Как И.Н. Крамской писал портрет Н.А.Некрасова

Как И.Н.Крамской писал портрет Н.А.Некрасова

Весной 1876 года Крамской целыми днями дежурил у постели больного Николая Алексеевича Некрасова. Портрет удавалось писать урывками, по 10-15 минут. Портрет заказал Третьяков.
Крамской пристально и грустно смотрел на больного.

Он смотрел на иссохшее прозрачное лицо, смежившиеся веки Некрасова. «Да, Некрасов умирает!» — повторял он мысленно. «Как измучен. Но никогда он не был так хорош, как теперь».
Портрет для галереи Третьякова медленно двигался к завершению. Правда, Крамской на этот раз отступил от задуманного ранее плана и писал Некрасова не таким измученным и ослабевшим, как он его видел. «К Некрасову не идет изображать его на подушках. Его даже в халате себе представить нельзя»,- говорили окружающие. Поэтому Крамской решил написать с натуры только лицо, а потом от себя дописать остальное. И хотя портрет получался очень схожим, Крамской помышлял о другом изображении Некрасова.
Да и сам Некрасов просил художника: «Напишите меня так, как я есть сейчас, такой портрет мне очень нужен. Потом,-добавил он помолчав,- вы его возьмете себе, но сделайте, пожалуйста».

Крамской обрадовался, желание поэта отвечало его замыслам. Он взял небольшой холст. Наметил фигуру Некрасова в постели и означил окружающие предметы. Лицо взял в повороте в три четверти, в руке карандаш, листок бумаги, слева — столик с многочисленными лекарствами. Над диваном портреты Добролюбова и Адама Мицкевича. Получался портрет-картина. Узнав, что Крамской пишет второй портрет с Некрасова, Третьяков срочно пишет ему в Петербург: «Ради бога, не отдавайте никому, а я буду через неделю».
К сожалению, Некрасов не увидел законченным второй портрет. Кроме головы Некрасова, лежащего на высоких подушках, и руки с карандашом, с натуры Крамскому сделать ничего не удалось.
Картина «Некрасов в период «Последних песен» дописывалась после смерти поэта. Крамской передумал первоначальную композицию. Он решил увеличить размер холста. Горизонтальное расположение фигуры его уже не устраивало. Он надшил к имеющемуся холсту другой холст и расположил его вертикально. Придал Некрасову другую позу. По новому замыслу Некрасов изображался полулежащим на высоких подушках. Чтобы не писать заново лицо поэта, Крамской аккуратно вырезал лицо, написанное с натуры, и перенес его в соответствии с новым замыслом в другую часть холста, несколько выше. Портрет-картина был закончен в 1878 году.
Несмотря на то что Крамской передал в нем последние недели жизни поэта, несмотря на то что он не скрыл от всех мучительного недуга дошедшего до полного изнеможения Некрасова, не о болезни и смерти говорит этот портрет. Он утверждает силу творческой воли, бросающей мужественный вызов смерти. Велик тот, кто встречает свой последний час как герой и творец. Таким был поэт Некрасов, таким он остался в портрете Крамского.

Красной краской на краю белой простыни в левом углу холста поставил Крамской дату: «3 марта 1877 года» — день, когда Некрасов сочинил стихотворение «Баюшки-баю».

Не раз Крамской читал на память строки:

О муза! я у двери гроба!
……………………….
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
«Некрасов болел о страданиях народа всей душой, — писал о нем Достоевский,- но смог силой любви своей почтить почти бессознательно и красоту народную, и силу его, и ум его и страдальческую кротость».

Вскоре портрет «Некрасов в период последних песен» оказался в галерее Третьякова.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?