Покровский собор, без всякого сомнения, хорошо знаком всем барнаульцам и большинству жителей края. Многие хоть однажды в своей жизни побывали под его святыми сводами: крестили своих детей, отпевали умерших родственников, приобретали свечи и иконы, молились о здравии своих родных и близких.
Особенно много людей посещало собор в 50-е — 80-е годы ушедшего века, когда на весь Алтайский край было всего три-четыре православных храма. В то время собор Покрова Пресвятой Богородицы окормлял значительные территории. Именно Покровский собор был тем краеугольным камнем, несокрушимой скалой, о которую разбивались мутные волны атеистического мракобесия. Да и в наши дни, когда православные храмы открыты почти во всех районных центрах, многие сельские жители, приезжая в Барнаул по своим делам, по старой памяти в первую очередь посещают кафедральный собор, отдавая ему предпочтение перед другими храмами.
В 2004 году Покровский собор отметил свой 100-летний юбилей. Но история появления первой Покровской церкви уходит в более отдаленные времена — в середину XIX века. Именно в это время на Алтай начинают переселяться многие жители европейских губерний России, страдавшие от малоземелья. Часть переселенцев оседала в Барнауле. Как правило, селились люди за Конюшенным переулком, сегодня — Красноармейский проспект, на западной окраине города, впоследствии названной Зайчанской слободой или просто Заячьей. Слобода быстро росла в сторону речки Пивоварки, а ближайший храм — святого Димитрия Ростовского — находился в центре города, на Демидовской площади, то есть на значительном расстоянии от Заячьей. В это время было принято решение о строительстве нового кирпичного Знаменского храма, а старую деревянную церковь во имя святых праведных Захария и Елизаветы было решено демонтировать и по ее плану построить церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Александра Невского в Заячьей слободе. Благословение на это благое дело дал Томский епископ Парфений 20 ноября 1859 года.
Спустя самое короткое время — а оно было необходимо для подвоза строительных материалов и некоторых организационных работ — в 1860 году приступили к строительству. При возведении нового храма стали использовать и хорошо сохранившиеся бревна разобранной к тому времени Знаменской церкви. Жители Зайчанской слободы считали за честь для себя принять участие в этом святом деле, поэтому Покровская церковь была построена в достаточно сжатые сроки: 4 августа 1863 года состоялось освящение храма.
Покровская церковь находилась в беднейшей части Барнаула. Ее прихожанами были крестьяне, мещане, ремесленники и прочий мастеровой люд. Поэтому, учитывая невозможность содержания храма на их скудные пожертвования, Томская консистория — а Алтайский горный округ Кабинета Двора Его Императорского Величества входил тогда в состав Томской епархии — приписала Покровскую церковь к собору Петра и Павла, который и должен был помогать Заячьей слободе содержать свой храм в благолепии. Это правило неукоснительно соблюдалось в течение всей второй половины девятнадцатого века и даже в начале двадцатого.
Однако территория Заячьей слободы стремительно увеличивалась, и уже к началу восьмидесятых годов XIX века. Покровская церковь не могла вместить в своих стенах всех верующих. По своей инициативе прихожане стали собирать деньги на строительство нового, более вместительного храма. Собирали всем миром, но, несмотря на пожертвования барнаульского купечества, довольно долго: необходимая для строительства сумма была собрана только к 1898 году. 9 августа этого же года был заложен первый камень в фундамент будущего храма. В 1903 году строительство церкви было завершено, а освящение состоялось 29 сентября 1904 года.
Как уже говорилось выше, Покровская церковь находилась в беднейшей части города и ее прихожане не имели возможности оплачивать учебу своих детей. Заботу об этом взял на себя настоятель храма протоиерей Иоанн Смирнов. По его инициативе первые церковно-приходские школы для мальчиков и отдельно для девочек были открыты при Покровской церкви еще в начале девяностых годов XIX века. Но их было явно недостаточно, и вскоре после завершения строительства каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Иоанн Смирнов заказывает известному барнаульскому архитектору Ивану Носовичу проект новой, кирпичной церковно-приходской школы. Вскоре и это здание было построено. Находилось оно на углу Павловской Анатолия улицы и Третьего Прудского Ядринцева переулка. Это была самая большая церковно-приходская школа Барнаула. Нужно отметить, что это здание всегда использовалось по своему прямому назначению — после Октябрьского переворота в нем разместилась школа № 13. Отрадно отметить тот факт, что современное руководство школы не забыло свои исторические корни и отсчёт времени в своем учебном заведении ведёт с 1892 года — года создания первой церковно-приходской школы при Покровской церкви. Свой 110-летний юбилей школа номер 13 отметила в 2002 году.
