Как дом Чичерина стал дворцом Елисеевых

Знаток Северной столицы обязательно обратит внимание туриста на величественное здание с белыми колоннами, расположенное на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Это дом генерал-полицмейстера Николая Ивановича Чичерина — Уникальное по красоте здание, знаменитое своей богатой историей. В разное время здесь снимали комнаты многие знаменитые деятели культуры и искусства. В этих стенах бывали Пушкин, Достоевский, Ахматова, Блок и другие выдающиеся личности. Пережив несколько реконструкций, это здание остается одним из главных украшений исторической части Петербурга.
Первые постройки
Застраивать участок начали еще в 1716-ом. Тогда недалеко от Мойки по проекту архитектора Николая Федоровича Гербеля построили Мытный двор. Здесь взимали пошлины за проезд по платной дороге, а для ведения торговых сделок рядом возвели каменное здание гостиного двора. К сожалению оба сооружения простояли недолго. В 1736-ом их полностью уничтожил пожар, а участок затем длительное время пустовал.
Временный дворец
Спустя несколько лет в 1755 году здесь устроили временную императорскую резиденцию. А все потому, что на Дворцовой площади велась капитальная реконструкция Зимнего дворца. Морально и технически устаревшее здание снесли, а на его месте возводили более просторное и высокое.
Пока шло главное строительство, на углу Невского и Мойки поставили временный деревянный Зимний дворец. Дом раскинулся до Малой Морской улицы и перекрыл собой выход с Большой Морской на главный проспект города. Временный дворец вмещал около 150 парадных помещений и собственный театр с отдельным выходом на Кирпичный переулок. Над этим проектом работал известный архитектор Б. Растрелли.
В 1762-ом строительство основного здания императорской резиденции – Зимнего дворца – подошло к концу. К 1767-му временный деревянный дом практически полностью разобрали. В оставшейся части поселился знаменитый скульптор Э. Фальконе, там же он открыл свою мастерскую. Освободившийся участок в 1768-ом был подарен генерал-полицмейстеру Н. И. Чичерину.
Дом с колоннами неизвестного автора
На полученной земле высокопоставленный чиновник возвел четырехэтажный дом в стиле модного тогда раннего классицизма. Строительство длилось с 1768 по 1771 годы, при этом имя архитектора не сохранилось. Специалисты расходятся в мнениях и часто приписывают авторство Андрею Васильевичу Квасову – яркому представителю елизаветинского барокко. Но наиболее вероятной представляется теория о создании проекта Ю. М. Фельтеном. Об этом в частности говорит особая техника смешения архитектурных стилей фасада дома Чичерина, характерная для многих работ знаменитого зодчего.
Сам хозяин занимал в новом здании только третий этаж. Остальные помещения сдавались внаем, на первом расположились купеческие лавки. Кроме того, в здании открылась частная типография И.М. Гартунга, где печатались иностранные брошюры и мелкая полиграфическая продукция. Она действовала вплоть до конца 1770-х. А с 1772 по 1787 годы в свободных помещениях особняка размещалось Музыкальное общество.
Первой знаменитостью, поселившейся в особняке, стал Джакомо Кваренги. Тогда архитектор только начинал свою карьеру в Санкт-Петербурге и снимал здесь квартиру за 300 рублей в год.
После смерти Чичерина здание отошло наследникам, но в его стенах продолжала кипеть творческая жизнь. Действующий здесь Музыкальный клуб среди прочих посещали писатель А.Н. Радищев, художник-классицист Ф.И. Шубин и архитектор Н.А. Львов. Заведение просуществовало до 1787-го. Тогда из-за вспыхнувшей войны с турками многие его члены покинули Петербург, доходы упали, и содержать клуб стало нерентабельно. В 1792-ом он был закрыт, а само здание продано князю А. Б. Куракину. Новый хозяин пристроил к дому трехэтажный корпус, выходивший на Мойку.
Купеческие владения
В 1799 году Куракин продал бывший дом Чичерина знаменитому херсонскому купцу еврейского происхождения А. И. Перетцу. Часть покоев занимал сам хозяин, остальные снимал граф П.А. Пален с супругой и сыном. На нижнем этаже все также работали лавочки, открылся магазин экзотических напитков, действовало музыкальное «Благородное собрание».
В 1806-ом Перетц продал дом своему деловому партнеру купцу А.И. Косиковскому. В 1814-1817 годах новый владелец пристроил к зданию еще один четырехэтажный корпус, но уже со стороны Большой Морской улицы. Над проектом работал знаменитый архитектор В. П. Стасов. Именно ему принадлежала идея украсить фасад двенадцатью колоннами с ионическими ордерами, в знак победы России в войне 1812 года.
