надевали купленные у местного населения войлочные штаны, широкие в шагу. Вместо шинелей и сношенных полушубков — кожаные пальто и шведские куртки, которые в небольших количествах получали из отрядов Красного Креста.

Во время походов даже расточительные гвардейцы научились беречь сапоги, без которых работать и воевать невозможно. Александр Берс вспоминал: «В снятые с меня мокрые сапоги сейчас же вкладывались маленькие походные колодки; таким образом сапоги не съеживались от мокроты и не доставляли мне тех мучений, которые испытывали другие».

Чем ближе наша армия подбиралась к Софии, тем больше неуставных элементов появлялось в ее одежде. Полки обратились в кочевые полчища не то переселенцев, не то разбойников. В их облике перемешались все балканские народы, русская и турецкая формы. Их изможденные почти раннехристианские лица, недобрые и выразительные, тонули в клокастых бородах горных дикарей.

Однако в начале января перед самым вступлением в Софию все как-то ожили, встрепенулись, в руках засеребрились кусочки зеркал — всем хотелось выглядеть молодцами. И перед самым окончанием войны в Сан-Стефано многие офицеры вернули себе щеголеватый вид, отлично вымывшись, купив белья, сходив к цирюльнику. Некоторые решили бороды не брить до официального распоряжения. Но и получив его, не спешили с ними расставаться. К примеру, генерал-лейтенант Эрнрот став после окончания войны военным министром Болгарии, продолжал носить густую мужиковатую бороду — в память о своем участии в боях.

ПРАВДА ХУДОЖНИКА ВЕРЕЩАГИНА

Критика александровской формы звучала во многих мемуарах — у обласканных царским вниманием штабных генералов и безымянных пехотных офицеров, журналистов и художников. Критиковал ее и художник Василий Верещагин, участник военной кампании. Ему, любителю комфорта, парижских мод и красоты, пришлось столкнуться с нечеловеческими условиями похода и опробовать новые варианты балканского «обмундирования», собранного из теплого «чего-попало». То, что могло бы стать новой формой армии, он перечислил в статье «Из опыта походов», опубликованной в 1889 году. Заканчивается она почти требованием:

«Необходимо, чтобы солдат наш … сбросил бы с себя иностранную форму, которую он еще имеет и, одетый в полушубок с теплыми рукавицами и носками, наловчился бы во всех маневрах, изворотах и движениях зимою».

Эту статью художник писал явно под влиянием перемен, начатых императором Александром III сразу после восшествия на престол. Как и Верещагин, он участвовал в Русско-турецкой войне. Знал о недостатках отцовской формы, любил русский стиль, а западный не любил.

Александр III и ввел новый военный костюм, более удобный и патриотичный, превратив солдат и офицеров в картинных коренастых мужиков a’la Russe. Годы его правления ознаменуются обращением к русскому стилю.

Ольга Хорошилова

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?