В годы революционного безвременья и богоборческого режима Покровская церковь в полной мере пережила те испытания, которые выпали на долю русского православного народа: безбожники обстреливали ее в дни страстной седмицы 1918 года, грабили в начале двадцатых годов. 10 апреля 1939 года церковь была закрыта.
Покровский храм промыслом Божиим прекратил богослужения одним из последних на Алтае и не был разрушен как большинство храмов Барнаула. Многие его священники и прихожане были арестованы, расстреляны, отправлены в тюрьмы и лагеря. Но в лихую военную годину храм был вновь открыт — в январе 1944 года началось его восстановление.
Новая история Покровской церкви началась с конца 1943 года. Сохранился протокол перового собрания верующих г. Барнаула от 30 ноября 1943 года. На собрании присутствовало сто семьдесят восемь человек. Единогласно был избран исполнительный орган из десяти человек. Председатель церковного совета — Фролова Параскева Петровна, заместитель председателя — Суслова О.А., казначей — Хахулин Ф.С., его помощник — Горностаева Л.А и шесть членов церковного совета. Единогласно избраны две предложенные кандидатуры священнослужителей: протоиерей Павел Петрович Шутов, проживавший в городе Алейске и протоиерей Николай Стефанович Юдин, проживавший в Затоне. Верующие высказали свою готовность оказать церкви помощь: денежную, вещами и своим личным трудом.
Для барнаульской общины верующих встал вопрос о выборе храма для богослужений. Обследовав здание Покровской церкви на пригодность для богослужения, комиссия верующих составила Акт от 9 декабря 1943 года Покровский храм находился в плачевном полуразрушенном состоянии: ни колокольни, ни крыши, ни стекол в окнах не было.
Община верующих просила более передать ей для богослужений благоустроенную Знаменскую церковь, но в ней располагался Краевой архив НКВД, по этой причине Знаменскую церковь не отдавали. Общине пришлось восстанавливать Покровскую церковь, заключив договор о передаче здания в бессрочное пользование. 12 февраля 1944 года состоялся Акт передачи исполкомом барнаульского совета депутатов трудящихся здания Покровской церкви по ул. Никитина 137 общине верующих во главе с настоятелем протоиереем Павлом Шутовым, председателем церковного совета Фроловой П.П. и заместителем председателя Сусловой О.А.
Первый настоятель возрожденного Покровского храма протоиерей Шутов Павел Петрович родился в 1885 годк, в г. Молога Ярославской области. Имел классическое образование: Духовное училище, Семинарию и Ярославский Юридический лицей. В 1909 году он был рукоположен и служил священником в Ярославской Феодоровской церкви, а с 1933 года переведен к кладбищенской церкви г. Рыбинска. В 1936 году Шутов был сослан в трудовой исправительный лагерь Сиблаг на пять лет по обвинению — 58 ст. УК, контрреволюционная деятельность. С 1942 года священник проживал в г. Алейске, а с 15 декабря 1943 года — в г. Барнауле.
Силами верующих Покровский храм был подготовлен для освящения менее чем за два месяца. В воскресение пятой недели Великого поста – 26 марта 1944 года. Высокопреосвященнейшим Варфоломеем, Архиепископом Новосибирским и Барнаульским, «при громаднейшем стечении народа, радовавшегося и этому торжеству, и вообще открытию церкви», храм был освящён.
Первым псаломщиком Покровской церкви был диакон Павел Андренюк. Он родился в 1889 году в с. Барщево Брестской области. Вырос при церкви, нес послушание на клиросе. 20 июня 1912 года Высокопреосвященнейшим Михаилом Ермаковым Гродненским и Брестским был назначен псаломщиком Грушевской церкви Корбинского уезда, где беспорочно прослужил до 1941 года. 20 июня 1941 года перед оккупацией немцами Брестской области эвакуировался вместе с семьёй в г. Барнаул. С 1942 года по март 1944 года работал на мясокомбинатской железнодорожной ветке в г. Барнауле. В 1944 году архиепископ Варфоломей рукоположил его в сан диакона к Покровской церкви г. Барнаула.