При новом владельце в бывшем доме Чичерина кипела жизнь. В 1820-х здесь располагалась мастерская скульптора Винченцо Мадерни, работали книжная лавка и библиотека. Четвертый этаж занимала типография Адольфа Плюшара, считавшаяся одной из лучших в России.
Факт:
В будущем особняке Елисеевых со стороны Большой Морской до 1825 года находился популярный ресторан Talon. Именно он упоминается в поэме Пушкина «Евгений Онегин». Существовало заведение вплоть до 1825 года, когда его владелец Пьер Талон покинул Петербург.
В доме Косиковского снимали квартиры многие знаменитости. Среди них – журналист Н.И. Греч, редактор известной в Петербурге газеты «Северная пчела», а с весны 1828-го дипломат, поэт и драматург А.С. Грибоедов. По этому адресу часто бывали А.С. Пушкин и его лицейский друг В. К. Кюхельбекер.
После смерти Косиковского в 1838-ом дом перешел его потомкам. В 1850-х здесь открылось «Малое мещанское общество». На его концертах выступали Ф. Лист, А. Рубинштейн, Л. Маурер.
Дом Елисеевых
В 1858 году участок приобрели Григорий и Степан Елисеевы из знаменитой купеческой династии. Новые владельцы взялись за масштабную перестройку дома, длившуюся более 10 лет с 1858 по 1870 год. Над проектом работали архитекторы Н. И. Гребенка и Г.И. Карпов. В результате был перестроен Большой зал, где ранее проходили концерты, увеличились площади флигелей во дворе. Корпус со стороны Мойки, построенный еще при Куракине, получил четвертый этаж.
Степан Елисеев с семьей занимал жилое здание, выходившее на Мойку, а в корпусе, обращенном к Невскому проспекту, открылось Благородное собрание. Его посещали Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Вяземский, Юсупов. Там же выступали с концертами артисты Русского музыкального общества Рубинштейна.
Комплекс зданий принадлежал Елисеевым до самой революции и пережил еще одну масштабную реконструкцию. Отделкой его обновленных интерьеров занимались, в том числе, и многие европейские компании. Специально для дома Елисеевых изготавливалась мебель из красного дерева и уникальные витражи. Друг семьи французский скульптор Огюст Роден предоставил несколько своих произведений. Ныне они выставлены в Эрмитаже.
Первые годы после революции
Светская жизнь продолжалась в доме Елисеевых и после их отъезда за границу. В 1919-ом здесь обосновался Дом искусств («ДИСК»), где жили и трудились многие известные писатели и творческие деятели того времени. Именно в стенах этого дома А. Грин написал свои знаменитые «Алые паруса».
Еженедельно в Доме искусств проходили вечера литературы. Здесь читали свои статьи, поэмы и отрывки из произведений Блок, Ахматова, Зощенко, Чуковский.
В 1923 году Дом Искусств сменил кинотеатр «Светлая лента», после 1931 года – «Баррикада», не прекращавший работу даже во время блокады.
XX век
В советский период в стенах бывшего дома Елисеевых на Невском проспекте работали магазин и столовая, а также размещались Хореографический техникум, несколько клубов и объединений. Действовал филиал «Союза воинствующих безбожников» по подготовке антирелигиозных пропагандистов.
Все изменилось с приходом 1990-х. В доме Елисеевых сначала открылся Центр Гуманитарного и Делового Сотрудничества, а после реконструкции – крупный отель. С 2004 года постановлением правительства архитектурный памятник передан компании «Талион».
История и современность
Сегодня дом Елисеевых полностью отреставрирован. Восстановлены фасады, Большой зал, парадная лестница. Велись работы и над общим укреплением конструкции. Частично путем разборки и замены стен на перегородки из более качественных и современных материалов. Хотя согласно технологии реставрации их должны были возвести с использованием старинного кирпича.
Параллельно были воссозданы интерьеры Ореховой гостиной, Музыкального зала и ряда других комнат дворца Елисеевых.
По сей день множество споров вызывает технология ремонта и общий проект реконструкции под руководством архитектора Н.А. Васильевой. В частности критике подвергся вновь надстроенный мансардный этаж, где сейчас располагается бассейн. Также в ходе работ был снесен дворовый флигель XVIII века, утрачена часть интерьеров отдельных корпусов. Внутренние дворы отдали под коммерческие помещения.
Однако, несмотря на споры вокруг реставрации, дворец Елисеевых на Невском проспекте остается настоящим украшением Петербурга. Сейчас здесь работают Taleon Imperial hotel (бывший «Елисеев Палас отель») и несколько ресторанов различной вместимости. Вход в отель украшают скульптурные изображения львов. В холле можно увидеть портреты именитых посетителей, среди которых – Джон Траволта, Патрисия Каас, Рудгер Хауэр

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?