Кафедральный собор Троицы Живоначальной в Соликамске

Свято-Троицкий летний собор занимает ведущее место в центральном архитектурном ансамбле Соликамска. Был заложен в 1684 году, по благословению Вятского епископа Ионы Баранова, на средства соликамцев. Далее, по преданию, «как денежная казна истощилась, строители же других средств к окончанию предпринятой постройки храма не могли найти, то просили царей оказать денежное вспомоществование от казны». По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году «из Новгородского приказа в Приказ большой казны велено: соликамскому земскому старосте Дмитрию Емельянову с товарищами и мирским людям дать великих государей жалованье на строение соборной церкви двести рублей из тамошних таможенных и кабацких доходов».
По тем временам, когда изба стоила менее рубля, сумма была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство. В память о царском жаловании в специальное углубление в южной стене Троицкого храма был вставлен круглый изразец с изображением государственного герба — двуглавого орла. А на западном фасаде выложили из кирпича рельефную корону. Корона эта на белом поле здания была неприметна, и в 1849 году при поправке собора ее раскрасили, чтобы была виднее. В настоящее время можно увидеть только корону, изразец был уничтожен после февральской революции 1917 года как символ царской власти.
Престолов в Свято-Троицком соборе было три: главный — во имя Святой Троицы — освящен 28 июня 1697 года, южный — во имя Иоанна Предтечи — освящен в 1689 году и западный — во имя святителя Николая — освящен 17 июля 1693 года. Даты закладки собора и окончательного освещения были выбиты на каменной доске, вставленной снаружи в алтарную стену, до нашего времени не сохранившейся.
В конце XVIII — первой половине XIX века Троицкий собор был сделан приходским храмом, к которому приписали ряд других церквей. В 1916 году Троицкий собор стал кафедральным, в нем была открыта кафедра викарного епископа Соликамского. В ведении Соликамского епископа состояло 140 храмов и 8 монастырей. Троицкий собор оставался действующим до 1929 года. Попытки закрытия храма предпринимались и ранее этого времени. Сохранилось письмо прихожан в городской совет от 1926 года с просьбой не закрывать собор. Община верующих в то время при храме насчитывала чуть больше сорока человек. Письмо возымело свое действие, еще несколько лет шла церковная служба.
В 1929 году в Соликамске было организовано «Общество воинствующих безбожников». Его члены занимались травлей священников и прихожан и настоятельно рекомендовали властям закрыть в городе все церкви. 4 октября 1929 года решением Президиума Верхнекамского окрисполкома договор с группой верующих по использованию в качестве молитвенного здания Троицкого собора был расторгнут. В акте обследования указывалось на невыполнение верующими обязательств, неимение средств и отказ от ремонта здания. Собор закрыли, общину верующих распустили. Иконостас и настенную роспись уничтожили.
В том же 1929 году в Соликамске обществом краеведов был создан музей и, по обращении его в райисполком, он получил Троицкий собор для размещения своих экспозиций. По воспоминаниям музейщиков того времени, в здании перед ними предстали «выбитые стекла, ободранные стены, замусоренный пол с наметенным на него снегом. Здание требовало простейшего ремонта. В кратчайший срок окна застеклили, стены оштукатурили и побелили». Кроме того, сложили печи, так как храм, рассчитанный на летнее богослужение, отопления не имел. Перепланировки внутреннего пространства здания не делали, первоначально используя его естественное деление.
Через год в бывшем соборе была открыта первая экспозиция, посвященная 500-летию Соликамска. В галерее-трапезной разместилась выставка по истории города из всех наличных на тот момент экспонатов, в главном кубе храма — выставка «За высокий урожай», по сути это была агитка об успехах использования в сельском хозяйстве калийных удобрений. Позднее, в 1932 году, выставка «За высокий урожай» была преобразована в «Калийный музей союзного значения». Художники-самоучки калийного комбината оформили стенды с фотографиями, диаграммами и схемами, сделали макеты оборудования. Для имитации шахты разобрали пол в углу трапезной и сделали спуск в подклет южного придела. При расширении пола подклета вскрыли свод склепа с захоронением купчихи П.И. Лапиной-Ентальцевой, из которого сделали экспонат, «для прекращения обывательских слухов о найденных нетленных мощах».
В 1938 году экспозицию в Троицком соборе закрыли, как «не отвечающую современным музейным требованиям». Был составлен проект музеефикации, с перепланировкой здания, продумана система освещения и отопления, было заказано современное по тем временам оборудование. В соборе предполагалось разместить экспозицию отдела соцстроительства. В главном кубе храма сделали два перекрытия, устроив три этажа. Но систему отопления смонтировать не успели — началась Великая Отечественная война.
Постановлением Горсовета от 16 августа 1941 года музей приостановил все работы, в штате его остались только директор и сторож. Собор превратился в склад эвакуированных ценностей четырнадцати музеев Советского Союза, в частности: Государственного музея архитектуры, Государственного Русского музея, Государственного музея культур Востока, Государственного театрального музея им. Бахрушина, Государственного музея керамики, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина и других. После войны и в дальнейшем здание пустовало. В 1960-1970-е годы была проведена его реставрация под руководством архитектора Ф.М. Тольцинера. Убраны внутренние перекрытия, расчищены и восстановлены оконные проемы, обновлен декор фасадов.