С открытием церкви стал формироваться церковный хор. Первым регентом стал пожилой музыкант Захар Семенович. Регент организовал проведение репетиций хора. В восемнадцать лет пришла в хор Покровской церкви Мария Хлебникова. Она не знала нотной грамоты, но очень хотела петь в хоре. Захар Семенович прослушал ее и сказал, что принимает в хор. Из ее воспоминаний: «разучивали новую «Херувимскую песнь» готовились к Пасхе!». Многие старые прихожане Барнаула еще помнили церковные службы и былые напевы. Пели по рукописным дореволюционным нотам. Основу хора составляли пожилые певцы, которые любили и знали церковную службу и церковные распевы. Нужно сказать, что молодых подростков не брали в хор: это было запрещено советской властью. Только после совершеннолетия и только те, родители которых были простые рабочие и не принадлежали коммунистической партии, могли находиться на богослужении. Некоторые отъявленные коммунисты вылавливали детей и подростков в церкви, вызывали родителей и проводили унизительные беседы на атеистические темы.
В предвоенные годы гонения разорения и закрытия храмов многие церковные ноты и книги сожгли. Осталась только малая доля дореволюционных печатных сборников и рукописные нотные тетрадки, которые хранили, несмотря на запрет, пожилые певчие и регенты бывших храмов. В возрождающихся храмах была большая потребность в церковных книгах, нотах, их собирали по крупицам, переписывая друг у друга, переезжая из города в город. В 1943 году в г. Бийске первой была открыта и действовала Покровская церковь, которая стала источником собирания и распространения церковно-певческих рукописей. Все регенты и любящие хоровое дело певчие вносили посильную лепту в расширении богослужебного репертуара. Была введена даже такая должность — писчий нот, за труды которого выплачивалось небольшое жалование. С этого времени начался процесс собирания и формирования хоровой нотной библиотеки Покровской церкви г. Барнаула.
Согласно заявлению протоиерея Павла Шутова от 30 июня 1944 года, его уволили в за штат с правом перехода в другую епархию. Он уехал в Кострому. Настоятелем Покровской церкви был назначен протоиерей Николай Юдин. Указом Архиепископа Новосибирского и Барнаульского от 3 сентября 1944 года он также начал исполнять должность благочинного церквей Алтайского края. В связи с этой должностью ему давались полномочия фиксировать общины верующих и открывать храмы на Алтае. Николай Стефанович Юдин «был выращен Барнаулом», его помнили многие верующие еще с 20-х годов, когда он был благочинным Барнаульского уезда. Он был участником Великой Отечественной Войны и имел государственные награды.
С 22 сентября 1944 года на вакансию второго священника в Покровскую церковь был назначен иерей Иоанн Алексеевич Литвинцев. Родился он в г. Иркутске в 1887 году. Служил псаломщиком с 1909 года на станции Нижний Удинск Сибирской железной дороги. С 1912 года — диакон кафедрального собора г. Иркутска. С 1930 года Литвинцев трудился на заготовках легтехсырья в системе «Оптсоюза» на ст. Слюдянка Забайкальской железной дороги Иркутской губернии. С 1931 года он работал делопроизводителем Золотопродской системы В.С.З. Нижнеудинского района. В 1932 году был рабочим при Енисейском краеведческом обществе г. Красноярска. С 1934 года Литвинцев служил диаконом старого собора г. Красноярска. В 1936 году он работал сторожем центрального аптечного склада, а с 1938 года — сторожем строительного треста г. Красноярска. С 1941 года по 1944 год он был заведующим складами стройконторы системы Красноярского Горторга. С 20 января 1944 года Литвинцев служит диаконом кладбищенской церкви г. Красноярска. По вызову Архиепископа Варфоломея он назначен псаломщиком Вознесенской церкви г. Новосибирска, а осенью 1944 года был назначен священником в г. Барнаул.
