Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе

Нынешний главный храм Уфы наследует этот высокий статус от своего предшественника — Воскресенского собора, на сегодняшний день возрождённого и тоже сохранияющего кафедральное значение. Строительство будущей церкви Рождества Богородицы было запланировано в конце ХIХ столетия, о чём свидетельствуют сохранившиеся чертежи городской застройки. Место для него выбрал сам Антоний, тогдашний епископ Уфимский. Поставить храм — дело долгое и дорогостоящее, а необходимых средств для будущего собора, как всегда, недоставало. Лишь в 1901 году состоялась торжественная церемония закладки новой церкви, после чего наконец-то развернулись основные строительные работы. Это стало возможным благодаря действенной помощи местного купца, главного Уфимской городской думы Никифора Патокина. Когда строительство начало явно пробуксовывать, грозя выродиться в очередной российский долгострой, Никифор Миронович выделил деньги, необходимые для возведения здания основного объёма храма и колокольни, для которой он закупил четыре пары «звонов». И работа сразу закипела. По задумке епископа Антония будущий кафедральный собор должен был расположиться на восточной стороне улицы Приютской. Она была названа в честь православного детского приюта, открытого здесь в 1849 году благодаря инициативе графа Строганова, председателя общероссийского Главного комитета попечительства о детских учреждениях общественного призрения. Приютская улица, подобно реке в море, «вливалась» в городскую площадь, большой квадрат которой окружал бы храм Рождества Богородицы, став его присоборной территорией. Алексей Храповицкий — так в миру звался архиерей — уготовил главному храму Уфы место, на Приютской площади.
Постройка главного городского собора, несмотря на финансовую поддержку мецената, растянулась вплоть до 1909 года. В ходе работ местные каменщики использовали некоторые технологические идеи, в частности, кирпичную кладку, уже апробированные при недавнем строительстве Никольской церкви 1897 года, возведённой возле железнодорожного вокзала. Рождественский храм получился нарядным: зелень кровли на крыше красиво гармонировала с покрытыми бронзой крестами его массивных куполов. Кирпичное здание основного объёма украшала трёхъярусная колокольня, а купол, хотя и был сработан из дерева, зато искусно обит железом и также окрашен «под кирпич». 23 августа всем миром на колокольню новоиспечённого собора поднимали колокола. Из восьми новых «звонов» наиболее миниатюрным был десятифунтовый. Зато самый массивный потянул на 50 пудов и 35 фунтов. Дар купца Патокина оказался «голосистым» — колокола были слышны далеко окрест. Всё было готово к приёму богомольцев, вплоть до асфальтовых полов, закреплённых по краям цементным раствором. Места в церкви хватало: общая длина её здания вместе с колокольней составляла 206,5 саженей при максимальной ширине в 10,5 саженей. С учётом того, что одна сажень — единица длины, общеупотребительная в России тех лет, — составляла 2,13 метра, это был вполне вместительный храм для своего времени.
6 сентября 1909 года новый кафедральный собор Уфы был освящён. Церемонию провёл епископ Уфимский и Мензелинский Нафанаил, в миру Николай Захарьевич Троицкий. Северный придел собора освятили во имя святителя Николая Чудотворца; южный — во имя Архистратига Михаила. Первым настоятелем храма был назначен священник Василий Лезенков. По окончании строительства собора оживилась жизнь на окружавшей его Приютской площади, стал быстро формироваться церковный приход. В 1916 году он насчитывал уже 1747 человек мужского и женского полов; земельных владений у храма не было, и жалованье священники поначалу не получали. Собор Рождества Богородицы стал последним православным храмом Уфы, построенным в дореволюционный период. Когда грянули революционные события 1917 года, храм оставался действующим. В 1919-м году в помещениях собора был размещён госпиталь для раненых и выздоравливающих, при этом церковная жизнь продолжалась, как прежде.