В 1982 году здание Троицкого собора вновь передано Соликамскому краеведческому музею. С 1992 года в Троицком соборе размещается уникальная экспозиция — «Девятая Пятница», посвященная главному местному празднику Соликамска, берущему начало в XVI веке. Через один день показана целая историческая эпоха, представленная почти тысячью подлинных экспонатов. В экспозиции удачно сочетаются религиозное назначение здания и его современный светский характер. Представлена реконструкция крестного хода, устраивавшегося в день Девятой пятницы, и торговая ярмарка. На месте утраченного иконостаса размещается панно с художественной композицией фрагментов жизни города начала XX века. В галерее-трапезной собора в 1992 году теми же художниками была построена выставка «История храма», в 1994 году расширенная до выставки «Соликамские храмы». В настоящее время из-за нехватки помещений, галерея-трапезная используется как выставочный зал отдела истории.
Несколько раз поднимался вопрос о передаче храма верующим, но пока он остается открытым. В 2011 году власти Соликамска обращались в правительство РФ с просьбой не передавать Троицкий собор в церковную собственность, мотивируя это тем, что он является памятником истории и культуры федерального значения и Церковь не сможет обеспечить его реставрацию и сохранность.
Собор пятиглавый, имеет квадратную столпообразную форму с уступом на самом верху выше карнизов. Обведен с трех сторон галереей-трапезной, с четвертой — алтарными полукружиями, соединенными друг с другом. В среднем полукружии устроен алтарь главного храма, рядом с ним — алтари приделов, иконостасы которых выходят в галерею, соединенную с главным храмом входными дверьми и арками. Из главного храма древний иконостас перенесен был в начале XIX века в Соликамский мужской монастырь. В соборе вместо него в 1824 году был устроен новый на средства купчихи Прасковьи Ивановны Лапиной-Ентальцевой. По преданию, он представлял собой уменьшенную копию иконостаса Казанского собора в Петербурге. Иконостасы в приделах оставались без изменений, были двухъярусные с витыми колоннами.
Икон «старинной живописи» в Троицком соборе сохранялось две: Святой Троицы и Богоматери, обе в серебряных окладах. В храме находился также образ святителя Николая Чудотворца в складном киоте, пожалованный городу Иваном Грозным. Образ этот был в особом почтении у соликамцев, и перед ним всегда горела неугасимая свеча. Внутренне пространство собора перекрыто сводами, освещается множеством окон. Своды и стены были расписаны, но до нашего времени роспись не сохранилась. Иконостасы также утрачены. Остались только фотографии, сделанные в 1911 году соликамским фотографом Б.И. Чернавиным.
Архитектура храма сохранилась почти полностью. По определению архитектора Г.Д. Канторовича: «Главное в этом соборе — идея движения, взлета, застывшего в камне». Несмотря на то, что здание состоит из разных объемов, он производит впечатление единого целого, устремленного ввысь. Движение начинается от крылец, охватывающих холм, продолжается подъемом боковых приделов и завершается взлетом центрального куба со взметнувшимся пятиглавием. Богатое узорочье, украшающее стены, делает Троицкий собор неповторимым. Замечателен жучковый орнамент — «прорезная» кирпичная кладка в виде буквы «Ж», поставленной в один ряд. Этот орнамент стал своеобразной визитной карточкой памятников архитектуры Соликамска, он повторяется в карнизах храмов, в колоннах, в оформлении крылец.
Рельефно выступают на гладком фоне белых стен Троицкого собора наличники оконных проемов. Среди них нет одинаковых: колонки и кокошники их различны. Особо выделяется наличник центрального окна алтаря, в виде трехлопастной короны. Под этим окном расположен дверной арочный проем, обрамленный крупным валиком. Вход в подклетную часть алтаря — редкое явление в русском церковном зодчестве. Еще одной особенностью Троицкого собора, связывающей его архитектуру с деревянными постройками, является «бочка» с двускатной крышей на кровле апсиды. По свидетельству архитекторов, она не имеет себе подобных в русском зодчестве.
Замечательны по архитектуре теремные крыльца, ведущие в собор, увенчанные конусообразными шпилями и небольшими куполами. Они также украшены жучковым орнаментом, декоративными бочками, кувшинообразными опорными столбами и подвесными гирьками между сдвоенными арками. Подобная деталь характерна для московских храмов, только там гирьки тесаны из белого камня, а на Троицком соборе гончарной работы с зеленой глазурью. Украшение северного крыльца храма прекрасно дополняет тонкий пояс из ярко-зеленых поливных изразцов с рельефными изображениями павлинов, индюков, воронов. Западное крыльцо не знает аналогов в русской архитектуре XVII века. Его наружные столбы отличаются почти скульптурной отделкой. Устроенные на три схода крыльца подчеркивали центральное место собора в ансамбле города. Южное крыльцо утрачено еще в XIX веке, сейчас на его месте видна лишь дверь.
К стенам Троицкого собора подступала торговая площадь, а в подклете храма и под его крыльцами, в десяти «палатках» с отдельными выходами были устроены склады для хранения купеческих товаров, сдававшиеся в кортом. Рядом с собором находилась торговая площадь с гостиными дворами и деревянными торговыми палатками.
В 1943 году, во время сильной бури, шпиль колокольни обрушился. Через четырнадцать лет он был восстановлен работниками специальной научно-реставрационной мастерской. В конце 1930 годов здание соборной колокольни передано в ведение НКВД, позднее – другим учреждениям. В настоящее время здесь размещается отдел природы Соликамского краеведческого музея. В колокольне находилась резиденция епископа Соликамского Феофана, принявшего мученическую кончину в 1918 году и причисленного к лику святых. Памятник истории и архитектуры федерального значения.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?