В послевоенный период были проблемы с псаломщиками Покровской церкви. Многие долго не задерживались и переводились в другие храмы по разным причинам. Одни не приживались, других рукополагали и назначали на священническое служение. Диакон-псаломщик Андренюк Павел Евтихиевич был рукоположен в сан священника и с 19 апреля 1945 года был назначен на вакансию третьего штатного священника Покровской церкви. В связи с этим рукоположением, на его место был направлен псаломщик-диакон Георгий Иванович Никифоров. Согласно прошению псаломщика и ходатайству протоиерея Николая Юдина — благочинного церквей Алтайского края, Никифоров Г.И. был переведен в клир церкви из Покровского храма г. Бийска. Но вскоре так получилось, что по благословению Архиепископа Варфоломея диакон Герогий был опять направлен к Бийской Покровской церкви. По извещению от 6 октября 1945 года, диакон-псаломщик Георгий Никифоров был отстранен от должности настоятелем протоиереем Н. Юдиным, за недопустимое поведение в храме. Поэтому 15 октября по резолюции Высокопреосвященнейшего Варфоломея диакон Георгий Никифоров «для пользы службы переводится к Покровской церкви г. Бийска».
В Барнаульском храме опять возникла потребность в псаломщиках. Высокопреосвященнейший Владыка Варфоломей в г. Новосибирске 23 июня 1946 года рукоположил во диакона Андрея Васильевича Малютина и назначил его штатным псаломщиком Покровской церкви г. Барнаула. По архивным сведениям, А.В. Малютин имел общее образование три класса, был уроженцем деревни Мсхомк Красноярского района Удмурской АССР, проживал в селе Лебяжье Сростинского района. В Алтайском крае до 1930 года он занимался сельским хозяйством. После переехал в Кемеровскую область на рудник, работал печником до 1941 года. Через некоторое время, он был рукоположен в священнический сан и направлен к Покровской церкови в с.Ново-Перуново Тальменского района.
В 1947 году диакон Иван Иванович Хаймин был назначен псаломщиком к Покровской церкви г. Барнаула. Он родился в 1895 году в г. Чердынь, Молотовской области. Закончил два курса Духовной семинарии. С 1913 года — псаломщик, в 1916 году диакон. В 1920 году во время гражданской войны эвакуировался в Сибирь и работал хористом в Новосибирском отделении Народного образования. С 1921 года по 1923 год работал в Усольском уездном отделе труда в качестве секретаря. С 1923 года по 1939 год служил диаконом в разных храмах Свердловской области. С 1939 года по 1947 год вернулся к светской деятельности и трудился бухгалтером Механического завода №1 МВС. С 19 апреля 1947 года архиепископом Варфоломеем назначен штатным псаломщиком Покровской церкви.
В июне 1947 года Владыка Варфоломей, обращаясь в письме к уполномоченному по делам РПЦ в Алтайском крае, просит, чтобы разрешили провести общее собрание церковного совета Покровской церкви и сделать перевыборы совета, так как: «Настоящий церковный совет непозволительно долго тянет ремонт храма и своим неумением вести церковное дело требует смены». Преосвященнейший был обеспокоен неудовлетворительным ведением ремонта Покровской церкви г. Барнаула. В связи с этим были проведены два собрания верующих Покровской церкви и полностью переизбран исполнительный орган: староста, его помощник и казначей. Архиерейским указом от 15 августа 1947 года протоиерей Николай Юдин был переведен настоятелем Успенской церкви г. Бийск, а настоятелем Барнаульской церкви был назначен священник Иоанн Литвинцев. Вторым священником Покровской церкви стал иерей Димитрий Ложкин, переведенный из Успенской церкви г. Бийска.
Второй настоятель протоиерей Николай Юдин был помощником и соратником протоиерея Павла Шутова, продолжил его труды по возрождению духовной жизни и ремонту храма, он ходатайствовал перед властями о приобретении дома для священнослужителей, при нем был восстановлен главный купол храма.
Третий настоятель иерей Иоанн Литвинцев продолжил работу по ремонту церковного здания; при нем был установлен большой крест на главном куполе Покровской церкви, были смонтированы два крыльца боковых приделов и покрашена крыша храма; летом 1951 года приступили к реставрации росписи.
Современная история храма начинается с 90-х годов ХХ века, когда началось активное восстановление храма и строительство колокольни, благоустройство прихрамовой территории. За 30 лет был полностью восстановлен первоначальный облик храма, установлены новые купола, построен крестильный храм и трапезная, воскресная школа и детская площадка, облагорожена территория и огорожена забором.