Строительство Яранска начиналось на месте нынешнего Успенского собора. Оно было выбрано удачно: быстро растущую крепость-острог, окружённую бревенчатыми стенами, на юге защищали глубокий овраг, на западе — речные воды, на востоке — непролазные лесные чащи. Такого рода остроги многие годы строились по всей России: высокий деревянный частокол с крепкими воротами на засовах, башни с бойницами, крепостные и служебные здания, съезжая изба, выполнявшая функции воеводской канцелярии приказного наместника, и обязательная церковь — в Яранске это была Успенская. Со временем город-крепость стал превращаться в торговый город Яранск. Торговля была основным занятием горожан. Веками здесь крепло местное купечество, постепенно помещавшее капиталы в крупное кустарное производство, а потом в заводы и фабрики. С ростом сбережений яранских предпринимателей тут, как и традиционно повсюду на Волге, активно развивалась благотворительная деятельность купцов, строивших больницы, опекавших школы, жертвовавших на храмы и другие богоугодные дела. Так был возведён и Успенский собор — красивая старинная церковь, освящённая во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Впервые в официальных документах деревянная предшественница Успенского храма упоминается в 1601 году, а спустя почти пару столетий, летом 1790-го года, Преосвященнейший Лаврентий, епископ Вятский и Слободской отписал грамоту «на построение в г. Яранске вместо ветхого Успенского собора каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы» Новый собор решили строить всем миром, на добровольные пожертвования жителей города. Яраничанам такое было не впервой. Девятью годами ранее, в 1781 году, прихожане всех городских храмов совместно возвели из камня Кладбищенскую церковь. Нынешний Успенский собор стоит на месте, где прежде располагался одноимённый деревянный храм. Располагаясь внутри крепости, Успенский храм уже изначально планировался как церковь для её военного гарнизона и членов семей служилых людей. Проект для здания Успенского храма подготовил местный губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков. Первый губернский зодчий Вятского края, титулярный советник Росляков плодотворно работал на стыке двух художественных направлений, предпочитая классические каноны и свойственную им упорядоченность.
Внешний облик нового собора Успения Пресвятой Богородицы стал во многом отражением новых тенденций в тогдашней церковной архитектуре России. Щедрому и насыщенному деталями барокко пришёл на смену строгий и торжественный классицизм, постепенно получивший распространение и в провинции. Яранск всегда славился своими благотворителями, а помогать храмам считалось у местных купцов особенно почётным. В строительство и обустройстве Успенского, как и возведённого в 1851 году огромного Троицкого собора, равно как и других храмов, меценаты вложили немало средств. Так, купец 2-й гильдии Рощин был награждён орденом Святой Анны и золотыми медалями за большой вклад в строительство яранских храмов, обеспечения существования земского училища, публичной библиотеки, Дома трудолюбия, Мариинского детского приюта и др. Выходец из костромских крестьян, он носил звание почётного гражданина города, ставшего ему второй родиной. В 1817 году, рядом с Успенским собором воздвигли тёплый кирпичный храм с двухъярусной колокольней, освящённый в честь Преображения Господня и имевший Никольский и Владимирский приделы. В отличие от своего соседа-собора слева, Преображенская церковь была навсегда закрыта в 1930-е годы, а в 1950-е годы полностью разрушена.
