Польский патриотизм против православных храмов
Кафедральный собор святого Александра Невского в Варшаве был уничтожен столетие назад по указанию польских властей как «памятник русского господства» в числе множества православных храмов на территории обретшей независимость Польши, именовавшейся Второй Речью Посполитой.
Возведение этого величественного собора в Варшаве во времена Российской Империи заняло шесть лет, а его украшение – двенадцать. Отовсюду шли пожертвования на строительство храма. Красота его создавалась лучшими русскими мастерами. Сам «всероссийский батюшка» Иоанн Кронштадтский до своей кончины не оставлял попечения о строившемся соборе.
Освященный в 1912 году храм мог вместить две с половиной тысячи человек, а его 73-метровая колокольня была самым высоким зданием в городе.
В период германской оккупации Варшавы немцы переименовали собор в честь Генриха Святого и приспособили для проведения служб по католическому и лютеранскому обряду, установив внутри храма орган и ряды стульев, а медные листы с куполов содрали на нужды сражающейся Германии.
После войны собор был возвращен православной епархии, но при этом его дальнейшая судьба на несколько лет стала предметом оживленных споров в обществе. Одни предлагали разрушить храм, чтобы «этим доказать свое превосходство над Россией», другие – переделать его в католический костел, третьи – устроить в нем музей мартирологии или архив.
В 1922 году была снесена колокольня, а в 1924 варшавский магистрат принял решение о сносе самого собора. Поскольку разрушение монументального сооружения требовало немалых средств, власти выпустили облигации, чтобы «дать каждому поляку возможность стать причастным к сносу». Защитников собора было немного, и их упрекали в недостатке патриотизма.
Разрушение храма совершалось на протяжении двух лет. Привезенные тараны долбились в массивные стены, динамитные взрывы ломали колонны, поддерживавшие своды. «А собор все стоит и только глухо вздыхает», – писали тогда в газете. Храм полностью уничтожили только к лету 1926 года.
Мраморные и гранитные плиты из разрушенного собора пошли на облицовку постаментов памятников, ступеней костелов, городских скамеек.
В двадцатые и тридцатые годы сотни православных храмов по всей Польше сносились, перестраивались в костелы, использовались как склады. Это сопровождалось разграблением и осквернением святынь «схизматиков». Положение православия, по сути лишенного всех прав в польском государстве, было сопоставимо с его положением в СССР, объявившем войну религии.