Как Бунин ждал Нобелевскую премию

90 лет назад, 9 ноября 1933 года, Шведская Академия в числе очередных нобелевских лауреатов назвала и имя Ивана БУНИНА.

Как о возможном претенденте на Нобелевскую премию о Бунине заговорили еще в 1920-е годы. А к началу 1930-х шансы писателя обрели уже вполне реальные перспективы.

Ежегодную «тайную пытку ожиданием» вестей из Стокгольма и следовавшее за ней разочарование Бунин переживал мучительно. «Ведь тут дело даже не в деньгах, — с горечью говорил он. — Премия могла бы заставить мир оборотиться ко мне лицом, читать, перевести на все языки».

Бунин вошел в историю как первый русский литератор, получивший Нобелевскую премию. Автор «Антоновских яблок», «Господина из Сан-Франциско», «Жизни Арсеньева» удостоился этой престижнейшей международной награды «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».

«Девятого ноября 1933 года, старый добрый Прованс, старый добрый Грасс, где я почти безвыездно провел целых десять лет жизни, тихий, теплый, серенький день поздней осени.., — вспоминал Бунин впоследствии те незабываемые для него часы. — Такие дни никогда не располагают меня к работе.

Всё же, как всегда, я с утра за письменным столом. Сажусь за него и после завтрака. Но, поглядев в окно и видя, что собирается дождь, чувствую: нет, не могу. Нынче в синема дневное представление — пойду в синема.

Спускаясь с горы, на которой стоит «Бельведер», в город, гляжу на далекие Канны, на чуть видное в такие дни море, на туманные хребты Эстереля и ловлю себя на мысли:

— Может быть, как раз сейчас, где-то там, на другом краю Европы, решается и моя судьба…

В синема я, однако, опять забываю о Стокгольме.
Когда, после антракта, начинается какая-то веселая глупость под названием «Бэби», смотрю на экран с особенным интересом: играет хорошенькая Киса Куприна, дочь Александра Ивановича. Но вот в темноте возле меня какой-то осторожный шум, потом свет ручного фонарика, и кто-то трогает меня за плечо и торжественно и взволнованно говорит вполголоса:

— Телефон из Стокгольма…

И сразу обрывается вся моя прежняя жизнь.
Домой я иду довольно быстро, но, не испытывая ничего, кроме сожаления, что не удалось досмотреть, как будет играть Киса дальше, и какого-то безразличного недоверия к тому, что мне сообщили. Но нет, не верить нельзя: издали видно, что мой всегда тихий и полутемный в эту пору дом, затерянный среди пустынных оливковых садов, покрывающих горные скаты над Грассом, ярко освещен сверху донизу. И сердце у меня сжимается какою-то грустью… Какой-то перелом в моей жизни…

Весь вечер «Бельведер» полон звоном телефона, из которого что-то отдаленно кричат мне какие-то разноязычные люди чуть не из всех столиц Европы, оглашается звонками почтальонов, приносящих все новые и новые приветственные телеграммы чуть не из всех стран мира, — отовсюду, кроме России! — и выдерживает первые натиски посетителей всякого рода, фотографов и журналистов…»

©Марина Аникина
На фото: И. А. Бунин. Грасс, Франция. 10 ноября 1933.

Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 09.11.2023

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?