Когда-то глаза прихожан собора радовали золочёные хоругви и кресты, уникальные старинные иконы, резные аналои, сработанные из крепкого дуба, посеребренные подсвечники. Все они исчезли в советскую эпоху, когда в Уфе один за другим стали закрываться православные храмы. В этот период властями насаждалось обновленчество, особенно активно этот процесс шёл начиная с 1920-х годов. Появились священники и епископы нового толка, сеющие раскол в рядах православных общин. Храмы захватывались духовенством, пошедшим на сделку с советской властью, но последующее их массовое закрытие красноречиво свидетельствовало о провале этой авантюры. С закрытием в Уфе кафедрального собора стало окончательно ясно: идеологические игры большевиков потерпели крах, и отныне устанавливалась эпоха жёсткого, воинствующего атеизма. Священникам и прихожанам ценой немалых усилий удавалось защитить родной храм вплоть до 1934 года. 5 апреля Президиум БашЦИК постановил закрыть Рождественско-Богородскую церковь, после чего началось её планомерное разорение, покуда решался вопрос, для каких хозяйственных нужд можно приспособить освободившиеся помещения. В итоге было решено передать храм медицинскому институту — под анатомическую клинику. По причине бюрократической волокиты анатомическая клиника в опустевшее здание так и не переехала, и оно продолжало пустовать вплоть до окончания следующего года. Только в декабре 1935 года храм передали в ведомство «Башкино». Однако предыдущая история повторилась: надежды работников кинофикации оборудовать в церковном помещении установку для демонстрации звукового кино, первенцем которого в СССР стала драма «Путёвка в жизнь», не спешили воплощаться в жизнь. По некоторым сведениям, в 1936 году вместо медиков и киношников в храм пришли сотрудники НКВД. Эта в высшей степени серьёзная организация развернула в здании свою тюрьму, но уже в следующем, 1937 году по каким-то причинам освободила помещения. В октябре 1938 года здание использовалось в качестве склада. Власти стремились искоренить само упоминание о православии, Боге и религии. Однако невозможно вычеркнуть из истории города важную и существенную её часть, и даже когда церкви уничтожались, либо, подобно храму Рождества Богородицы, использовались не по назначению, люди помнили их прежние имена, звоны колоколов и кресты, осенявшие город светлой благодатью.
Грянула Великая Отечественная война и принесла уфимским храмам новые испытания. По рассказам священников нынешнего, теперь уже кафедрального собора, некоторое время в его здании размещался призывной пункт, откуда новобранцев увозили на военную службу. Любое нецелевое использование здания и его помещений неизменно наносит ему серьёзный вред. В особенности это стало заметно, когда в храме Рождества Богородицы начли работать авиамастерские. Они принадлежали эвакуированному в Уфу Куйбышевскому моторостроительному заводу, оборонному предприятию, которое не должно было останавливаться ни на день. Однако многие крупные детали и узлы самолётов, подлежащих здесь ремонту, попросту не вписывались во входные порталы церкви. Поэтому был расширен главный вход, и можно сказать, что храму ещё повезло с новыми «хозяевами» здания: в церквях, где в годы войны работали танковые мастерские, стены просто проламывали, чтобы транспортировать внутрь здания повреждённые стальные машины.
В послевоенные годы здание храма постепенно перевели на «мирные рельсы». В июне 1955 года Уфимский городской совет постановил передать помещение бывшей Рождественско-Богородицкой церкви государственной организации «Башкино». В здании был открыт кинотеатр «Йондоз», «Звезда». Первым кинофильмом, который был показан в новом кинозале в 1958 году, стала лента режиссёра Сергея Параджанова «Первый парень». В жизни кинотеатра бывали разные времена, а началась она с варварской переделки церкви. «Реконструкция» здания полностью лишила его купольной части, колокольни и двух пристроек. Были заменены все строительные перекрытия, установлены массивные опорные столбы и аляповатый портик при входе, в духе помпезного сталинского ампира. Внутри здания, как в любом кинотеатре, строители оборудовали кассу, фойе и главное помещение — зрительный зал.
По рассказам горожан, позади новоиспечённого кинотетра на некоторое время раскинулся пустырь, однако свято место пусто не бывает: в воскресные дни здесь обосновалась городская «толкучка», как в советские времена нередко именовали стихийные вещевые рынки — «барахолки». Сюда потянудись люди со всей Уфы, а заодно посещали и кинотеатр. Шло время, менялось и отношение к религии. Между тем члены православной общины неустанно требовали у властей вернуть им храмы. Немало писем поступило к городскому руководству и по поводу храма Рождества Богородицы. Сыграло свою роль и то печальное обстоятельство, что большинство уфимских церквей к началу 1990-х годов были закрыты и разорены. Рано или поздно количество обращений верующих к властям должно было привести к неименуемой подвижке ситуации, что и произошло летом 1991 года. Поначалу в здании прекратили демонстрацию киносеансов, а 21 августа уфимский горисполком постановил возвратить здание храма Рождества Пресвятой Богородицы прихожанам.
4 сентября здание уже бывшего кинотеатра было передано РПЦ. Храм стали восстанавливать всем миром. Благодаря неутомимой работе назначенному в храм настоятеля — отца Бориса Развеева и силами прихожан, была организована уборка мусора на прихрамовой территории, после чего началась капитальная реконструкция здания храма; удалось восстановить всю её купольную часть, надстроить недостающие ярусы колокольни, настелить железную кровлю и расширить окружающую территорию. В 1992 году о храме Рождества Пресвятой Богородицы заговорили уже во всей России: здесь стали мироточить сразу несколько старых икон, о чём написала центральная пресса. После этого знаменательного случая власти стали активнее помогать восстановлению и реконструкции храма, но всё равно восстановительные работы продолжались ещё много лет. В 2016 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе своего визита в Республику Башкортостан совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском храме и присвоил ему статус кафедрального собора.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?