После Октябрьской революции в Яранске один за другим стали закрываться городские храмы. Гонения и репрессии обрушились как на простых прихожан, так и на высших священников, епископов Яранской земли. Так архиепископ Евсевий, в миру Евгений Рождественский был арестован, сослан и расстрелян в 1937 году, по всей видимости, в Сиблаге НКВД. В 1981 году он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Успенский собор считается единственным в Яранске, который никогда не закрывал дверей перед верующими. Однако, по некоторым данным, храм некоторое время был закрыт в 1930-е годы, а вернули прихожанам его лишь в 1940-е. Так или иначе, фасады Успенского собора и основные элементы внутреннего убранства сохранились в первозданном виде и по сей день. В памяти прихожан Успенского собора навсегда остался его настоятель в 1993-1997 годах архимандрит Макарий Коробейников, известный благочестием, любовью к церкви и заботой о людях. Ни одного пришедшего в храм он не оставил без мудрого совета и отеческого наставления. Настоятель Макарий был погребён возле алтаря собора, у придела в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
В 2012 году Успенский собор становится кафедральным собором новообразованной Яранской и Лузской епархии Вятской митрополии. Лаконично, представительно и монументально — такими эпитетами можно описать внешний вид собора Успения Пресвятой Богородицы. Это вполне соотносится с архитектурной стилистикой, в которой выполнены фасады храма: яркий и характерный классицизм с присущей ему строгостью композиционного решения всего здания, чёткостью и строгим изяществом пропорций, основательностью и даже некоторой приземистостью здания, сдержанностью в декоративном оформлении. При этом собор, даже в отсутствии утраченной колокольни, которую заменяет скромная маленькая деревянная звонница на двух столбах с двускатной крышей, всегда был одной из архитектурных доминант города. Его высота составляла 17,5 саженей, длина — 10,5 саженей и ширина — 12,5 саженей. Поистине этот храм сооружён как красиво, так и рационально. Четырёхстолпное здание, сложенное из крепкого кирпича, имеет форму одноэтажного четверика с большим световым барабаном-ротондой. Ротонда Успенского собора перекрыта сферическим куполом. Его центральную часть в основании изысканно обрамляет «венок» декоративных световиков-люкарн. Купол венчает позолоченная маковка с крестом, поставленная на изящный световой барабанчик. Основной объём Успенского собора превалирует над остальными его строениями. К примеру, трапезная собора невелика; её помещение расположено с тыльного торца здания. Центральный вход в собор оснащён выдвинутыми вперёд, за основную вертикаль фасада, фронтонами. Большая фреска над парадным крыльцом главного входа в храм изображает сцену Успения Пресвятой Богородицы — знаменательное событие, в честь которого освящён главный престол храма. Надвратные иконы в православной традиции именуют портатиссами или вратарницами; они нередко снабжены надписями либо цитатами из Священного писания.
Вход на территорию храма осуществляется через двойные ворота, выполненные в традициях классицизма и оснащённые треугольными фронтонами. Колонны как детали композиции двойных ворот у входа в Успенский собор — характерная примета русского классицизма. Торжественность и благородство этих примет античности придаёт посетителю храма чувство благоговения ещё на подходах к собору, настраивая его на волнующий и молитвенный лад. Единство формы и содержания — пожалуй, это качество во многом определяет органичность сочетания строгости фасадов Успенского собора с торжественностью его внутреннего убранства. Приятный налёт старины, которым визуально отличаются стены храма от окружающей его городской архитектуры Яранска, существенно дополняет удивительная и таинственная атмосфера сокровенного, намоленного места, присущая старым церквям. Кажется, что здесь, под массивными сводами, всё ещё живёт век восемнадцатый, такой невероятно далёкий и одновременно ощутимый почти физически. Между восемью массивными колоннами царит удивительный свет, причудливо играющий свечными отражениями на резьбе иконостасов, под пологом высокого купола, на рамах старинных образов. Колонны собора представляют собой гладкие пятигранные столпы, которые между собой соединяются полукружьями широких арок. Размеры внутреннего пространства невелики, здесь рационально используется каждая единица площади, поэтому в трёх колоннах устроены специальные углубления для хранения различных церковных принадлежностей, а в одной оборудован вход на хоры. Во внутренней конструкции основного объёма храма строители использовали коробовые своды; такие же цилиндрические своды применены и для трёхчастного алтаря.
Главный иконостас Успенского собора величественно возвышается в обрамлении резных колонн; его врата выглядят действительно по-царски: высокие, красивые, щедро украшенные. Мало в каком российском храме сегодня можно увидеть столь богатый и превосходно сохранившийся иконостас фасктически ХVIII века: золочёный, многосоставный, отделанный искусной резьбой. Посетители храма нередко сравнивают его внутреннее убранство с богатой музейной экспозицией многочисленных икон самых различных техники письма и датировки. Образы можно разглядывать часами. И не удивительно, ведь в Успенский собор во времена советской власти привозили немало святых и чудотворных икон из закрытых или разрушенных церквей не только города, но и всего Яранского района. Каждое воскресенье в один и тот же час в Успенском соборе Яранска свершается молитвенное богослужение иконе, которая считается самой старой в городе. Она была и остаётся наиглавнейшей и важнейшей в храме. Это святой образ Спаса Нерукотворного. Лик старинной иконы со временем значительно потемнел, однако её по решению прихожан не реставрируют — оберегают от любого воздействия света и перепадов температур. По местной легенде, во время строительства Яранской крепости людям поначалу негде было молиться. Проходивший мимо старый монах назначил им встречу на лесной опушке. Придя в указанное место, строители обнаружили там большой образ Спаса Нерукотворного, который перенесли в крепость. Поначалу образ пребывал в деревянном Успенском храме, а затеи в его новом каменном здании. В лихую годину тяжёлую икону выносили из храма, и она защищала город и его жителей. Сейчас образ Спаса Нерукотворного пребывает в своём первозданном виде.